Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система именований летописей




Каждая сохранившаяся летопись имеет свое имя, которое при­звано подчеркнуть индивидуальность летописного текста, по­скольку среди летописей нет двух совершенно идентичных текс­тов. Система названий складывалась в науке постепенно на про­тяжении XVIII-XX вв.

Для наименования ряда летописных текстов сохранено их самоназвание. Например, «Новый летописец» — это краткий ва­риант самоназвания летописи XVII в. «Книга глаголемая Новый летописец». Если у летописи не было самоназвания, ей давали имя в связи с различными обстоятельствами. Часто летопись на­зывали по месту ее находки и хранения. Так, Ипатьевская лето­пись (список XV в.) была найдена в Костромском Ипатьевском монастыре, Троицкая летопись (XIV в) — в библиотеке духов­ной семинарии Троице-Сергиевой лавры, Воскресенская летопись (XVI в.) — в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре и т.д. Для названий других летописей использовались имена неко­торых их бывших владельцев: в XVII в. Радзивиловская летопись (список XV в.) принадлежала польско-литовским магнатам Рад-зивилам, а Симеоновская (кон. XV в.) — книжному справщику Московского Печатного двора Никифору Симеонову, жившему в XVII в. В других названиях сохранились имена лиц, причастных к созданию летописей или их списков. По имени монаха Лаврен­тия, который «написал» летопись по повелению великого князя суздальско-нижегородского Дмитрия Константиновича в 1377 г., названа Лаврентьевская летопись. Летописный сборник, состав­ленный или переписанный Авраамкой в 1495 г. в Смоленске по повелению смоленского епископа, именуется Летописью Авраам-ки, упомянувшего себя в приписке к тексту. В названии летописи ее индивидуальность подчеркивалась и географической привязкой к территории, где текст создавался. Если в регионе было создано много летописей, то им давали порядковые номера, которые должны были показывать последовательность возникновения ле­тописей во времени. Такой принцип наименований использован для летописей, происходивших с Северо-Запада — новгородских, псковских: например, Новгородская первая (вторая, третья, чет­вертая, пятая) летопись и т.д. Однако порядковые номера не всегда отражают реальную хронологическую последовательность происхождения летописей. Так, Новгородская четвертая летопись датируется XV в. и представляет собой более раннее сочинение,


• I1 нeжeJ

нежели Новгородская вторая летопись, возникшая в XVI в. Не­точность в нумерации объясняется тем, что в XIX в., когда дава­лись наименования, еще не все летописи были обнаружены, изу­чены и включены в систему сохранившихся и реконструируемых летописных текстов.

Разнообразные собственные имена получают не только дошед­шие до нашего времени летописи, но и гипотетические летописные своды. Приведем некоторые из таких наименований: Повесть времен­ных лет (начало XII в.), Новгородско-Софийский свод (1448 г.), Московский летописный великокняжеский свод 1479 г. и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных