Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Христологические ереси




Христос в своей Божественной и Человеческой реальности была уже засвидетельствована Евангелиями, Посланиями апостола Павла и живым церковным Преданием. Церковная катехизация искала возможность иллюстрировать и исследовать учение Писания о Христе. Сами язычники, как например Плиний и Цельс свидетельствуют, что христиане воздавали Христу поклонение как Богу.

Но еще оставалась открытой большая проблема в богословии: как понимать отношения во Христе между его Божественной и Человеческой природами? Первые негативные попытки ответить на этот вопрос развивались в докетизме, адопционизме и монофизизме.

Докетизм

Докетизм (Cerinto и др. гностики) дает самое простое решение проблемы, отвергая реальную телесность Христа, которая была только кажущейся, поэтому Он и не страдал, и не умер реально.

Докетизм основывается на еллиниско-платонической мысли, которая обесценивает телесную реальность и утверждает абсолютную божественную трансцендентность. Строгое различие между Сущностью Божественной и сущностью ощутимою чувствами была характерной чертой гностического докетизма.

В широком смысле, докетизм остается большой христологической ересью до наших дней, когда видит абстрактно проблему природ во Христе, не беря во внимание Его дело Искупления (Cullman). Докетическая линия продолжается и касается рациональной экзегетики: от француза Couchoud до немца Reimarus, которые отвергают историчность Христа; от Тюбингенской школы до гегелианского mitismo (Strauss).

Против докетизма энергично выступл еще Игнатий Антиохийский, который подчеркивал телесную реальность Христа.

Адопционизм

Адопционизм отвергал божественное сыновство во Христе: Сын Марии был «усыновлен» и возвышен до божественного сыновства в Крещении. Эта доктрина является равной динамическому монархианству и ранее защищалась Павлом Самосатским.

Против адопцианистов выступили Отцы III века, в особенности Novaziano, в сочинении De Trinitate, ясно утверждая, что Христос Священного Писания есть Божий Сын и истинный Сын Человеческий.

Аполлинаризм

Аполлинаризм был проблемой в области понимания образа единения божественного и человеческого элементов во Христе. Аполлинарий, епископ Лаодикии (†390)[25], под влиянием александрийской школы, пытался спасти единство во Христе, опираясь на богословскую схему «Слово-плоть».

Большая ошибка состоит в том, что Христос не мог быть назван совершенным человеком, так как ему в этом случае не хватает мыслящей души (замещенной Словом) и, как следствие, Он не принял и не исцелил человеческую волю. Здесь, уже в зародыше, видим монофизитскую ересь, которая произрастет от той же попытки спасти во Христе божественный элемент, с потерей человеческого.

Аполлинаризм будет отвергнут на Александрийском (362) и Римском (377 и 382 гг.), потом осужденным Вторым Вселенским Собором (381). Много боролся с ним Григорием Нисский и антиохийские богословы. Император Феодосий осудил его последователей в ссылку (388 году), но ересь не перестала распространяться.

Несторианство

Как видно, спекулятывным крайностям александрийско-платонического менталитета противостоит Антиохийская школа, которой доминирующим направлением было аристотелевское и историко-позитивное. Одним из видных учителей был Феодор Мопсуэстийский, который противопоставил александрийской христологии богословскую схему «Слово-человек» (Verbum-homo; lógos-ánthropos), акцентируя совершенствование человеческого элемента. категории Аристотеля не позволили найти законной возможности соединить два совершенных элемента.

С учеником Несторием (ок. 380-451) епископом Константинопольским, разделял две природы во Христе («иное Бог Слово и иное Христос; один – Сын Бога Отца по естеству, а другой сын по благодати»[26]), доведя до крайности учение о Богородице: Мария не является Матерью Бога (Theotókos), но только матерью Христа (Christotókos).

Эти идеи сразу возбудили реакцию Александрийской школы: решительным борцом выступил Кирилл Александрийский[27], который защищая православное учение, по крайней мере в первые дни полемики, имел неосторожность чрезмерно настаивать на александрийской терминологии. Он интуитивно почувствовал, что событие Воплощения необходимо начинать рассматривать с «Я» Божественного, но не с «я» человеческого: не человек-Христос стал Lógos, но Lógos стал Человеком («Verbum caro factum est»).

Ошибка Нестория была изложена в двенадцати анафематизмах сформулированных святителем Кириллом, но которые Несторий и последователи не желали принять. В них между прочими утверждается:

· Предметом объединения всегда остается единственно Божественное «Я» («Один и всегда есть тот самый Христос»).

· Единение есть физического порядка, а не только морального («énosis physiké»).

В 431 году, император Феодосий II, созвал в Ефесе Собор, чтобы разрешить разногласие, которое воспламенялось между Антиохийским и Константинопольским Патриархатами. Доктрина Кирилла торжествовала, но полемика и персональная враждебность продолжались. Контроверсия, можно сказать, закончилась в 433 с formula unionis: антиохийцы допустили сущность догмата, а александрийцы оставили твердость терминологии. Доктринальным результатом явилось ясное утверждение, что во Христе нет двойного «я», но только одно – Lógos. В Нем человеческая природа настолько тесно соединена, что действия принадлежат единой Личности Слова, в которой она сосуществует.

Это был выдающийся результат, но не полный: не хватало уточнения, что это единение есть secundum personam (ипостасное), не secundum naturam. Это постановит в 451 году Халкидонский Собор.

Тем не менее, несторианство протянется длинным шлейфом на Востоке. Ересь распространилась, прежде всего, в Персии и была принята многими монастырями. Несторианская церковь будет сильно встревожена от нашествия мусульман, но их миссионеры обратят некоторые арабские народы. Проникнет в Индию и Китай (с 635 по 800 гг.). Сегодня несториане остались в Курдистане, Кипре и Сирии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных