Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Речь Вилдада. 1–2. Приступ. 3–22. Основная мысль Вилдада: Бог - безусловно правосудное существо, и подтверждающие ее соображения.




 

1. И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал:

 

2. долго ли ты будешь говорить так? - слова уст твоих бурный ветер!

 

1–2. Нетерпение Вилдада («долго ли?») вызывается запальчивостью и пустотою речей Иова: «уст твоих - бурный ветер». Не касаясь первой черты, отмеченной и осужденной Елифазом (V: 2 и д.), он останавливается лишь на второй.

 

3. Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?

 

3. Пустота речей Иова сказывается в отрицании им Божественного Правосудия (VII: 12). Нельзя допустить, чтобы Бог Вседержитель извратил правду. Как Вседержитель, т. е. промыслитель и правитель, ведущий все существующее к своему назначению и поддерживающий порядок, Бог не может быть неправосудным (XXXIV: 10–17).

 

4. Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их.

 

4. Правосудие Божие сказывается в фактах наказания. Не беспричинно и не по произволу Божию погибли дети Иова. Если они грешили, были в руках, - во власти беззакония, то владычество последнего и привело их к гибели (XVIII: 7 и д. XX: 12 и д., 18–21; Притч XI: 5–6; XII: 13).

 

5. Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю,

 

6. и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей.

 

7. И если вначале у тебя было мало, то впоследствии будет весьма много.

 

5–7. Бог правосуден и в фактах награды. Если Иов обратится к Нему всем своим сердцем, то Он будет охранять его («встанет над тобою»), избавит его дом, в котором обитает правда, от всякого несчастия и наградит бесчисленными по сравнению с прежними благами.

 

8. Ибо спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их;

 

9. а мы - вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле тень.

 

10. Вот они научат тебя, скажут тебе и от сердца своего произнесут слова:

 

8–10. Для сообщения своим мыслям большей убедительности Вилдад выдает их не за личный взгляд: ему, как немного прожившему («мы - вчерашние», «дни наши - тень на земле», ст. 9; ср. XIV: 2; 1 Пар XXIX: 15) и потому мало знающему, можно и не верить, а за глубокое, искреннее («от сердца» - ст. 10) убеждение умудренных долгою жизнью и опытом предков (ср. XII: 12; XXXII: 7, 9).

 

11. поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды?

 

12. Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает.

 

13. Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет;

 

14. упование его подсечено, и уверенность его - дом паука.

 

15. Обопрется о дом свой и не устоит; ухватится за него и не удержится.

 

11–15. От лица предков Вилдад приводит два приточных изречения. В первом из них жизнь и судьба нечестивого сравнивается с судьбою двух египетских растений: - гомэ, - папируса, и «аху». Это название встречается только еще в Быт XLI: 2 и означает, по словам блаж. Иеронима, всякую зелень, растущую в болоте. Как «гомэ» и «аху» не могут расти без влаги и воды и при отсутствии ее погибают раньше времени, так точно подобная судьба ожидает и забывающих Господа, составляющего надежду человека (Притч III: 26). Их стремление обеспечить свое существование личными силами тщетно; уверенность в этом шатка («дом паука» ср. Ис LIX: 5–6).

 

16. Зеленеет он пред солнцем, за сад простираются ветви его;

 

17. в кучу камней вплетаются корни его, между камнями врезываются.

 

18. Но когда вырвут его с места его, оно откажется от него: «я не видало тебя!»

 

19. Вот радость пути eго! а из земли вырастают другие.

 

16–19. Второе приточное изречение предков, сравнивающее судьбу с судьбою ползучего растения лианы, имеет в виду отметить факт его гибели, несмотря на силу и устойчивость. Лиана - растение неприхотливое и в то же время обладающее такою силою, что, если встречает кучу камней, то переплетает их своими многочисленными корнями: «в кучу камней вплетаются корни его, между камнями врезываются» (ст. 17). Но когда его вырвут, то от него не останется и следа (ст. 18, ср. VII: 10). Таков же точно результат цветущей первоначально жизни нечестивого (ст. 19).

 

20. Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев.

 

21. Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием.

 

22. Ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет.

 

20–22. Вывод из опыта предков и приложение его к Иову. Бог не отвергает человека непорочного и не покровительствует злодею, - «не поддерживает его руки» (Ис XLI: 13; XLII: 6; Иер XXIII: 14). Под условием обращения Иова к Богу его дальнейшая жизнь будет полна радости (ст. 21; ср. Пс CXXV: 2–3), а враги его окажутся посрамленными («облекутся в стыд»; ср. ст. 13–15; Пс XXXIV: 26; CVIII: 29; CXXXI: 18) и даже исчезнут с лица земли («шатра их не станет», ср. ст. 18–19; Пс LI: 7).

 

Глава IX






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных