Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психическое и духовное




 

Есть ли разница между «духовным» и «психическим»? Это разные уровни сознания?

 

Да, психический уровень сознания принадлежит к сфере индивидуального проявления. Психическое существо – это божественный элемент в человеке, призванный играть роль динамической сущности в проявленном мире. Когда мы говорим о духовном уровне сознания, мы имеем в виду то, что принадлежит непосредственно сфере Божественного в отличие от внешнего проявленного мира; духовный уровень сознания – это статическая основа, скрыто поддерживающая свыше внешнюю игру проявленного мира; духовное поддерживает инструментальные средства природы, но само не присутствует и не участвует в игре проявленного мира.

 

Обсуждая эти понятия, надо следить за тем, чтобы не замыкаться в рамках значений употребляемых слов и образов. Когда я говорю о психическом или о духовности, я имею в виду реальные вещи, глубоко скрытые за поверхностным значением слов; несмотря на различие между ними, психическое и духовное тесно связаны друг с другом. Все определения и противопоставления, которыми оперирует человеческий интеллект, остаются слишком плоскими, узкими и поверхностными и не затрагивают истинной сути вещей и явлений.

 

Мать

 

В чем разница между «духовным» и «психическим»?

 

Это разные вещи. Психическое – это существо, возникающее в результате божественного Присутствия и принадлежащее земной сфере, именно земле, а не вселенной. Психическое существо можно встретить только на земле. Нигде во вселенной кроме земли психического нет, поскольку вся остальная часть вселенной устроена совершенно отличным от земли образом.

 

Вселенная охватывает все уровни бытия, лежащие выше физического плана сознания: существует глобальный физический уровень, включающий ментальный план, витальный и т. д., а все сферы, расположенные выше ментального уровня, относятся к духовным планам бытия, которые являются для нас обиталищем духа, и именно этот «дух», облекаясь постепенно в более плотные оболочки, доходит до уровня Материи в нашем восприятии. Существа, населяющие уровень Сверхразума, например, и все существа более высоких сфер по отношению к Сверхразуму не имеют психического существа. У «ангелов» отсутствует психическое существо. Психическая жизнь берет свое начало только на земле. С помощью психического существа Божественное пробуждает материальную жизнь к осознанию необходимости воссоединения со своим божественным источником. Без психического Материя никогда бы не пробудилась от несознательного состояния и никогда бы не устремилась к духовной жизни своего первоисточника. Поэтому психическое существо в человеке – это воплощение и проявление духовной устремленности. Но есть еще и духовная жизнь, не зависящая от психического существа.

 

Мать

 

Психическое имеет два аспекта: это собственно душа, вмещающая все присущие ей возможности, и психическая личность, проявляющая в себе развитую и сконцентрированную в ходе земных воплощений силу души, которая может активно действовать в нашей настоящей жизни. Психическое существо обычно выражает и проявляет себя с помощью своего инструментария: ментального, витального и физического существ; при этом психическое существо пытается как можно больше подчинить их своему влиянию, хотя ему редко удается сделать это полностью, если только психическое существо не выйдет открыто из своего потаенного убежища и не возьмет в свои руки непосредственный контроль над всей человеческой природой. Тогда психическое существо по-своему, только ему одному присущим образом может воспринимать и выражать любой духовный опыт, поскольку характер психического существа отличается от характера сущностей, населяющих духовные планы сознания. Психическое по сравнению с ними обладает меньшей силой и широтой охвата, но в то же время ему присущи земное обаяние, мягкая красота, утонченность переживаний и восприятий и задушевность отношений. Слово «безмятежность» хорошо передает сущность природы психического существа. На духовных уровнях сознания те же качества психического существа проявляются с большей силой, масштабностью и определенностью, отмечены великолепием красоты и света и несут на себе отпечаток неустрашимой отваги.

 

Шри Ауробиндо

 

Эмоции и любовь – витальное и психическое

 

Всегда ли эмоции относятся к витальному уровню сознания?

 

Это зависит от эмоций и от того, что вы называете эмоциями. К примеру, часто бывает так, что очень ясное и четко выраженное переживание психического существа вызывает столь сильные эмоции, что на глазах проступают слезы. Но плачете вы не от радости или печали; эти слезы имеют совсем другую причину и вызываются не конкретным внешним переживанием, а интенсивностью эмоций, имеющих чисто психическое происхождение. Причиной тому может быть ваше собственное состояние, или – как это чаще всего бывает – влияние на вас других людей. Когда вы соприкасаетесь с каким-то действием, проявлением или переживанием, которое несет на себе отпечаток психического существа, то ваши глаза внезапно наполняются слезами. Если вы называете это эмоциями…, очевидно, – это эмоции. Но обычно причина здесь одна. Нашему физическому существу присуще не очень сознательное, но очень сильное устремление к психическому существу. Физическое существо чувствует себя несчастным, покинутым и одиноким, если не находится в соприкосновении с психическим существом. Но ни одно физическое существо из миллиона не осознает своей устремленности к психическому. Это ощущение потерянности, незащищенности, отсутствия поддержки и недостатка чего-то важного и в то же время полное непонимание того, что происходит, чего вам не хватает, откуда берется чувство какой-то пустоты: такое состояние люди переживают чаще, чем это им кажется, и не понимают его причины. Но затем, когда вдруг по какой-то причине сознание соприкасается с явлением чисто психического характера, с проявлением сил психического существа, с его вибрациями, то переполняющие вас чувства настолько сильны, что зачастую ваше тело их не выдерживает. Это подобно очень сильной радости, которую вы не в состоянии вместить, удержать в себе, и она переливается через край. Что-то в этом роде. У вас вдруг возникает какое-то не очень осознанное и не совсем ясное ощущение откровения… вот оно, то, чего мне недоставало. И это переживание настолько сильное, что вызывает у вас самые разные эмоции, и вам трудно определить, что же это было такое на самом деле. Есть эмоции, которые не имеют ничего общего с витальным планом сознания.

 

Витальные эмоции – эмоции совсем другого характера, они очень четкие и ясные, вы можете выразить их очень конкретно; они отличаются большой силой и обычно наполняют вас беспокойством, создают напряжение и иногда приносят чувство удовлетворения. Витальные эмоции обычно сменяются прямо противоположными, но аналогичными по силе переживаниями. Поэтому очень многие люди – мы уже не раз об этом говорили – принимают за любовь чисто витальное чувство, со всей свойственной ему силой, неистовством, определенной ясностью, романтичностью и яркостью красок. А когда все эти атрибуты отсутствуют, то обычно говорят, что это не любовь.

 

И тем не менее именно так фальсифицируется истинная любовь. Любовь подменяется страстью. Это типичная ошибка, свойственная всем людям.

 

Некоторые, испытывая очень чистое, возвышенное и бескорыстное чувство любви на уровне психического существа, не подозревают о том, что они переживают, и поскольку витальная вибрация страсти у них отсутствует, то им кажется, что холодное и бесстрастное отношение к предмету их увлечения нельзя назвать любовью. Для них вся любовь заключена в витальной вибрации страсти.

 

Для таких людей любовь – это нечто эфемерное, отличающееся большой неустойчивостью и непостоянством, связанное с неистовыми проявлениями чувств, с различного рода бурными переживаниями, со сменяющими друг друга периодами радости и печали; эти люди могут по пальцам перечесть пережитые ими в жизни минуты любви. Любовь для них может длиться несколько часов, после чего ими овладевает скука, все кажется однообразным, и они думают, что любовь покинула их.

 

Как я уже говорила, те, кого не затрагивают витальные страсти, кто может контролировать их, не позволяя им одерживать над собой верх, несут в себе эту любовь психического существа, наделенную способностью к самоотождествлению с предметом своей любви, полную самозабвения, самоотдачи, сострадания, щедрости и благородства. Большинство из них думает, что они холодны и безразличны и, несмотря на все их достоинства, любовь им неведома; и они сами не понимают, в чем тут дело. Я знала многих людей, которые считали, что не пережили любви, потому что не испытали этой характерной витальной вибрации страсти. Обычно, когда говорят об эмоциях, имеют в виду витальные эмоции. Но есть и другие эмоции, несравнимо более высокого уровня, которые не выражают себя как эмоции витального порядка и не лишены при этом ни силы, ни полноты чувств; но сила находится под контролем и отличается большой насыщенностью, интенсивностью и динамической энергией. Истинная любовь способна творить чудеса, но она – крайне редкое явление. Такая любовь к другому человеку, не к себе самому, может совершать самые невероятные вещи. Но это должна быть любовь, свободная от всех витальных наслоений, совершенно чистая и бескорыстная, не требующая ничего взамен и не рассчитывающая ни на какую компенсацию.

 

Мать

 

Ошибочно думать, что теплота присуща лишь эмоциям витального уровня, а психическое существо лишено согревающего пламени чувств. Чистая добрая воля – это очень хорошо, но это еще не любовь на уровне психического существа. Любовь есть любовь, а не просто добрая воля. Любовь психического существа может излучать тепло и гореть пламенем не менее ярким и сильным, чем витальная страсть; но у психического – это чистый огонь любви, не зависящий от удовлетворения желаний эго и не нуждающийся в топливе для поддержания пламени. Пламя психической любви окрашено в белый цвет, а витальной страсти – в красный. Но белый огонь нисколько не холоднее красного. Действительно, в человеческих отношениях и в человеческой природе вообще психическая любовь не получает своего полного выражения; но когда пламя психической любви обращено к Божественному, то оно целиком и полностью выражает при этом свой пламенный восторг. В отношениях между людьми любовь психического существа смешивается с другими составляющими человеческой природы, которые, в свою очередь, стремятся использовать психическую любовь в своих собственных интересах, оттесняя ее на задний план. И лишь в редкие мгновения человеческой жизни психическое существо дает выход своей силе во всей ее полноте. Обычно же оно играет роль одного из элементов человеческого характера, но даже в этом случае ему удается придать витальной страсти все оттенки высоких чувств и переживаний: утонченную красоту, нежность, преданность, самоотдачу, самопожертвование и задушевность отношений; все, что поднимает и возвышает человеческую любовь над обыденным витальным уровнем сознания, – все это исходит от психического существа. Если бы психическое существо могло доминировать над другими составляющими человеческой любви, ментальными, витальными и физическими, если бы ему удалось взять под свой контроль и трансформировать их, то любовь между людьми на земле могла бы быть отражением истинной любви и подготовкой к всестороннему единению души с двойственной жизнью ее внешнего инструментария. Но даже несовершенные проявления такого единения встречаются крайне редко.

 

 

Шри Ауробиндо

 

Знание – ментальное и психическое

 

Наше внутреннее ментальное существо наблюдает за всем, что происходит в нас, и выносит свои соответствующие суждения. Психическое существо не занимает позицию наблюдателя подобно ментальному; психическое, благодаря чистоте своей природы и присущему ему инстинктивному чутью на любые божественные проявления, непроизвольно ощущает и знает все, что происходит в человеке; поэтому, как только психическое раскрывает себя и выходит на поверхность человеческого существа, оно сразу же выявляет все ваши истинные и ложные внутренние движения.

 

Шри Ауробиндо

 

Язык общения психического существа отличается от того, который используется на ментальном уровне сознания; он не оперирует идеями и логическими рассуждениями. Психическое говорит на языке, не имеющем ничего общего с языком разума; его язык скорее похож на самоосознающее и действенное чувство.

 

По своей природе психическое существо наделено покоем, ровным и невозмутимым светом, открытостью и способностью к пониманию и дальнейшему развитию. Оно постоянно прилагает усилия к тому, чтобы понять и продвинуться вперед. Разум же стремится все объяснить и описать. Психическое – видит и понимает.

 

Мать

 

Можно получать знание от психического существа, хотя это будет знание особого рода, не сформулированное на ментальном уровне. Оно больше похоже на внутреннюю уверенность, которая заставляет вас совершать нужное действие в нужный момент без вмешательства рассуждающего разума и мысли.

 

К примеру, вы можете действовать с полным пониманием того, что вам следует делать, и при этом без малейшего вмешательства со стороны логического мышления. Ваш разум остается безмолвным: он просто наблюдает и слушает, фиксируя то, что происходит.

 

Мать

 

Опыт внешнего сознания может противоречить восприятию психического существа. Но психическое обладает истинным интуитивным и инстинктивным знанием. «Я знаю, я не могу объяснить, но я знаю» – вот формула его знания. Его знание не принадлежит ментальному уровню сознания, его нельзя проверить на опыте или доказать его истинность. Для психического существа не может быть никаких доказательств: вера есть движение души, обладающей непроизвольным и непосредственным знанием. Даже если весь мир будет отрицать что-то и выдвигать бесчисленные доказательства в поддержку своих доводов, психическое существо, вооруженное внутренним знанием, основанным на непосредственном восприятии через самоотождествление, будет стоять на своем. Знание психического существа очень конкретно, осязаемо и непоколебимо. Это знание можно привнести на уровень своего ментального, витального, физического существа, и тогда вы достигнете полной всеобъемлющей веры, которая поистине сможет передвигать горы. Но при этом ничто в вашем существе не должно спорить или подвергать сомнению то, о чем говорит ваше психическое. Малейшее сомнение все испортит. Да и как может проявить себя Всевышний при отсутствии совершенной и несокрушимой веры? Вера сама по себе всегда непоколебима, это – существо ее природы, иначе это – не вера. Но ментальное, витальное или физическое существо может не следовать за движениями психического. Вы можете прийти к йогину и неожиданно проникнуться верой в то, что именно этот человек поможет вам достичь вашей цели. Вам не известно, обладает ли этот йогин нужным знанием или нет. Вы просто ощутите импульс, исходящий от вашего психического существа, и поймете, что вы встретили своего учителя. Для этого вам не потребуются долгие рассуждения или созерцание многочисленных чудесных превращений. Такова настоящая вера, и другой не бывает. Некоторые начинают думать и взвешивать, стоит ли прислушиваться к голосу психического существа. Если вы начнете рассуждать или спорить, то потеряете свой шанс.

 

Людей обычно подводит не то, что они называют «слепой верой».

 

Часто можно слышать: «Я так верил этому человеку, а он предал меня!» Но причина разочарования кроется здесь не в том, кто предал, а в том, кто верил, в слабости того, кто верил. Если бы его вера была совершенной и несокрушимой, то она изменила бы другого человека. Вся беда в том, что ему не удалось удержаться на должном уровне сознания-веры, и потому его предали, в противном случае его вера изменила бы того, кто предал, и сделала бы его таким, каким хотел его видеть пострадавший. Его совершенная вера изменила бы другого человека. Только вера может творить чудеса. Вы идете к другому человеку и испытываете соприкосновение с Божественным Присутствием. Если вам удастся сохранить в чистоте этот контакт с Божественным Присутствием, то Божественное Сознание вынуждено будет проявиться на самом грубом материальном уровне. Все зависит от вашего внутреннего отношения, от вашей искренности. Чем большей зрелости вы достигли с точки зрения единения со своим психическим существом, тем скорее вы найдете нужный вам источник, нужного учителя. Психическое существо и его вера всегда искренны, но если в вашем внешнем существе кроется неискренность и если вы стремитесь не к духовной жизни, а к власти и силе, то вы можете оказаться на неверном пути. И тогда в этом окажетесь виноваты вы сами, а не ваша вера. Вера сама по себе чиста, но к ней могут примешиваться проявления низшей человеческой природы, и это может стать причиной ваших бед.

 

Мать

 

Раздел II. Роль, функции и деятельность психического существа

 

Функции психического существа

 

Функция психического существа заключается в том, что оно работает с каждым уровнем человеческой природы, чтобы помочь ему воспринять настоящую истину и Божественную Реальность.

 

Шри Ауробиндо

 

Именно воля психического устремлена на отождествление всего человеческого существа с Божественным?

 

Да, конечно. Это воля психического существа. Смысл существования психического заключается в самоотождествлении с Божественным. Это его главная задача. К примеру, некоторые части ментального существа (а иногда даже физического и витального) открываются, сами того не подозревая, воздействию психического. Когда это происходит, то открытые влиянию психического существа низшие части человеческой природы также начинают устремляться к божественному знанию, божественному единству и соприкосновению с Божественным.

 

 

Мать

 

В чем заключается работа психического существа?

 

В чем заключается работа? Вы хотите, чтобы психическое существо работало? Что конкретно вы имеете в виду? Каковы его функции? Хорошо. Тогда можно сказать, что это как электрический провод, соединяющий генератор с лампой. Если кто-то понял, что я имею в виду, то пусть объяснит это!

 

Что есть генератор и что – лампа? (Смех)

 

Ну, вот! Итак, что же такое генератор и что – лампа? Или лучше сказать, кто играет роль генератора, а кто – лампы?

 

Генератор – это Божественное, а лампа – это физическое тело.

 

Да, это тело, видимое физическое существо. Итак, к этому сводится функция психического существа. Это означает, что при отсутствии в Материи психического существа был бы невозможен непосредственный контакт с Божественным. К счастью, благодаря тому, что в Материи присутствует психическое существо, можно достичь непосредственного соприкосновения Материи с Божественным, и все люди должны знать, что они несут в себе Божественное, и стоит им погрузиться в себя, как они найдут там Его. Это характерная отличительная особенность человеческих существ или, лучше сказать, жителей земли. В человеке психическое существо становится более сознательным, более зрелым и оформленным, более независимым. В людях психическое достигает уровня индивидуальности. Но эта особенность присуща только земле. Это прямое и спасительное вторжение Божественного на уровень несознательной и темной Материи, дающее ей возможность постепенного пробуждения и самораскрытия перед божественным Сознанием, божественным Присутствием и, наконец, перед Самим Божественным. Присутствие психического существа в человеке делает его особым, исключительным созданием. Я не люблю много говорить об этом людям, потому что они и так слишком высокого мнения о себе. Люди так хорошо о себе думают, что нет нужды восхвалять их еще больше! Но все же это факт, тем более что есть еще и живые существа, населяющие другие планы бытия во вселенной, те, кого называют полубогами или даже богами, сущности, принадлежащие, например, уровню сознания, который Шри Ауробиндо называл Сверхразумом. И эти обитатели сферы Сверхразума очень хотят воплотиться в физическом теле на земле, чтобы приобрести опыт психического существа, так как они его лишены. Эти сущности обладают многими чудесными способностями, которых нет у человека, но они при этом лишены психического, этой божественной искры, которая придает абсолютную исключительность земным условиям, так как кроме земли психического существа нигде нет. Ни у кого из обитателей высших миров на уровне Высшего Разума или Сверхразума и других уровней нет психического существа. У существ витальных уровней сознания психическое, конечно, тоже отсутствует. Но витальные сущности не жалеют об этом: оно им не нужно. Правда, в витальном мире очень редко встречаются отдельные исключительные сущности, стремящиеся к преобразованию своей природы, и тогда они без промедления воплощаются в физическом теле. Другие же обитатели витального уровня бытия не хотят этого, поскольку физическое тело связывает их и накладывает на них определенные нежелательные ограничения.

 

Все это – непреложный факт, и я обязана довести его до вашего сведения. Человек обладает психическим существом и это придает ему исключительность, хотя, по правде говоря, он не использует всех преимуществ своего положения. Люди как будто, судя по тому, как они относятся к присутствию в них психического существа, не склонны рассматривать его как редкий и желанный дар – именно так! Куда большее предпочтение человек отдает своим интеллектуальным идеям, витальным желаниям и физическим привычкам.

 

Мать

 

Возлюбленная Мать, в чем заключается роль души?

 

Без души невозможно было бы наше существование.

 

Душа происходит от Божественного, никогда не отрывается от Него и возвращается к Божественному, не покидая своего проявленного состояния.

 

Душа – это Божественное, принимающее форму индивидуального существа, не переставая при этом оставаться божественным.

 

В душе извечно соединены воедино Божественное и индивидуальное существо. Поэтому найти свою душу – значит обрести Бога. Самоотождествление со своей душой есть единение с Божественным.

 

Можно сказать, что роль души заключается в том, чтобы превратить человека в истинное существо.

 

Мать

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных