Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение развития творческих способностей младших школьников




Психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в его будущей профессиональной деятельности, трудно будет взаимодействовать с людьми.

Все признанные мэтры психологии и педагогики сходятся во мнении, что каждый ребенок по своей натуре творец. Необходимо лишь как можно раньше разглядеть в нем творческое начало и развить индивидуальные способности.

Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развить и закрепить еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее.

Недаром система образования на сегодняшний день претерпевает существенные изменения. Введение новых стандартов предполагает формирование у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, среди которых немаловажными являются действия постановки и решения проблем. Современные школьники должны уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, формулировать проблему, самостоятельно создавать поиск способов её решения, что требует развития творческих способностей.

Это достигается путем внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических программ (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов), главными критериями которых являются индивидуальный подход к ребенку, предоставление ему широких возможностей для самореализации, поощрение любых творческих начинаний.

Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

Отчего же зависит развитие творческих способностей человека?

Обратимся к словам великого советского педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности». На современном этапе развития психолого-педагогической практики сложно оценить наличие связи между интеллектом и творческими способностями. Существует, по крайней мере, три основные точки зрения по данной проблеме:

1. Первая точка зрения предполагает, что как таковых творческих способностей нет, а интеллект выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.

2. Вторая точка зрения состоит в том, что высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Чем выше мыслительная способность человека, тем интереснее и оригинальнее его идеи.

3. Третья точка зрения состоит в представлении о творческой способности как самостоятельном факторе, независимом от интеллекта.

Проанализируем понятия «интеллект» и «творчество».

Интеллект (от лат. intellectus – понимание) – качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов. Но, с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь.

Структура интеллекта представлена в трудах многих авторов (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и т.д.). На наш взгляд, наиболее лояльная структура интеллекта предложена американским психологом Робертом Стернбергом.Он выделил три вида мыслительных процессов:

1) вербальный интеллект – характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;

2) способность решать проблемы;

3) практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

Интеллект здесь раскрывает исключительно способности человека: характеризует объем памяти, мышления как такового, в некоторой степени целеустремленность.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), – уникальность его результата.

Зависит ли творчество от интеллекта? Почему человек начинает изобретать что-то кардинально новое, творить, придумывать? Ответы ученых на данные вопросы весьма разнообразны.

Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.

Австрийский психолог, психиатр и мыслительАльфред Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Снова человека-творца выставляют как странного, ненормального, не от мира сего.

Наибольшее внимание феномену творчества уделил швейцарский психиатр Карл Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного. В творческих продуктах индивид изображает то, что он не может, но хочет понять.

Итальянский психолог, психиатр, гуманистРоберт Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Таким образом, творческий человек рассматривается не в качестве странного индивида с психическими отклонениями, а как наиболее духовно развитая, стремящаяся к идеалу, личность.

Психологи гуманистического направления (Гордон Уиллард Олпорт и Абрахам Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста; по Маслоу, это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. Абрахам Маслоу так же считал проявление творчества в достижении эстетических потребностей одной из наивысших ступеней развития личности.

В чем выражаются творческие способности?

В гибкости мышления, которая позволяет быстро переключаться с одной идеи на другую.

В оригинальности, выражающейся в умении находить свежие решения.

В любознательности – способности с любопытством воспринимать все новое.

В смелости достигать конечный результат, преодолевая боязнь ошибиться.

В тяге к экспериментированию, созиданию нового.

На рубеже XIX - XX столетий как специальная область исследований начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».

Таким образом, ученые начинают рассматривать способность к творчеству как независимый самостоятельный процесс, качество личности, получившее впоследствии название «креативность».

Единой теории креативности и развития творческих способностей не существует. Однако в психолого-педагогической литературе можно проследить некоторые общие тенденции:

1) творческие способности или творчeские потeнциалы заложeны и сущeствуют в каждом чeловеке;

2) творчество – это естeственная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности;

3) творчество нельзя сводить только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в торговле, и в приготовлении пищи, и в любой другой деятельности, а результаты этой деятельности – не только конкретные продукты или идеи, но также и сами действия.

В современной системе образования от детей постоянно требуют «творческие продукты». Созданы целые тренинговые программы по созданию креативных проектов. Творчество приветствуется везде, его необходимо развивать, чтобы быть востребованным и успешным.

Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать, а это не всегда удается. Тогда на помощь приходит фантазия. С ее помощью ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, которая в реальной жизни может быть ему недоступна.

Очень важно не упустить время и активно развивать творческие способности младших школьников!

Ячменнова Екатерина, студентка БОУ СПО ВО

"Вологодский педагогический колледж",

научный руководитель: Гороховская И.В.,

канд. пед. наук, зам. директора

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных