Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конфиденциальность результатов. 4 страница




Однако как бы ни были правдоподобны гипотезы о происхождении галлюцинаций, механизмы их развития до сих пор окончательно не вскрыты. Опыт применения психотропной терапии показал различную эффективность нейролептических препаратов при клинически однородных галлюцинациях. Это говорит о сложности патологических механизмов, лежащих в основе расстройства восприятия.

51. Расстройства представлений.

Дереализация (лат. de - приставка, означающая сни­жение, отдаление, удаление, отмену, движение вниз) - рас­стройство перцепции окружающей реальной действительно­сти, при котором восприятие прежде знакомых явлений и предметов, живых существ, пространственных отношений начинает сопровождаться чувством измененности их, чуждо­сти, неестественности, нереальности. При этом больным ча­ще всего даже трудно определить, каким образом изменилось все вокруг, именно поэтому при описании своих необычных переживаний они употребляют такие слова, как «будто бы», «вроде», «наподобие», «как бы»: «дома какие-то далекие, да­лекие», «как будто все подернулось какой-то дымкой», «де­ревья как нарисованные, хотя я знаю, что они настоящие», «все кругом какое-то мертвое», «все и такое и не такое, как будто бы я видела все это во сне», «чувствую, что все как-то изменилось, но не могу ни с чем сравнить, не могу понятно описать».

Для типичных дереализационных нарушений обычно характерно критическое отношение, понимание необычно­сти, неестественности своих переживаний. Этим, как прави­ло, присутствующим сравнением новых переживаний с данными прошлого опыта, этой диссоциацией между ранее при­обретенными знаниями и новыми ощущениями дереализационные расстройства отличаются от иллюзий и галлюцина­ций. Окружающее, несмотря на чувство измененности его, воспринимается больным адекватно (в отличие от иллюзий), без каких-либо мнимых восприятий (как при галлюцинаци­ях).
Чувство дереализации может касаться как нескольких органов чувств одновременно (изменение зрительных, слу­ховых, тактильных, вкусовых впечатлений), так и какого-то одного из них. Например, больной не может на ощупь опре­делить, до какого предмета он дотрагивается - деревянного или железного, другому всякая пища кажется одинаково без­вкусной - «все как трава». Однако чаще всего встречаются изменения перцепции, связанные преимущественно с двумя анализаторами - зрительным и слуховым.
Родственными дереализационным явлениям считают­ся такие симптомы, как уже виденное (deja vu), уже пере­житое (deja vecu) или, напротив, никогда не виденное (jamais vu). Эти переживания состоят в том, что обычно на короткий момент хорошо знакомая, давно привычная обстановка вдруг кажется какой-то новой, никогда не виданной, чужой или, наоборот, новая ситуация, новая обстановка на какое-то мгновение кажется хорошо знакомой, виденной, испытанной, а все, что сейчас с человеком происходит, - уже когда-то пе­режитым. Указанные симптомы довольно часто встречаются в норме, особенно в связи с утомлением, недосыпанием, пе­ренапряжением.
Переживание чувства дереализации может появляться и у здоровых людей (при тех же условиях и также кратко­временно), хотя нередко встречается и при психических за­болеваниях. Из дереализационных расстройств у здоровых чаще всего отмечаются кратковременные нарушения такого характера, когда хорошо знакомая местность кажется пере­вернутой на 180°.
Расстройство «схемы тела» выражается в наруше­нии привычных представлений о размерах и форме своего тела или отдельных его частей, о расположении их или о по­ложении всего тела. Например, больному кажется, что его голова стала огромной, не умещается не только на подушке, но и вообще в комнате, что ноги его начинаются прямо от головы, а туловище исчезло. Другой чувствует, что у него непомерно увеличилась рука - «стала просто пудовой», сам он «становится маленьким» или, напротив, огромным, «как Гулливер в стране лилипутов», его «руки вытягиваются», «ноги раздвоились, и их стало не меньше четырех», «голова отделилась от тела» и т. д. Под контролем зрения эти изме­ненные представления о форме, размерах и положении соб­ственного тела или отдельных его частей, как правило, исче­зают, больной видит свое тело в обычном, привычном для него виде, но стоит ему закрыть глаза, как голова вновь ста­новится непомерно большой и т. д.
Расстройства «схемы тела» нередко сопровождаются метаморфопсиями - искаженным восприятием формы ок­ружающих предметов (гр. meta - после, за, через; обозначает также переход к чему-то другому, перемену состояния, пре­вращение + morphe - форма). Например, шкаф кажется боль­ному искривленным, ножки стула зигзагообразными, окно принимает ромбическую форму. Кроме того, искаженное восприятие окружающих предметов выражается в том, что они кажутся больному меньше или больше их натуральной величины (микропсия, макропсия), увеличиваются в числе (полиопсия), перемещаются (оптическая аллестезия), валятся на больного, вдавливаются в него, находятся в бурном дви­жении (оптическая буря).
Иногда в грубо измененном виде воспринимаются не только величина и форма предметов, но и пространственные отношения: больному кажется, что стены комнаты сближа­ются, рушатся, падают на него или, напротив, раздвигаются, пол становится волнообразным, пространство как бы разры­вается.
Метаморфопсии и родственные им симптомы отли­чаются от иллюзий адекватностью восприятия. Больной зна­ет, что он видит стул, хотя и с кривыми ножками, а не ги­гантского паука вместо стула, как это может быть при иллю­зорном восприятии. От галлюцинаций они отличаются тем, что в искаженном виде больной воспринимает все-таки ре­ально существующие в период восприятия вещи.

52. Расстройства логического познания – нарушение мышления.

Мышление - психический процесс обобщенного и опосредован­ного отражения действительности. В отличие от непосредственно­го отражения в ощущениях и восприятии мышление опосредовано системой различных знаков, выработанных человечеством. Средс­твом опосредования и обобщения является язык.

Язык - это система условных символов, относительно независи­мых от индивида, с помощью которой передаются сочетания зву­ков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие ми­ра, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - рус­ский, английский и пр.) - это средство общения и интеллектуальной деятельности человека.

Язык - это система знаков естественного (речевого) языка и на­учных языков (математический, химический, компьютерный и т.д.), языка дорожных знаков и пр. Различные системы знаков фиксиру­ют информацию и хранят ее в сокращенной компактной форме для дальнейшего использования. Проблема использования различных языков всегда интересовала ученых. Это выразилось в том, что поя­вилась отрасль науки - семиотика (наука о знаках), а вслед за ней - и психосемиотика (наука об употреблении знаков человеком). Одним из создателей психосемиотики в отечественной психологии можно назвать доктора психологических наук, профессора М.В. Гамезо.

Единицей языка является слово, предметное содержание ко­торого называют значением слова. В значении слова выражает­ся исторический опыт всего человечества. Слово может иметь не­сколько значений. Подходящее по контексту значение слова - его смысл. Например, слово «корень» имеет несколько значений: ко­рень растения, зуба, слова и т.д. Смысл же слова устанавливает­ся по контексту, идет ли речь о растениях, зубах или составе сло­ва и т.д.

Единица мысли - это значение слова, его смысл. Находить значе­ния и смыслы слов человек научается в процессе жизни в общении, обучении и воспитании. Слова и мысли взаимосвязаны. Чем глубже мысль, тем точнее слово.

Речь - это процесс пользования естественным языком.

Мышление - процесс познания, который связан с открытием субъективно нового знания, решением задач, с творческим преобра­зованием действительности. Поэтому в психологии мышление рас­сматривается и изучается как психический процесс и как процесс решения задач. Мышление включено во все виды деятельности че­ловека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми личност­ными особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, спо­собностями и пр.). Мышление считается высшим познавательным процессом.

Мышление как психический процесс совершается в умствен­ных (мыслительных) действиях и операциях.

Умственные действия - это разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, это действия с обра­зами, представлениями и понятиями. Например, действие доказа­тельства, подведение под понятие, классификации и пр. (Н.Ф. Та­лызина). Умственное действие всегда осознанно, так как осознается его цель. Экспериментально установлено также, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компо­ненты.

Умственные действия состоят из простейших мыслительных опе­раций. Известно конечное число таких операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация. Ведущими яв­ляются анализ и синтез. В процессе умственной деятельности мыс­лительные операции протекают неосознанно, хотя при желании че­ловек может их осознавать.

Мыслительные операции

Анализ - мыслительная операция разделения предметов и явле­ний на части.

Например, чтобы решить любую задачу, надо сначала мысленно разделить ее на две части: что известно и что надо узнать. Изучая растение, мы мысленно выделяем в нем части: корень, ствол, лис­тья и т.д.

Синтез - мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое. Например, когда мы говорим «яб­локо», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр.

Сравнение - мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ними. Сравнивать объекты следует по одному основанию. Например, срав­ним ощущение и восприятие. Различия: ощущение - процесс отра­жения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а восприятие - отражение предметов и явлений в целом; сходство: оба психические процессы отражения и действуют в момент воздейс­твия раздражителя на органы чувств.

Обобщение - мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам. Напри­мер, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь, воображение можно объединить в группу познавательных процес­сов по их существенному признаку: все они служат для познания ок­ружающего мира.

Абстракция (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновре­менном отвлечении от несущественных. Это выделение какой-ли­бо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Например, когда мы говорим, что пианино, скрипка и флейта - музыкальные инструменты, мы отвле­каемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры (как бы забываем об этом на время).

Конкретизация - мыслительная операция, противоположная абс­тракции. Это представление чего-либо единичного, что соответс­твует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизировать понятие «психика» - значит назвать конкретный пример психики, положим, мышление, или способности, или моти­вы и т.д.

Формы мышления

Мышление функционирует и фиксируется в различных формах: предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Словесно-логическое мышление, в свою очередь, выражается в по­нятиях, суждениях и умозаключениях.

Мышление предметно-действенное (наглядно-действенное) - форма мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предме­тов и действия с ними. В этом мышлении субъект выполняет мысли­тельные операции (анализ, синтез, сравнение и др.) в действии, ра­ботают руки и глаза. Такое мышление типично для дошкольного воз­раста (собирает и разбирает пирамидку, машинку). «Поле зрения» ребенка совпадает с полем его действий. Это наиболее элементар­ная форма мышления, возникающая и использующаяся взрослым человеком в практической деятельности. Предметно-действенное мышление является основой формирования более сложных форм мышления.

Мышление наглядно-образное - форма мышления, которая осущест­вляется непосредственно при восприятии окружающей действи­тельности и без этого осуществляться не может. В этом процессе че­ловек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти. Дан­ная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Мышление словесно-логическое (понятийное) - это мышление с опо­рой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой фор­ме мышления человек использует понятия, суждения и умозаключе­ния, из которых строятся различные рассуждения.

Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся признаков при психических заболеваниях. Они могут быть трех видов: нарушения операционной стороны мышления, нарушения динамики мышления (например, замедленность или вязкость мышления у некоторых больных) и нарушения мотивации (в качестве существенного выступает то, что не соответствуют жизненным целям человека) мышления.

 

Нарушения операционной стороны мышления (главным образом, операций обобщения, абстрагирования и конкретизации) приводят к нарушениям логики мышления в виде резонерства, формализма, патологической обстоятельности мышления, неясного и паралогического мышления и другого.

Резонерство

Резонерство – это склонность к пространным, скучным и длинным рассуждениям нравоучительного характера о чем-либо. Больные при этом не принимают во внимание конкретные факты и обстоятельства и не стремятся достичь в своих рассуждениях определенной цели или сделать какие-то выводы. В результате речь принимает беспредметный характер. Такие речи обычно витиеваты, высокопарны и многословны – это речи ни о чем. Например, на вопрос об отношениях в его семье больной может долго и пространно рассуждать о семейных отношениях, не касаясь ничего конкретно.

Резонерство может быть достаточно безобидным, проявляясь пространными рассуждениями и прописными истинами, которые подаются с самым многозначительным видом. Но резонерство может быть и признаком психических заболеваний. Так, для шизофрении характерно короткое резонерство: короткие общие неопределенные ответы на конкретные вопросы, например, на вопрос о том, как его дела, больной отвечает, что в наше время никто не может знать, как его дела. При эпилепсии резонерство проявляется в виде длинных нравоучений, поучений, подчеркивающих превосходство больного над окружающими его людьми.

Формальное мышление

Формализм – это приверженность к соблюдению внешней формы в ущерб существу дела. При этом человек уделяет внимание не реальному значению факта или сущности явления, а какому-то формальному его выражению. Например, на вопрос о том, где проживает больной, он может ответить, что не проживает, а проживала, так как сейчас он находится в больнице, а на вопрос о том, чем он занимается, он отвечает, что лежит в кровати. В таких ответах видна только лишь внешняя сторона дела, а сути нет.

Формализм мышления психически больных людей может проявляться буквальным толкованием пословиц и поговорок – такие больные не в состоянии понять их иносказательный смысл. Формальное мышление характерно для больных шизофренией.

Патологическая обстоятельность мышления

Патологическая обстоятельность мышления (вязкость) – это высокая детализация любой речи, при которой теряется ее смысл и суть. Такие больные неспособности отделить главное от второстепенного, то есть происходит нарушение операций обобщения и абстрагирования. Мысли и сведения излагаются не в логической, а пространственно-временной последовательности, начинаясь издалека и сопровождаясь повторами, остановками, и настолько медленным рассказом, что больные часто забывают, что именно они пытаются сказать. Патологическая обстоятельность мышления характерна для больных эпилепсией.

Неясное мышление

Неясное мышление – это мышление без определенной цели, с логически необоснованными переходами от одной мысли к другой, без учета времени и места событий. Речь таких больных расплывчата, с нарушением последовательности и постоянной потерей нити разговора. Они просто говорят то, что придет в голову, перескакивая с одного события на другое, не отграничивая прошлое от настоящего. Например, при вопросе о самочувствии больной рассказывает всю свою жизнь, перескакивая с одного события на другое. Этот вид нарушения мышления характерен для шизофрении.

Паралогическое мышление

Паралогическое мышление отличается предвзятым направлением мыслей, при этом учитываются только те явления, которые соответствуют убеждениям больного. Все, что противоречит этим убеждениям, считается неправильным. Например, потеря посылки на почте рассматривается как кража, возможность других причин просто не рассматривается.

При этом все рассуждения больного выглядят для окружающих странно и нелогично. Этот вид нарушения мышления характерен для больных шизофренией. Признаки расстройства логического мышления имеют большое значение в диагностике психических заболеваний.

- Нарушение операционной стороны мышления: это снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения. Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами, т.е. утрачивается способность к абстрагированию.
При искривлении процесса обобщения происходит отрыв суждений человека от конкретных, единичных связей. Проявляется резонерством.
- Нарушение личностного компонента мышления:
- Разноплановость мышления,

- Снижение критичности,
- Снижение саморегуляции — означает потерю целеустремленности мыслительного процесса.
- Нарушение динамики мыслительной деятельности:

- Лабильность мышления — неустойчивость способа выполнения мыслительных операций, легкий переход от одного к другому;
- Инертность мышления — тугость мышления, ригидность, трудности переключения.
- Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности — выражается в невозможности целенаправленной организации мыслительных действий.
Мышление может нарушаться по—разному. По В. М. Кузнецным и М. Чернявским, расстройства мышления бывают формальными и продуктивными.
Формальные расстройства мышления можно дифференцировать по темпу, логической стройностью и целеустремленностью.

Нарушения

Б.В. Зейгарник делит все нарушения мышления на четыре груп­пы: 1) нарушение операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения - оперирование общими признаками заменяется конкретными и пр.); 2) нарушение личностного компонента мышле­ния (снижение критичности, целенаправленности и др.); 3) наруше­ние динамики мыслительного процесса (лабильность и инертность мышления); 4) нарушение саморегуляции познавательной деятель­ности (невозможность организации мышления).

Клинические исследования указывают на большое разнообразие патологических нарушений мышления.

53. Структурно-функциональная модель мозга. Виды нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга.

А. Р. Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психич. деят-ти. Мозг можно разделить на 3 структурно-функциональных блока: 1. Энергетический. Функция блока состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций. Энергетич. блок включает в себя: ретикулярная формация ствола мозга, лимбическая система. При отказе работы 1го блока у чел. становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме. Эмоц. жизнь чел. изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным. 2. Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной инф-ции включает в себя центральные части осн. анализаторов -зрит, слух. и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Осн. функция первичных проекционных зон - тонкая идентификация свойств внешн. и внутр. среды на уровне ощущения. Нарушения 2го блока: страдает слух, кожн. чувствит., ухудшается процесс приёма и обработки зрительной инф-ции. 3. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, согласно концепции А. Р. Лурии, занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины, в основном в лобных долях. Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка инф-ции и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека пере-стают подчинятся заданным программам.

54. Основные этапы становления психодиагностики: предыстория и история.

ПД возникла не сразу в готовом и совершенном виде, она имеет свою историю и предысторию.

Предыстория развития ПД уходит в глубь веков и связана с изучением отдельных способностей, знаний, умений, навыков.

Исторические свидетельства развития ПД:

Древний Вавилон, 3 тысячелетие до НЭ. Здесь проводились испытания выпускников школ по подготовке писцов. Это были достаточно образованные люди. Они обладали достаточно обширными для своего времени знаниями. Эти знания проверялись - знание всех 4х арифметических действий, умение измерять поля, умении распределять рационы, умение делить имущество, оценивалось владение искусством пения и игры на муз инструментах, умение разбираться в тканях, металлах, растениях.

Древний Египет. Отбор кандидатов в жрецы. Он включал 2 этапа:

- собеседование, выявлялись географические данные, уровень образованности, оценивалась внешность, умение вести беседу.

- осуществлялась проверка умения трудиться, слушать, молчать, проводились испытания огнем, водой и страхом (преодоление мрачных подземелий в полном одиночестве).

Школа Пифагора. 1 этап: трудная математическая задача. Если клиент справлялся с задачей, то вопрос о его зачислении решался положительно. Для тех, кто решил, 2 этап: кандидата вводили в зал, где находились слушатели школы, те начинали стараться вывести кандидата из состояния равновесия. Оценивалось умение достойно держаться в подобной ситуации, умение отвечать на выпады.

Древний Китай, 2 тысячелетие до НЭ. Отбор кандидатов в правительственные чиновники. Каждые 3 месяца чиновников повторно экзаменовались у Императора по следующим искусствам: стрельба из лука, верховая езда, музыка, умение писать, считать, знание ритуалов и церемоний. Для государства данная система экзаменов была средством отбора достаточно способных, вмеру эрудированных и лояльных к власти людей.

Индия. Чань буддизм. Система отбора включала: загадки, вопросы по работе, создание ситуаций психического стресса, которые создавались за счет след факторов: парадоксальность самих вопросов: например: была ли борода у бородатого, имеет ли собака природу Будды?, второй фактор: ограничение времени (отвечать сразу, не раздумывая), 3й фактор: введение помех. Комиссия оценивала уровень просветленности Чаньского сознания, чаньский ход мышления.

Шаманы. У некоторых народов (эскимосы, казахи) чуть ли не каждый взрослый мужчина считал себя способным шаманствовать. Когда кто-то объявлял себя шаманом должен был по требованию народа ходить по снегу босиком с обнаженной головой, лизать языком раскаленные до красна металлические предметы. Если он этого делать не мог, его объявляли сумасшедшим.

Из этих свидетельств можно сделать вывод, что испытание индивидуальных способностей представляет собой важную и неотъемлемую часть жизни многих народов мира со времен древнейших цивилизаций. И второй вывод: в основе испытаний и проверок на этапе предыстории ПД лежит интуиция. Дальнейшее развитие ПД пошло по пути научного метода для изучения индивидуальных особенностей человека.

Френсис Гальтон (английский ученый 1884-1885 годах провел серию испытаний в специально созданной лаборатории. Посетители были люди в возрасте от 5 до 80 лет. За небольшую оплату они могли получить представления о своих индивидуальных особенностях. Проверялись физический качества, физиологический возможности организма, некоторые психические свойства. В частности - рост, вес, жизненная сила легких, сила кисти руки, острота зрения, различение света, запоминание букв. Полная программа насчитывала 17 показателей. По этой программе в лаборатории Гальтона прошли обследования более 10 тысяч человек (9337 чел). Это первое массовое обследование, направленное на изучение индивидуальных особенностей человека.

Следующий шаг сделал американский ученый Дж. Кеттел. (не тот, который создал 16-и факторный опросник). В 1890 году в журнале «Майнд» появилась статья «Умственные тесты и другие измерения». С этого времени термин умственные тесты получил широкое применение. Кеттел полагал, что применении тестов посожжет большому количеству индивидуумов помочь … превратить ее в точную науку. Он впервые обратил внимание на необходимость стандартизации условий при проведении обследований: лаборатория должна быть определенным образом подготовлена, в нее не допускаются посетители, все испытуемые должны получить одинаковую инструкцию, и экспериментатор также должен получить инструкцию для проведения тестов. Кеттел предложил 50 тестов (контрольные задания). Измерялось: чувствительность, время реакции, время затраченное на называние отдельных цветов, объем внимания, навыки чтения.

Следующий шаг сделали Анри Бине и Теодор Симон. В 1904 года они получили задание от министерства образования Франции разработать метод, позволивший изучитьь2 категории детей: детей, способных к учению, но ленивых и нежелающих учится, 2. умственно отсталые дети. В 1905 году они предлагают 1 вариант шкалы)для детей в возрасте от 4 до 13 лет), далее эта шкала совершенствуется, 2 редакция вышла в 1908 году, 3я - 1911 году.

На каждый возрастной этап предлагались определенные задания. Ученые набрали группу детей 200-300 человек, им предлагались задания и если более 90 человек справлялись с заданиями, то это задание оставалось в списке, если этот % был меньше, то задание вычеркивалось из списка. Т.е. было проведено эмпирическое исследования. Далее они сократили количество заданий в списке, чтоб исследование не занимало времени. От 4-6 лет 4 задания, от 7 до 13 по 6 заданий. Вклад Бине и Симона в том, что они ввели понятие психологического или умственного возраста и противопоставили его хронологическому возрасту. Умственный возраст определялся следующим образом. Вначале ребенку предлагаются задания для его возраста. Если ребенок не справляется хотя бы с одним заданием, то ему предлагается задание более низкой возрастной ступени, если справляется со всеми - предлагают задачи для более высокого возрастного уровня. Если умственный возраст совпадает с хронологическим - это ситуация нормального психического развития. Если умственный возраст меньше хронологического - то это умственная отсталость, если больше - умственной одаренности. В это время во Франции были открыты школы для умственно неполноценных детей.

В 1916 году в Стендфорском университете была усовершенствована эта шкала. Было введено понятие тестовой нормы, в качестве показателя по тесту был введен IQ. Он вычислялся следующим образом: (умственный возраст/хронологический возраст) * 100%.

Эта шкала получила широкое распространение не только в Европе, но и в Америке. Она используется и сегодня. Основной недостаток этой шкалы в том, что она строится на предположении, что интеллект - это природное, унаследованное качество психике, и что оно остается неизменным на протяжении всех лет жизни человека. Не учитывалась частичная социальная обусловленность интеллекта.

ПД и отечественные психологи.

Первая в России психодиагностическая лаборатория была создана в 1885 году в Казани. При клинике душевных и нервных болезней Бехтеревым. В 1895 году такая же лаборатория была открыта и в России (в Москве), затем через 3 года при Новороссийском Университете при историко-филилогическом факультете (Ланге). Первые исследования - Россолимо- 1909 год в МГУ. Он разработал метод индивидуального психологического профиля. Оценивалось 11 психологических качеств. Каждое качество оценивалось по 10 балльной шкале. (восприятие, память, внимание, воля и т.п.). Россолимо предполагал, что этот профиль отражал природный (а не приобретенный) ум.

Далее ПД (30 е годы 20 столетия) развивалась в рамках педологии и психотехники, широко применялись тесты. По постановлению ВКПБ «О педологических извращениях…) было тестирование запрещено, наступила пауза в развитии ПД.

Далее: 1989 год - письмо о введении практического психолога в системе образования. Была поставлена задача о том, чтобы изучались индивидуальные особенности детей в процессе обучения. За это время, чтобы обеспечить все школы и ДС психологами, в ВУЗах стали открываться факультеты психологии. Сейчас в России 90 тысяч психологов в образовании.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных