Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методики и методические приёмы изучения субъективной картины жизни личности




Понятие субъективная картина жизни было введено Б.Г.Ананьевым в 1968 году. Он определял его, как важнейшую характеристику самосознания человека, в которой отражены вехи социального и индивидуального развития. А также, указывал на то, что она развернута во времени и фиксирует главные события жизненного пути, связывая их в единое целое: историческое, психологическое, биологическое [8].

Для психологии субъективная картина жизненного пути представляет значительный интерес как образ, временные измерения которого соизмеримы с масштабами человечес­кой жизни в целом. В этом образе запечатлено не только прошлое личности — история ее становления, не только ее настоящее — переживания текущей жизненной ситуа­ции, но и будущее — планы, опасения, надежды [32].

Субъективная картина жизни отражает: историю становления личности человека, его настоящие переживания и проблемы, а также планы на будущее.

«Субъективная картина жизненного пути – это психологический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути – значимые события прошлого, настоящего, будущего. Этот образ является системой эвдемонических установок, выполняет функции мотивационной регуляции жизненного пути личности и его согласования с жизнью других, прежде всего значимых для нее, людей» [32].

Для исследования и диагностики субъективной картины жизненного пути личности сегодня используется ряд методических процедур. Опишем некоторые из них.

Методики «Оценивание пятилетних интервалов», формирование списка и датировка жизненных событий, разработанные А.Кроником, Е.Головахой и Р.Ахмеровым.

 

Исследуемым дается инструкция представить себе мысленно всю свою жизнь, отметить ожидаемую продолжительность своей жизни, и, разбив на пятилетия, выделить наиболее значимое событие каждого отрезка жизненного пути; оценить этот отрезок времени жизни по насыщенности событиями по 10-бальной шкале.

После выполнения этой инструкции полученные данные обрабатываются следующим образом:

- рассчитываются показатели реализованности жизни, психологического возраста, коэффициента взрослости;

- выявляются признаки деформации субъективной картины жизни, если они имеют место быть;

- производится анализ событийного содержания субъективной картины жизни респондентов.

Для определения коэффициента реализованности используется следующая формула:

R = (ПР / общ. ∑) ∙ 100, где

R – коэффициент реализованности, ПР – суммарная оценка прошлого, ∑ – суммарная оценка прошлого, настоящего и будущего.

О том, что возраст человека является конвергенцией биологического, исторического и психологического времени, первым среди психологов отметил Б.Г.Ананьев [7].

На основании этих идей А.Кроником и Е.Головахой было разработано понятие психологический возраст личности, предложена формула, согласно которой психологический возраст человека тем выше, чем больше степень реализованности его психологического времени и чем больше он собирается прожить. Подобно тому, как хронологический возраст является мерой хронологического прошлого, психологический возраст – это мера психологического прошлого. Это интегральный показатель отношения человека к времени своей жизни.

Психологический возраст измеряется следующей формулой:

ПВ = R / ОПЖ, где

ПВ – психологический возраст, R – коэффициент реализованности, ОПЖ – ожидаемая продолжительность жизни.

В максимальном своем значении, психологический возраст может быть равен ожидаемой продолжительности жизни, а в минимальном – нулю. Если психологический возраст отличается от хронологического на две единицы, то, человек соответствует своим годам, что свидетельствует о гибком стиле познания мира, о соразмеренности притязания с возможностями. Значительное отклонение психологического возраста от хронологического (на 10-15 лет) является симптомом кризиса нереализованности, если психологический возраст меньше хронологического и человек моложе своего хронологического возраста, или, симптомом кризиса бесперспективности, если психологический возраст больше хронологического и человек старше своего хронологического возраста.

Оценка насыщенности событиями каждого пятилетнего периода позволиляет определить наличие деформации в субъективной картине жизни исследуемых. Насыщенность жизни событиями – содержательный критерий, характеризующий жизненный путь человека с точки зрения деятельности и ее результатов, а событие жизни – единица ее измерения, которая несет информацию об активности человека в различных сферах жизнедеятельности. Степень насыщенности жизни человека событиями является показателем ее продуктивности [32,33].

Возможность наличия кризиса нереализованности можно определить формулой:

КрНР = общ. ∑ / кол. ПР5, где

КрНР – кризис нереализованности, ∑ - общая сумма баллов, кол. ПР5 – количество прошлых пятилетий.

Возможность наличия кризиса опустошенности - формулой:

КрОП = общ. ∑ / Н5, где

КрОП – кризис опустошенности, ∑ - общая сумма баллов, кол. Н5 – настоящее пятилетие.

Возможность наличия кризиса бесперспективности - формулой:

КрБП = общ. ∑ / кол. Б5, где

КрБП – кризис нереализованности, ∑ - общая сумма баллов, кол. Б5 – количество будущих пятилетий [27].

Деформации в субъективной картине жизни человека могут быть более серьезными, возможно одновременное появление двух, или, даже трех (что случается крайне редко) видов кризиса. С помощью параметра событийной насыщенности - ненасыщенности периодов прошлого, настоящего и будущего определяются 7 видов деформации: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности, кризис нереализованности и опустошенности, кризис нереализованности и бесперспективности, кризис опустошенности и бесперспективности, кризис нереализованности опустошенности и бесперспективности.

Полученные данные могут быть использованы для выявления динамики появления определенных видов кризиса на жизненном пути взрослых людей и определения вида деформации, характерного для того или иного пятилетнего периода взрослой жизни мужчин и женщин.

Сумма оценок событийной насыщенности пятилетних интервалов прошлого, настоящего и будущего указывает на общую событийную насыщенность данного периода жизни.

С помощью анализа событийного содержания всей жизни респондентов, частоты повторяемости каждого события на протяжении всей жизни, а также в прошлом, настоящем и будущем, можно определить важность того или иного события для разных категорий респондентов (для мужчин, для женщин и др.). Для определения наиболее значимых событий с субъективной точки зрения самого человека, может быть составлен полный список всех этих событий на протяжении жизненного пути респондентов. Может быть исследована и проанализирована как общая картина событийного содержания, так и его динамика, выявлены наиболее и наименее повторяющиеся значимые события, проанализировано событийное содержание прошлого, настоящего и будущего респондентов, выявлены наиболее значимые и характерные события для респондентов определенного возраста, пола и т.д., а также общие тенденции и динамика появления того или иного жизненного события.

Методика ситуативной каузометрии

Предложена А.А.Кроником, а разработана И.Б.Кузьминой [64]. Состоит из следующих методических процедур:

1. Локализация «кванта настоящего». Инструкция: «Представьте свою жизнь от начала и до конца – прошлое, настоящее и будущее и попытайтесь проиллюстрировать ее в виде трех кругов – прошлого, настоящего и будущего. Круги могут быть маленькими или большими, пересекаться или нет, в зависимости от того, как Вы представляете соответствующие категории. Нарисовали? А теперь определите хронологические рамки настоящего. Как Вы считаете, когда началось Ваше настоящее? Когда оно закончится?» Если длительность «субъективного настоящего» превышала 1,5 года, то испытуемых просили сократить этот период до 1,5 лет.

2. Формирование списка событий. Этап начинается с детального объяснения значения понятия «событие». Инструкция: «Итак, приступим к основной части нашего исследования, в ходе которого Вам нужно будет проанализировать некоторые события Вашей жизни. Сначала определим значение слова «событие». Событием будем считать любые изменения в Вашей жизни. Это может быть изменения в природе или обществе, в вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, ценностях), в состоянии Вашего здоровья, в поведении, в действиях и поступках, в учебе, семье, в общении с друзьями. Любое изменение – это событие.

Вы определили хронологические рамки своего настоящего. Попробуйте теперь найти 15 самых важных, по Вашему мнению, событий и те, которые Вы ожидаете в будущем. Попробуйте так же учесть изменения в самых разных сферах. Название каждого события впишите в отдельную строку. Формулировка события может быть любой. Вы можете написать само содержание события или, если Вам удобнее, обозначить его каким-либо условным знаком, символом. Главное требование – чтобы Вы сами хорошо помнили, какое событие обозначено на той или иной строке, поскольку Вам еще нужно будет с ними работать».

3. Датировка событий. Инструкция: « Укажите, пожалуйста, максимально точную дату (год, месяц; если возможно, число) каждого выделенного Вами события. Если событие уже произошло, то вспомните, когда именно. Если речь идет о будущем событии, то напишите предполагаемую дату. Учтите, что каждое написанное Вами событие обозначает некоторый длительный процесс, имеющий начало и конец, подумайте еще раз, что конкретно Вы имели в виду, выделяя данное событие, - его начало или конец, и укажите соответствующую дату. Теперь упорядочьте, пожалуйста, все события в хронологической последовательности, проставляя около каждого события соответствующий номер (событие 1 – это самое раннее событие,15 – самое позднее)».

4. Эмоциональная оценка событий. Инструкция: «Оцените события по степени эмоциональной привлекательности, используя следующую шкалу:

«+2» - очень приятное, «+1» - приятное, «0» - безразличное, «-1» - неприятное, «-2» - очень неприятное.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных