ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКАВ истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли -функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А взрослость рассматривалась как стабильный период. Так, например, французский психолог Э. Клапаред [28] характеризовал зрелость в качестве состояния психической ■«окаменелости», когда прекращается процесс развития. Э. Эб-бингауз [68], выделяя в развитии памяти три периода, определял возраст 25—50 лет как неизменяемый в отношении данной психической функции. Ярким проявлением господствующего в то время взгляда на психику взрослого человека является высказывание американского психолога В. Джемса. Он писал ■о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательность проходит, умственные «связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана [22]. Определяя основные стадии в становлении интеллекта человека, Ж- Пиаже [45] ограничивал их рамками от рождения до юношеского периода включительно. Психологические характеристики взрослого человека выступали в качестве эталонов и при выявлении инволюционных про-адессов в период старения. С возникновением геронтологии (конец XIX—начало XX в.) данные о молодых людях использовались для определения величины снижения функций или их сохранности в общем инволюционном процессе. По мере открытия многомерного характера этою процесса и разновременности ■старения поиск норм и эталонов развития значительно усложняется и сохраняет свою проблематичность вплоть до настоящего времени. Проблема построения единой научной теории индивидуального развития не может быть разрешена без разработки ее основного раздела — возрастной психологии зрелости. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г. Н. Н. Рыбниковым [52], предложившим назвать данный раздел возрастной психологии S ркмеологией» или наукой о периоде расцвета всех жизненных рл человека. Обобщая накопленные научные данные о классификациях |зрослого периода жизни, Б. Г. Ананьев [7] показал разнообра- ре подходов к возрастной периодизации развития взрослого человека. Возрастные пределы взрослости определяются комплек-р;ом социальных и биологических причин и зависят от конкрет-[иых социально-экономических условий индивидуального развития человека. Поэтому в настоящее время границы этого пе-гриода в условиях нашего общества составляют 17—-18 лет — [нижняя и 55 — для женщин, 60 лет — для мужчин — верхняя. ^Нижняя граница — это окончание средней школы и начало самостоятельной жизни, а верхняя граница взрослости определяется выходом на пенсию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|