Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое занятие № 15. Гоббс Томас(1588-1670). «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» ∕∕ Избранные произведения




Тема: «Гносеология»

Гоббс Томас (1588-1670). «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» ∕∕ Избранные произведения. В 2 т. М., 1964. Т.2.

 

Польза и цель рассуждения заключаются не в том, чтобы найти сумму или истину одной или нескольких связей, лежащих далеко от первых дефиниций и установленных значений имен, а в том, чтобы начать с этих последних и двигаться вперед от одной связи к другой. Ибо не может быть уверенности в правильности конеч­ных заключений без уверенности в правильности всех тех утверж­дений и отрицаний, на которых они были основаны или из ко­торых они были выведены...

 

Вопрос: как рассуждения влияют на правильность выводов?

 

Человек превосходит всех остальных животных способностью исследовать при восприятии какой-либо вещи, каковы будут ее последствия, и какого эффек­та он может достигнуть при ее помощи. <…> Человек может при помощи слов свести найденные им связи к общим пра­вилам, называемым теоремами, или афоризмами, т. е. что он уме­ет рассуждать или считать не только числа, но и все другие вещи, которые могут быть сложены одна с другой или вычитаемы одна из другой.

 

Вопрос: что возвышает человека над животными?

 

Декарт Рене (1596-1650). «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» ∕∕ Избранные произведения. М., 1950.

 

Вместо большого количества правил, образующих логику, я счел недостаточным твердое и непоколебимое соблюдение четырех следующих.

Первое ‒ никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суж­дения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сом­нению.

Второе ‒ делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

Третье ‒ придерживаться определенного порядка мышле­ния, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее слож­ного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

И последнее ‒ составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

 

Вопрос: почему предложенные приёмы исследования следует применять при использовании рационально-дедуктивного метода?

 

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1948). «Избранные философские сочинения». М., 1941.

 

Есть два способа исследования истины: a priori и a posteriori, т. е. из чистого разума и из опыта. <…> Для первых существует одно сознание, и реальность заключается только в разуме, а все осталь­ное бездушно, мертво и бессмысленно само по себе, без отношения к сознанию; словом, у них разум есть царь, законодатель, сила творческая, которая дает жизнь и значение несуществующему и мертвому. Для вторых реальное заключается в вещах, фактах, в явлениях природы, а разум есть не что иное, как поденщик, раб мертвой действительности, принимающий от неё законы и из­меняющийся по ее прихоти, следовательно, мечта, призрак.

 

Вопрос: что такое априорное и апостериорное знание?

Флоренский Павел Александрович (1882-1943) Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М., 1991.

 

Научная речь ‒ выкованное из повседневного языка орудие, при помощи которого овладеваем мы предметом познания. Суть науки ‒ в построении или, точнее, в устроении терминологии. <…> Всякая наука - сис­тема терминов. Поэтому жизнь терминов и есть история науки, все равно какой, естествознания ли, юриспруденции или матема­тики. Изучить историю науки ‒ это значит изучить историю терми­нологии, т. е. историю овладевания умом предлежащего ему предмета знания.

Вопрос: какова роль терминологии в любой науке?

 

Карнап Рудольф (1891-1970) «Философские основания физики. Введение в философию науки». М., 1971.

Все эмпирическое познание, в конечном счете, осно­вывается на наблюдениях, но эти наблюдения могут быть получены двумя существенно отличными способами. В неэкспериментальных ситуациях мы играем пассивную роль. <…> В экспериментальных исследованиях мы играем активную роль. Вместо того чтобы быть случайными зрителями, мы что-то делаем для получения лучших результатов, чем те, которые мы получаем путем простого наблюдения явле­ний природы. Вместо того чтобы ждать, когда природа обеспечит нам ситуацию для наблюдения, мы пытаемся создать такую ситуа­цию. Короче, мы делаем эксперименты.

Вопрос: в чём ценность экспериментального метода и почему он мало или совсем не используется в философии, астрономии, социологии и других науках?

 

Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы:

1. Чем характеризуется научное познание?

2. Может ли художественная литература быть источником познания?

3. Перечислите научные и ненаучные формы познания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных