Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Повторное медленное чтение стихотворения по ключевым ( смысловым) частям, которые заблаговременно намечает учитель, с разбором




Первые две строки.

Учитель. Что содержат эти строки?

Ученик. Автор сообщает о том, что осень затянулась, «стояла долго на дворе».

Учитель. Верно, здесь простая информация о затянувшейся осени.

А теперь внимательно вчитайтесь в третью строчку: почему автор так необычно говорит о природе?

Дети. – А.С. Пушкин природу оживляет, олицетворяет,– говорит, что она зиму «ждала».

– Природа ждала обновления.

Учитель. А почему автор слово «ждала» повторяет дважды?

Ученик. – для того, чтобы подчеркнуть, что природа зиму ждала с большим нетерпением, как чего-то важного, ей необходимого.

Учитель. А что для живой природы важно зимой?

Дети. – Успокоение, отдых от забот.

– Сон и покой, чтобы сохранить силы и преувеличить их для дальнейшей жизни.

Учитель. Одна только фраза, а как много в ней сказано; здесь не просто олицетворение, оживление природы, – здесь проступает пушкинская мысль о том, что природа живёт по своим законам: вечного движения и обновления.

Прочитайте следующие две строки. О чём они?

Ученик. – О том, что снег выпал поздно: «только в январе».

Учитель. Но обратите внимание: автор не просто об этом сообщает, он воспроизводит точную дату, как бы подчёркивая этим необычную важность данного события.

А дальше автор даёт подробную картину природы, зимнего пейзажа, который увидела героиня – девушка Татьяна Ларина.

Давайте её озвучим.

(Ребята прочитывают вслух описание зимней картины).

Учитель. Какой основной цвет картины? Где он точно назван, а где Пушкин на него лишь намекает?

Дети. – Основной цвет белый, автор об этом говорит прямо:

«… побелевший двор,

Куртины, кровли и забор»,– всё покрыто снегом.

– И в конце картины:

«… всё бело кругом».

– Картина очень яркая, солнечная:

«…всё ярко».

– В остальных строках автор использует красочные слова, подчёркивая яркость изображения, чистоту и белизну; например, эпитеты:

«…деревья в зимнем серебре»;

«…блистательный снежный ковер» зимы;

«…мягко устланные горы», т.е. сугробы.

– И вот здесь:

«на стёклах лёгкие узоры», т.е. прозрачные, воздушные.

Учитель. Почему автор сорок называет «весёлыми»? Что он хотел передать этим словом?

Дети. – Радостное настроение, связанное с приходом зимы.

– Все радуются, особенно птицы: сороки весело стрекочут.

Учитель. В этом стихотворении автор использует своё любимое слово, которое можно найти и в других стихах. Какое?

(Если ребята не найдут это слово, следует прочесть отрывки из других зимних стихотворений А.С. Пушкина.

«Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета»

 

«Так медленно по скату гор,

На солнце, искрами блистая,

Спадает глыба снеговая»

 

«Блеснул мороз, И рады мы

Проказам матушки – зимы»

 

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

………………………………..

И речка подо льдом блестит».)

 

Учитель. Ну как? Нашли любимое пушкинское слово в изображении зимних пейзажей?

Ученик. Да, это слово «блистательным».

Учитель. А почему в своих стихах автор так часто употребляет это слово?

Дети. – Чтобы передать красоту, яркость картины.

– Показать солнечный зимний пейзаж.

– И передать радостное настроение.

Учитель. Итак, мы видим, как поэт подробно изображает зимний пейзаж, но это не простое перечисление деталей,– автор останавливает наш взгляд на каждой из них, прорисовывая точно, ярко и запоминающе.

Вся картина проникнута необыкновенной чувственностью, особенно это видно дальше, где автор говорит об отношении героини к зиме. Прочитаем.

(Ребята читают текст до конца).

Учитель. Как вы понимаете выражение «русскою душою» по отношению к героине?

Дети. – Она обладала душевными качествами, характерными для русского народа: добротой, любовью к русской природе.

– Татьяна любила «русскую зиму» «с её холодною красою».

Учитель. Выражение «русская зима» часто встречается в народной речи. Например свою картину художник Константин Федорович Юон так и назвал: «Русская зима». Наверное, русская зима какая-то особенная и отличается от других зим? Посмотрите на картину и скажите, какой смысл вложен в это словосочетание, которое стало постоянным эпитетом. Назовите черты русской зимы.

Дети. (смотрят на картину)

– Она многоснежная, – всё вокруг покрыто снегом.

– Деревья необыкновенно красивые, будто накрылись снежным одеялом.

Учитель. А что здесь говорит автор про русскую зиму, которую любила Татьяна? Какая она?

Дети. – Зима очень красивая, но холодная:

«с её холодной красотой».

– Морозная и солнечная:

«на солнце иней в день морозный».

– Катание на санках.

– «Сиянье розовых снегов».

Учитель. А почему снег у Пушкина розовый?

Ученик. Снег залит заходящим солнцем:

«зарёю поздней»

Учитель. А как вы представляете картину, описанную в последней строке:

«и мглу крещенских вечеров»?

Дети. – После захода солнца всё погружается в морозную дымку, наступают сумерки.

– У Пушкина слово «игла» встречается и в стихотворении «Буря мглою небо кроет». Мгла – это непрозрачная дымка.

Учитель. Автор говорит здесь о «крещенских вечерах», т.е. о христианском празднике крещения. По народным приметам – это самый холодный период зимы, - недаром в народе существует выражение: «крещенские морозы».

А вам нравится эта картина?

(ответы детей).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных