Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 5. О ЦЕННОСТИ ИСТОРИИ 9 страница




[638]Алексеев Н.Н. Русский народ и государство …С. 293.

[639]Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: Учебник. Барнаул: «Алтайский полиграфический комбинат», 2007. С. 364.

[640] По-настоящему удивило несколько лет назад, так это то, что происходило в крупном городе самой цивилизованной, демократической и правовой страны мира после урагана «Катрина». Эти события раскрыли основу западноевропейской правовой культуры – господство закона, свободы как права делать то, что не запрещено этим законом, и обеспечение закона и такой свободы механизмом полицейского надзора. В Новом Орлеане очень многие люди так и вели себя – если рядом нет полицейского, то нет закона и можно делать все, что хочешь.

[641]Цит. по: Хрестоматия по древнерусской литературе ХI-ХУII веков. / Составитель А.Н. Ужанков. М.: «Русский язык», 1991. С. 165.

[642] Примечательно, как Н.Бердяев объясняет следующий исторический факт: «По личному опыту должен сказать, что тюрьма в старом режиме была более патриархальным и мягким учреждением, чем усовершенствованная тюрьма в советском режиме. Были, конечно, ужасы Петропавловской крепости и Алексеевского равелина. Этого опыта я не имею. Но в среднем соотношение мне представляется таким: в старом режиме стража тюрьмы состояла из довольно добродушных русских солдат, которые видели в заключенных не «врагов народа», а врагов правительства, начальник тюрьмы управлял патриархально, если не был особенным зверем, что, конечно, случалось». (См.: Бердяев Н. Самопознание … С.105). В этой же работе философ отмечает, что распространение марксизма было «несомненным процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением её к западным течениям». (Там же. С.104). Не означает ли это, что ложным является тезис, объясняющий причину трагических последствий революции 1917 г. патриархальностью России в условиях индустриализации; причина скорее в том, что эту традиционность попытались отвергнуть вообще и заменить «добродушие русских солдат» принципами классовой борьбы или социального дарвинизма. Так, теория кооперации А.В. Чаянова и была программой соединения традиционности и модернизации, тогда как большевистская коллективизация по стилю являлась именно «западной» и была аналогом, например, английского «огораживания». О том, что этому эволюционному пути развитию мешало не только западничество большевиков, но и внешнеполитическое положение страны накануне зарождающейся внутри цивилизованной Европы 2-й мировой войны, будет сказано ниже.

[643]Васильев А.А. Указ. соч. С.9.

[644]Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: «Республика», 1997. С. 41.

[645]Цит. по: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Указ. соч. С. 266-267

[646] Бродель Ф. Время мира. М.: «Прогресс», 1992. С. 458-459.

[647] Там же. С. 464.

[648]Там же. С. 461.

[649]Там же. С.469.

[650] Паоло Джовио. Книга о московитском посольстве // Все народы суть едины. М.: «Мол. гвардия», 1987. С. 496-497.

[651]И.А. Покровский пишет об этом периоде истории западноевропейского права: «Господство комментаторов привело правосудие к такому состоянию, что общество возненавидело юристов, как крючкотворов, софистов и обманщиков». См.: Покровский И.А. История римского права. СПб.: «Летний сад», 1998. С. 263.

[652] Обычно указывается, что при исследовании и оценке фактов истории сослагательное наклонение не применимо. Но само размышление о прошлом предполагает стремление к его адекватному воспроизведению, что означает признание, что не только настоящее и будущее являются открытыми и многовариантными в своем развитии, но и прошлое. Сам процесс накопления позитивного и негативного опыта проявляется в суждении «Условия и действия предопределили такие результаты». И всегда подразумевается - «А могло быть и иначе». В целом одним из проявлений классической (механистической) методологии в социальных исследованиях является ошибочное отождествление познанного с необходимым.

[653] Аверинцев С.С. Образ античности. СПб.: «Азбука-классика», 2004. С. 15.

[654] Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенные части. М.: «Дело», 2000. С. 21.

[655]См.: Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2005, №12.

[656] Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург: 1996. С. 250.

[657] Там же. С. 261.

[658] Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: «Алгоритм», 2003. С. 23.

[659]Кондаков И.В. Культура России. Часть 1. М.: Книжный дом «Университет», 2000. С. 34.

[660] Алексеев Н.Н. Русский народ и государство …С. 68.

[661]См.: Булгаков С. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи; Интеллигенции в России: Сб. ст. 1909-1910 – М.: «Мол. гвардия», 1991. С. 43-84.

[662]Алексеев Н.Н. Русский народ и государство … С. 293.

[663] Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М.: «Юрид. лит-ра», 1999. С. 141.

[664]Кондаков И.В. Указ. соч. С. 31.

[665]Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права. М.: «Академия», 1996. С. 10-11.

[666] Сен. А. Указ соч. С. 291.

[667]См.: Синха Сурья Пракаш. Указ соч. С. 48.

[668]Закария Ф. Указ. соч. С. 48.

[669]См.: Василенко И.А. Геополитика современного мира. М.: «Гардарики», 2006. С. 18.

[670]Алексеев Н.Н. Русский народ и государство... С. 592.

[671] Сатаров Г.А. Российское государство: роль идеологии в переходный период // Вестник Московской школы политических исследований. 1997, №7-8. С. 12.

[672]На встрече со студентами юридического факультета Алт.ГУ (1сентября 2006 г.) глава Администрации Алтайского края, д.ю.н. А.Б. Карлин в ответ на вопрос о его понимании национальной идеи России посоветовал просто подойти к карте, посмотреть на свою страну и осознать её уникальность.

[673] Гофф Ж.Л. Указ. соч. С. 18.

[674]«Можно сказать, что Греция имеет фрактальную структуру, настолько каждая точка в ней близка к морю и настолько велика протяженность побережья». «Существовала глубочайшая связь между демократическим полисом, колонизацией, морем и новым империализмом, видящим в море уже не границу своей территории или препятствие для своих замыслов, и еще более широкий бассейн имманентности». См.: Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: «АЛЕТЕЙЯ», 1998. С. 112, 114.

[675] Бердяев Н. Судьба России: Сочинения. М.: «ЭКСМО-ПРЕСС»: Харьков: «Фолио», 1998. С. 327.

[676]См.: Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: «Языки словесной культуры», 2002.

[677]Бердяев Н. Указ. соч. С. 236.

[678]Василенко И.А. Указ. соч. С. 24.

[679]Так, А.В. Смольянов пишет о современном состоянии России: «Стагнация экономики привела к стагнации нравственности, и наоборот - стагнирующая мораль стала тормозить экономику». См.: Философия М.М.Бахтина и этика современного мира (сб-к научных статей). Саранск, Изд-во Мордовского ун-та, 1992. С. 21.

[680] Алексеев Н.Н. Русский народ и государство … С. 73.

[681]Юнг К. Психологические типы. М.: «АСТ МОСКВА: ХРАНИТЛЬ», 2006. С. 134-135. В другой своей работе автор пишет: «Все, что у нас зовется колонизацией, миссионерством, распространением цивилизации и пр., имеет и другой облик – хищной птицы, которая с жестокостью и упорством находит добычу подальше от своего гнезда, что отроду свойственно пиратам и бандитам. Все эти орлы и прочие хищники, которые украшают наши гербы, дают психологически верное представление о нашей истинной природе». См.: Юнг К. Эффект цивилизации //Юнг К., Фуко М. Матрица безумия. М.: «Алгоритм, Эксмо», 2006. С. 36.

[682] Там же. С. 135.

[683]См.: Словарь античности. М.: «Прогресс», 1993. С. 475.

[684]См.: Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М.: «Наука», 1975. С. 32.

[685]Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М.: «Мысль», 1996. С. 6.

[686]Там же. С. 8.

[687] Словарь античности. М.: «Прогресс», 1993. С. 475.

[688] Бродель Ф. Указ. соч. С. 32.

 

[689]Тот факт, что указанное противоречие реального положения туземцев колоний с декларациями о правах человека «тревожило» совесть интеллектуалов Просвещения, можно обнаружить как в философских трактатах, так и в художественных произведениях. Выделяются два противоположных психологических приема ослабить «муки совести». Первый предполагает «принижение» объекта вины и самовнушения, что он и заслуживает к себе такого отношения. Грубой и открытой формой подобного «решения» проблемы и является расизм. Противоположная установка выражается в самокритике, самоунижении и идеализации объекта вины, что характерно, например, для совестливого Ж-Ж. Руссо с его критикой цивилизации и созданием образа «идеального дикаря».

[690]Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 48.

[691]Фуко М. Указ. соч. С. 317.

 

[692]Берман Г.Дж. Указ. соч. С. 16.

[693]Парсонс Т. Система современных обществ. М.: «Аспект Пресс», 1997. С. 165.

[694] Там же. С. 166.

[695]Так, Япония вплоть до XIX в., несмотря на свое островное положение и незначительную территорию, несомненно представляла собою державу. Стоит заметить, что уникальные черты своей культуры Япония приобрела именно в этот период «внутреннего» развития.

[696]Юнг К. Аффект цивилизации / Юнг К.Г., Фуко М. Матрица безумия. М.: «Алгоритм, Эксмо», 2006. С. 129

[697] Генон Р. Указ. соч. С. 42.

[698]«В самом деле, в центре мира-экономики всегда располагалось незаурядное государство – сильное, агрессивное, привилегированное, динамичное, внушавшее всем одновременно и страх и уважение. Так обстояло дело уже с Венецией в XV в., с Голландией в ХVII в., с Англией в ХVIII в. и еще более в ХIХ в., с Соединенными Штатами в наше время». Автор восклицает: «Разве могли не быть сильными такие правительства в «центре»?». Но в качестве такого «центра» с «сильным правительством» выступала целая страна – как правило, компактная с высокой плотностью населения. Поэтому в рамках не только авторитарных и тоталитарных, но и демократических западных режимов проявляется высокая степень этатизации общественной жизни. И по мере развития западной цивилизации этот «волчок этатизации» еще больше «раскручивается». Французский историк пишет: «Ныне государство высоко котируется С ХV по ХVIII в.в. государство было далеко от того, чтобы заполнить собою все социальное пространство, оно не обладало той «дьявольской» силой проникновения, какую приписывают ему в наши дни, у него не было средств для этого». (См.: Бродель Ф. Указ. соч. С. 44-45) Поэтому поклоннику Запада следует говорить не о свободе западного человека от государства, а об умении государства более мягко и скрытно воздействовать на человека.

[699]Возможность дать такой прогноз развития современной западной цивилизации, например, возникает после прочтения острого исследования П.Дж. Бьюкенена «Смерть Запада», написанного в духе «предвосхищения катастрофы»; эпиграфом, характеризующим угрозу утраты Западом своего цивилизационного облика, автор выбрал восклицание «Другая цивилизация!». (См.: Бьюкенен. Смерть Запада. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003) Несомненно, что в ближайшие столетия цивилизационный облик Запада изменится в значительно большей степени, чем иных традиционных культур – китайской, индийской, мусульманской.

[700] «Чем сильнее априоризм культуры – прочность традиций, спаянность ценностей, норм и идеалов, тем выше способность культуры организовывать мозаику грядущих событий в целостной и предсказуемый образ». См.: Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М.: «Алгоритм», 2002. С. 46.

[701]Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 43.

[702]Так, известно, что первотолчком всех петровских преобразования начала XVIII века была именно военная реформа.

[703] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: «АСТ», 2002. С. 401-402.

[704] Там же. С. 337.

[705]Стремлением быть объективным можно объяснить характеристику известным американским социологом Т. Парсонсом Советского Союза 70-х гг., в котором он находил элементы гражданского общества и зачатков демократии. Кощунственно для антикоммуниcтов выглядят слова ученого о том, что система обсуждений важнейших государственных вопросов в ЦК КПСС «способна эволюционировать к чему-то, примерно соответствующему английской парламентской системе ХVШ в.». (См.: Парсонс Т. Указ. соч. С. 165) Социолог просто знал какой сложный и длительный (феодально-аристократический и буржуазно-олигархический) путь развития прошел английский парламент, прежде чем этот орган был провозглашен образцом представительной демократии.

[706] Ахиезер А.С. Указ. соч. С. 509.

[707] Леви-Стросс К. Указ. соч. С. 339.

[708]Б.В. Марков пишет: «После военной компании в Югославии даже российская интеллигенция начала несколько подозрительно относиться к борьбе за права человека, ранее считавшихся вековой мечтой свободомыслящей части общества. Дело в том, что под лозунгом осуществления этих прав проходила «Перестройка», результатом которой стало резкое падение уровня жизни людей и нарушение основных, завоеванных после Октября 1917 г, прав человека на труд, образование, жилье, лечение и т.п. Свобода без социальной защиты обернулась для многих законопослушных, наделенных моральным сознанием граждан зависимостью от беспринципных дельцов, эксплуатирующих с целью личного обогащения ресурсы родины. Точно также аргумент о нарушении прав человека в Югославии расценивается как политический прием, вуалирующий подлинную причину войны. Многие видные диссиденты выражают раскаяние в связи с тем, что их борьба и их имя были использованы для начала «демократических» преобразований в России». См.: Марков Б.В. Указ соч. С. 32-33.

[709] Ланщиков А. Судьба Ивана Солоневича / В кн. Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: «Эксмо. Алгоритм», 2003. С. 598.

[710]Гегель. Лекции по философии истории. СПб.: «Наука», 1993. С. 58.

[711]Там же. С. 127.

[712] Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: «Искусство-СПб», 2002. С. 55.

[713]Василенко И.А. Указ. соч.. С. 6.

[714] Юнг. К. Указ. соч. С. 32.

[715] Пайпс Р. Свобода и собственность. М.: Моск. шк. полит. иссл-й, 2000. С. 198, 200.

[716]История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Под общ. ред. Крашенниниковой Н.А. и Жидкова О.А. – М.: «НОРМА-ИНФРА», 1998. С. 16.

[717] См.: Сборник документов по истории нового времени.1870-1914. / Сост.: П.И.Остриков, П.П.Ванжель. – М.: «Высш.шк.», 1989. С. 117. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: «Юрист», 1995. С. 261.

[718]См.: Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.II. Теория и методология. Словарь. Новосибирск, «Сибирский хронограф». 1998. С. 247.

 

[719]История средних веков. В 2 т. Т.2. М.: «Высш. шк.», 1991. С. 329.

[720] Бродель Ф. Указ. соч. С. 460-461.

[721] Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 109-110.

[722]См.: Диакон Андрей Кураев. Как делают антисемитом. М.: «Одигитрия», 1998. С. 3-4.

[723] Цит. по: Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М.: «Алгоритм», 2002. С. 60.

[724]Цит. по. Зеньковский В.В. Указ соч. С. 39.

[725]См.: Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. М.: «ПЕР СЭ», 2001. С.31.

[726]Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: «Ad marginem», 1999. С. 13.

[727] С 1826 по 1906 год в России было вынесено 612 смертных приговоров, большинство из которых не были приведены в исполнение по причине замены казни на иные наказания или приговоренные вообще не были разысканы. (См.: Смертная казнь: за и против. М.: «Юрид. лит»., 1989. С. 71-96.) Разумеется, нельзя не принимать во внимание и чрезвычайные события русской истории ХIХ в., например, польские восстания. Но тогда такой же «органичной» частью истории западноевропейских стран необходимо считать всё, что происходило в их дальних и ближних заморских владениях. Да и внутри передовых европейских стран в ХIХ в. продолжались революции с их огромными жертвами. Лишь один факт из европейской истории XIX века: в июне 1848 г. по оценке английских газет во Франции при подавлении революционных выступлений рабочих было убито более 50 тыс. человек. (См.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебное пособие. - М.: «Высшая школа», 1973.).

[728] Бердяев Н.Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: «Мысль», 1990. С. 56.

[729] Разумеется, придя к власти, большевики были вынуждены жить в реальном, а не только идеологизированном мире, то есть учитывать специфику России как особой цивилизации. Исследователи говорят даже о преображении Сталина-большевика в державника. Но следование реалиям осуществлялось почти «вслепую», что и предопределило такие огромные жертвы модернизации страны.

[730] Замалеев А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. СПб.: «Летний сад», 2003. С. 41-42.

[731] Леви-Стросс К. Путь масок. М.: «Республика», 2000. С. 342.

[732]Булгаков С.Н. Героизм и подвижничестиво. См.: Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст. М.: «Молодая гвардия», 1991. С. 53.

[733]Бердяев Н. Новое средневековье. М.: «Феникс», 1991. С. 37.

[734]Там же. С. 42.

[735] Сен А. Указ. соч. С. 197-198.

[736]Страшун Б. Две конституции для одной страны – не много ли? // Конституционный вестник. Специальный выпуск. 1993. № 16. С. 147-148.

[737]Швейцер А. Культура и этика. М.: «Прогресс», 1973. С. 34.

[738]Новгородцев П.И. Сочинения. М.: «Раритет», 1995. С. 441

[739] Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: «Библион-Русская книга», 2003. С. 45

[740] Права человека: Учебник для вузов/ Отв. ред. Е.А. Лукашевой. М.: «Норма», 2003.С. 20.

[741]История зарубежных стран после второй мировой войны. М.: «Межд-е отн-я», 1964. С. 343, 360.

[742]Швейцер А.Указ соч. с. 46

[743] Цит. по: Гранов В.Д., Гуревич П.С., Семченко А.Т. В поисках духовной опоры. М.: «Межд-е отн-я». 1981.С. 13

[744]Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и её геостратегические императивы. М.: «Межд-е. отн-я», 2003. С. 19.

[745]Сен А. Указ соч. С. 265.

[746]Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М.: «Альпина-Паблишер», 2003. С. 143

[747]Флоренский П.В. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба, 1991, № 3. С. 96.

[748]Кузнецов Б.П. Указ. соч. С. 54-55.

[749]Разумеется, и естественная или случайная смерть близкого человека ощущается как огромное горе и невосполнимая потеря. Действительно, исчезает значительная часть окружающего мира. Такая смерть вызывает глубокую скорбь. Но умышленное убийство наряду со скорбью, возмущением и т.д. порождает еще и состояние особого ужаса.

[750]Ильин И. О сопротивлении злу силою // Ильин И. Почему мы верим в Россию: Сочинения. М.: «Эксмо», 2006. С. 405.

[751]Флоренский П.А. Столп и утверждение истины … С. 195.

[752] Бердяев Н.А. Самопознание … С. 269.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных