Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Москва и модернизирующаяся Европа (постановка вопроса)




Итак, при Иване III и Василии III налаживаются контакты с Папской Курией, Миланом, Венецией, Священной Римской империей германской нации, заключается дружеский договор с венгерским королем Матиашем, военно-политический союз с Данией. Прибытие западноевропейских специалистов на русскую службу, особенно из Италии, происходит регулярно. За исключением взаимоотношений c Литвой, во всех остальных случаях стороны демонстрируют взаимный интерес, расширение и усложнение взаимосвязей, которые не всегда однозначны, но никак не сводятся к противостоянию. Идут поиски компромисса, часто достигается консенсус. Не случайность, что после Латеранского собора 1513 г. среди адресатов Папы Льва Х, призывающего христианский мир к новому крестовому походу на османов, оказался и московский государь.

Как во многих других государственных делах, так и во внешней политике разворот Московии времён Ивана III и его сына Василия III к Западу был сделан вовремя. В европейской истории с началом модернизации и Великих географических открытий начались грандиозные перемены. (Собственно, эти перемены и заставили историков начать отсчет Нового времени в истории Западной Европы.) В конце XV–XVI вв. европейский континент стал превращаться в лидера мирового развития, заставляя Азию и Новый Свет все более играть по правилам, выгодным европейцам.

Правда, сначала, в XV–XVI вв. это было мало заметно. Благодаря избытку населения, богатым природным ресурсам и климату, позволявшему во многих азиатских странах собирать по два-три урожая в год, государства Востока были лучше обеспечены продовольствием, рабочей силой, сырьем. Восточные цивилизации были древнее европейских. За тысячелетия своей истории они наработали более совершенные приемы производственной деятельности. Неудивительно, что в XV–XVI вв. и даже к середине XVII в. на долю стран Востока приходилась большая часть мирового ремесленного и сельскохозяйственного производства. Качество восточных товаров, особенно китайских и индийских, было выше европейского. Только на Востоке производили такое ценное текстильное сырье, как шелк и хлопок. В начале Нового времени, как и прежде, Европа завозила с Востока множество предметов роскоши: парчу, бархат, шелк, хлопчатобумажные ткани, фарфор, драгоценные камни, оружие из дамасской стали, а также необходимые для консервации и обработки пищи пряности. В обмен европейцы могли предложить лишь драгоценные металлы, ибо ассортимент европейских товаров не интересовал Азию. Оскудение старинных европейских рудников поставило под вопрос торговые связи Европы с Азией. Но обнаружение испанцами в Новом Свете после плавания Колумба (1492), а португальцами — в Африке богатых золотоносных[391] и серебряных месторождений исправили положение. Несмотря на то, что большая часть золота и серебра, выкачанного европейцами из Вест-Индии и Африки, уходила в Азию, количество драгоценного металла в обращении Европы увеличилось в XVI в. с 7 тысяч до 28 тысяч тонн[392]. Открытие Васко да Гамой морской дороги в Индию вокруг Африки (1498) положило начало прямому сообщению между Западной Европой и Южной Азией. Началась торговля без посредников — византийцев, арабов, турок. Турецкая экспансия здесь сыграла не последнюю роль. Османы нанесли роковой удар и по византийцам, и по арабам. Под натиском османов арабы потеряли монополию над торговыми путями не только в Восточном Среднеземноморье, но и у Персидского залива. Это было на руку части европейцев - первоначально, в XVI в., португальцам, перехватившим контроль в бассейне Индийского океана. Одновременно укрепление османов в Леванте, на Балканах и на юго-восточных рубежах Священной Римской империи германской нации подорвали позиции европейского Средиземноморья как эпицентра европейских торговых контактов с Востоком. Центр европейского развития стал смещаться на запад европейского континента к Атлантике.

Монополия португальцев на морских путях к Ирану, Индии и Китаю заставила итальянцев размышлять о неких новых, северо-восточных дорогах в Индию и Китай. Однако поплыли искать эти дороги уже англичане. Льды Северного Ледовитого океана вполне удачно «завершили» их плавание в середине XVI столетия в Белом море. Так Россия была вновь «открыта» как интересный партнер для транзита товаров из Азии, а главное, — поставщик весьма ценного для Европы своего российского сырья. На русский Север вслед за англичанами последовали голландцы и другие европейцы.

Что конкретно искали европейские купцы в России? Морская торговля вызвала бурный прогресс в кораблестроении. Повысился спрос на сырье, необходимое для производства качественных новых судов, способных совершать длительные переходы и перевозить большие грузы. В этом плане Россия обладала огромным потенциалом поставщика сырья для кораблестроения: качественной древесины, пеньки, ворвани, льна, дегтя. Попутно не потеряли значения и прежние русские экспортные товары (например, меха, ценные сорта рыбы, моржовая кость) и, конечно, не забыты были и транзитные товары, которые пришли в Московию с Востока через сухопутные пути, связавшие Россию через Астрахань с Персией, Средней Азией, владениями османов. Не только Россия XV–XVI вв. поворачивалась к Европе — сам Запад активно поворачивался к России.

Международная торговля XVI столетия вызвала совершенно разные последствия на западе Европы и в Азии. Азия, получая из Европы серебро и золото, накапливала сокровища, но это никак не влияло на внутреннюю организацию ее традиционного средневекового общества. В Западной же Европе, благодаря внутреннему органическому развитию, идущему еще с возрождения в X–XIII вв. городов, начались крупные социально-экономические сдвиги. Торговые прибыли превращались в капитал, который, будучи вложенным в торговлю, интенсификацию и специализацию сельского хозяйства, а особенно в промышленность (ремесло и первые мануфактуры) - возрастал. С появлением мануфактур европейская промышленность догнала азиатскую, а после начала в Англии конца XVIII в. промышленного переворота — перегнала азиатское производство. Это касалось не только количества, но и качества выпускаемой продукции. На Западе шло становление нового социального лидера — буржуазии. Феодальное дворянство, процветание которого зиждилось на получении денежной ренты с крестьян, вследствие «революции цен» от падения в 2–4 раза курса драгоценных металлов, наводнивших Западную Европу, скудело. Феодальные отношения отступали, новые буржуазные прогрессировали. Иными словами, Европу охватил процесс модернизации. Раннее Новое время в Западной Европе стало временем становления нового индустриального общества и изживания средневековых традиционных институтов. Этот процесс кардинально изменил соотношения сил в мире: Европа теснила Азию.

Если в XV и даже в начале XVI в. центр западноевропейского мира пребывал там, где и два тысячелетия назад — в Среднеземноморье, то к XVII в. он переместился окончательно на Атлантическое побережье, прежде всего в Нидерланды и Англию. Причем Нидерланды и Англия «обошли» не только старые средиземноморские центры — Венецию, Геную, Флоренцию, но и Португалию с Испанией, которые было вырвались вперед за счет географических открытий, завершившихся испано-португальским «разделом мира» по Тордесильясскому (1494) и Сарагоcскому (1529) договорам[393]. Со второй половины XVI в. английские пираты, при попустительстве и прямом одобрении английской короны, начали грабить испанское побережье Нового Света и испанские галеоны, везущие драгоценные металлы в Европу. Нарастающая англо-испанская вражда завершилась гибелью «Непобедимой армады» (1588). Подорвало силы Испании и отделение Северных Нидерландов, провозгласивших независимость в 1581 г. Голландцы быстро преуспели в строительстве своей колониальной сферы. В первой половине XVII в. они обосновались в Капской колонии на юге Африки, основали фактории на Цейлоне и островах Юго-Восточной Азии. Принятый английским парламентом Навигационный акт (1651)[394] привел к трем англо-голландским войнам, сутью которых была борьба за гегемонию в колониальной торговле. Голландцы уступили приоритет жителям Туманного Альбиона. К концу XVII в. Англия становится «владычицей морей», чему в немалой степени способствовала ее внутренняя быстрая модернизация, превратившая Англию в промышленную «мастерскую мира». Попытка Франции в конце XVII — середине XVIII вв. усилить свою колониальную экспансию побудила англичан и голландцев найти компромисс и объединиться против общего врага, вытесняя его из Индии и Северной Америки.

Этот преуспевающий английский и голландский запад Европы оказался в XVI-XVII вв. куда ближе России и географически, и в плане сложившихся экономических и политических связей, нежели средиземноморская Европа, хотя в конце XV в. прежде всего с Италии начала Россия свое знакомство с ренессансной Европой.

Все описанные выше перемены вызвали изменение образа Востока в XVII–XVIII вв. и особенно в XIX в. Из мира сказочных богатств, бытового комфорта и огромной военно-государственной мощи, каким он открывался взорам обитателей Европы в Средние века и в начале Нового времени, азиатский мир все более трансформировался в объект европейской экспансии. Наступило время становления великих европейских империй.

В XV–XVII вв. ясно видно, что Московское государство, выкристаллизовавшееся из фрагментов Северо-Восточной Руси, оказалось втянутым в географическом и в цивилизационном плане в происходившие в мире перемены. Какая судьба ждала Россию в их контексте: «европейская - имперская» или «азиатская - колониальная»? Зная дальнейший ход событий, историк может констатировать: «С XV в. благодаря дипломатическим контактам, участию в военных союзах и торговым делам Московия вошла в систему европейских государств и, казалось, встала на путь развития, аналогичный западному»[395].

Осмысления требуют два аспекта: внешний — какое место в системе европейских стран заняла Россия; и внутренний: почему путь её собственного развития лишь казался аналогичным западному?

3. Москва и провал «проекта единства христианской Европы»

Разговор о месте России в Европе мы начнем с истории провала проекта объединенной Христианской Европы, за который так ратовали Папы и Габсбурги. Москва явно проигнорировала в XV-XVI вв. призывы к борьбе с османами. Насколько это было чуждым для внешнеполитического курса европейских стран?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных