Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития выносливости 13 страница




Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфичес­ким требованиям избранного вида спорта, осуществляется путем выпол­нения специальных заданий и способов организации занятий, побуждаю­щих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов техники движений, разработке оригинальной тактики состязаний, совер­шенствованию средств и методов подготовки.

24.6. Интегральная подготовка

Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена — тех­нической, физической, тактической, психологической, интеллектуаль­ной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправлен­ными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные каче­ства, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнени­ях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

♦ соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняе­мые в условиях соревнований различного уровня;

<♦ специально-подготовительные упражнения, максимально прибли­женные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревнова­тельным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важ­ных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на тех­нику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствова­ние отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить трениро­вочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются

возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов й систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с тре­бованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для дан­ного виде спорта.

Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортив­ных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.

Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее коли­чество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по фор­ме, структуре, особенностям функционирования систем организма мак­симально приближен к соревновательному.

В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленнос­тью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон под­готовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, свя­занных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, — физическое и техническое, тех­ническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психо­логическое и т.п. (см. рис. 24.1).

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяют­ся разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревнователь­ных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно про­водить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает с большей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения — на травяных кортах, где мяч может отскочить в непред­сказуемом направлении. Для затруднения — утяжеленной ракеткой и мя­чом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).

Глава 25

ПОСТРОЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ

25.1. Основы построения спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов (микроциклов)

Тренировочный процесс состоит из относительно законченных струк­турных единиц, в рамках которых и происходит построение спортивной тренировки в любом виде спорта. В зависимости от времени, в течение которого осуществляется тренировочный процесс, различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев). Микроструктура — это структура отдельно тренировочного занятия и ма­лых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий; мезострук-тура — структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; макроструктура — структу-

pa больших тренировочных циклов (микроциклов типа полугодичных, го­дичных и многолетних.

Возникает вопрос: «Почему следует выделять эти уровни структуры и нельзя ли обойтись без них при построении тренировок спортсменов?» Ответ может быть только один — нет, так как естественную основу структуры тренировок в целом составляют объективные закономерности развития тре­нированности спортсменов, а игнорирование их может отрицательно ска­заться на состоянии здоровья и росте спортивных достижений юных спорт­сменов. Поэтому невозможно понять сущность тренировочного процесса и овладеть способами его построения и планирования без знания структу­ры тренировки, закономерностей и факторов обусловливающих ее.

Построение тренировки на основе различных циклов позволяет систе­матизировать задачи, средства, методы тренировки; величину трениро­вочных воздействий, восстановительные процедуры и наилучшим образом обеспечить рост спортивной работоспособности того или иного спортсме­на в избранном виде спорта.

Структура отдельного тренировочного занятия. Структура отдельного тренировочного занятия в значительной степени определяется типичными изменениями спортивной работоспособности спортсменов. В течение от­дельного занятия работоспособность изменяется следующим образом: в начале занятия уровень работоспособности возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается. В связи с этим в динамике развития работоспособность в рамках отдельного занятия условно можно выделить несколько зон:

1) зону предрабочих сдвигов (перед соревнованиями ее называют «пред­стартовым состоянием»; 2) зону врабатываемости; 3) зону относительно устойчивого состояния работоспособности; 4) зону снижения работоспо­собности. Каждая из них характеризуется достаточно сложными перестрой­ками в организме спортсменов, которые обеспечивают оптимальные усло­вия использования энергии в процессе работы.

Функциональные сдвиги в организме, происходящие в каждой из этих зон, имеют силу биологических закономерностей, проявляясь, так или иначе, в любом занятии — и в гимнастике, и в лыжном спорте, и в легкой атлетике.

С учетом основных зон применения работоспособности в рамках от­дельного занятия, исходя из специфических закономерностей обучения технике движений, а также развития тех или иных физических способнос­тей формирования черт личности спортсменов, последовательности и вза­имосвязи применяемых упражнений, выполняемых нагрузок, при постро­ении занятия выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную. По данным В.Н. Платонова, при занятиях различной направленности соотношение работы, выполненной в различных частях занятия, является в целом идентичным: период врабатывания охватывает — 20—30% общего объема работ, устойчивого состояния — 15—50%, ком­пенсированного и декомпенсированного утомления — 30—35%.

Деление тренировочных занятий на части имеет важное педагогичес­кое значение. При их проведении тренер должен соблюдать следующие правила: начинать занятия надо с разминки, затем проводить главную ра­боту (основная часть), в этой части кривая нагрузки может быть различной в зависимости от возраста, квалификации спортсменов, вида упражнений

и т.д. Но, как правило, всегда — высокой. Завершающая часть занятий (заключительная часть) характеризуется снижением нагрузки.

Пренебрежение особенностями частей занятий может привести к не­производительным тратам времени, а иногда и нанести вред здоровью спорт­сменов. Например, если занятия начать без должной разминки, то это может привести к травмам. Знание правил построения и организации за­нятий в каждой части позволяет управлять работоспособностью спортсме­нов, возможно, дольше поддерживать ее на оптимальном уровне, обеспе­чивая оптимальную врабатываемость, и рационально завершить работу. Кроме того, приобретенные знания и умения применять на практике важ­но для самих спортсменов.

В практике спорта в настоящее время применяются двух- или трехра­зовые тренировки в течение дня. Обычно они организуются без отрыва от учебной деятельности, либо с отрывом от учебы, т.е. в условиях учебно-тренировочных сборов.

Структура тренировочного дня более сложна, чем одного занятия. Она во многом зависит от количества занятий, чередования их направленности и величины нагрузки, суточного ритма работоспособности спортсменов (например, от выработанной привычки тренироваться в определенное время суток, суточного режима программы предстоящих соревнований, разни­цы в поясном времени, географического места предстоящих соревнований и других причин).

Структура и типы микроциклов. Совокупность отдельных занятий, про­водимых в течение нескольких дней, составляет микроцикл тренировки. Микроциклы существуют как вполне сложившееся и важное звено трени­ровочного процесса. Они обладают определенными, только им присущи­ми чертами. В частности, отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной (кумуляционной), которая связана с опреде­ленной степенью утомления и восстановления (занятие восстановительно­го характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре мик­роцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.

В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его про­должительность может быть и иной: минимум — два дня, а максимум — 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.

Следует иметь в виду, что нет, и в принципе не может быть, одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики.

В спортивной тренировке выделяют различные виды микроциклов. Основные типы микроциклов, которые могут иметь место в тренировоч­ном процессе спортсменов, представлены на рис. 25.1.

На рисунке видно, что собственно тренировочные микроциклы в зави­симости от степени сходства их содержания со спортивной специализаци­ей спортсмена подразделяются на неспециализированные (общеподгото­вительные) и специализированные (специально-подготовительные). В первых микроциклах при проведении занятий используются главным обра­зом средства общей, а во вторых — специальной подготовки. Оба типа микроциклов могут быть связаны с решением преимущественно задач фи-

 

 

зической, технической, тактической подготовки или они будут носить комплексный характер.

Микроциклы, характеризующие значительным объемом нагрузки, но не предельной интенсивностью, обычно называют объемными (втягиваю­щими). Они составляют основное содержание занятий в подготовитель­ном периоде. Для интенсивных (ударных) микроциклов характерна, прежде всего, высокая интенсивность работы при достаточно возрастающем объеме нагрузок. Применяются они широко в конце подготовительного и в сорев­новательном периодах. Характер распределения нагрузки в микроциклах по дням недели позволяет отдельно говорить о микроциклах с «однопиковой», «двухпиковой», трехпиковой» динамикой нагрузки, а также о микроциклах с последовательным возрастанием или убыванием нагрузки (табл. 25.1).

Таблица 25.1

Тренировочные нагрузки в микроциклах по дням недели

(по В.П. Луговцову, А.В. Куделину)

 

 

Дни микро­цикла Динамика нагрузок в микроцикле
«Однопиковая» «Трехпиковая» Последователь­ное возрастание нагрузки Последователь­ное убывание нагрузки
1-й Средняя Средняя Малая Большая
2-й Значительная Большая Средняя Большая
3-й Большая Средняя Значительная Значительная
4-й Большая Большая Значительная Значительная
5-й Значительная Средняя Большая Средняя
6-й Средняя Большая Большая Малая
7-й Отдых Отдых Отдых Отдых

Установлено, что каждый тип микроцикла по-разному влияет на рабо­тоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной дина­мика нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсме­нов значительные функциональные изменения, определяющие в конеч­ном счете общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функци­ональных изменений, обнаруживающихся в организме после значитель­ных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» рас­пределением нагрузки в течение недели.

Микроциклы с последовательным возрастанием нагрузки имеет смысл планировать для достижения значительной мобилизации функциональных

возможностей организма спортсменов перед напряженной рр работой. И в частности, тогда, когда спортсмена нужно постепенно под­вести к нагрузкам «ударных» микроциклов. Микроцикл же с последова­тельным убыванием нагрузки к концу недели обычно строится для обеспе­чения относительно полной нормализации функционального состояния организма после «ударных» нагрузок.

Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вооб­ще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Пост­роение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих мик­роциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособнос­ти как отставленного эффекта предыдущего занятия; 2. Когда занятие про­водится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего.

Смысл второго варианта «суммирования» эффекта нескольких занятий состоит в том, чтобы предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и полу­чить в итоге значительный подъем работоспособности во время последую­щей относительной «разгрузки». Подобное сочетание нагрузок при пост­роении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом конт­роле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомле­нию, а эпизодическое применение будет способствовать более эффектив­ному росту тренированности.

Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интер­валов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы под­ведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, воз­раста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.

Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и усло­вия состязаний. В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (ДА. Аросьев). При построении пред­соревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура трени­ровочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чере­дования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (0-циклы), а низкой — регулировочными (Р-циклы).

Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Дли­тельность специализированных микроциклов в основном определяется про­должительностью предстоящих соревнований, а контрастных — условия­ми восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализиро­ванных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям сорев­нований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой об­становки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).

По мере приближения основного соревнования содержание, режима и условия занятий в специализированных микроциклах все полнее воспроиз­водят характер соревновательной деятельности, распорядок и другие усло­вия предстоящего состязания. В контрастных же микроциклах наблюдает­ся противоположная тенденция — увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирова­ние условий занятий и др. Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в ре­зультате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.

На рис. 25.2 представлена схема построения предсоревновательной подготовки борцов по «принципу маятника» на учебно-тренировочном сборе продолжительностью 19 дней. Видно, что сбор начинается с регулиро­вочного микроцикла, а затем поочередно, сменяя друг друга, ритмически чередуются трехдневные основные и однодневные регулировочные микро-

циклы. В общей сложности предусмотрено 5 тренировочных дней для вос­становления работоспособности и 10 — для тренировок. В последний, 19-й день сбора спортсмены психологически настраиваются к предстоящему соревнованию. Важно при этом учесть, что по мере приближения к сорев­нованиям динамика величины и контрастности нагрузок внутри микроцик­лов снижается в регулировочных и увеличивается в основных микроциклах.

Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов опреде­ляется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или ко­манда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимос­ти от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедура­ми, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной дея­тельности и достижение запланированного спортивного достижения.

Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, сред­ними и длинными интервалами между состязаниями. На рис. 25.3 пред­ставлены варианты соревновательных микроциклов в хоккее в зависимос­ти от продолжительности межигровых интервалов. Видно, что структура микроциклов изменяется с увеличением перерывов между играми.

В микроцикле с однодневным межигровым интервалом на следую­щий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей на­правленности, а в день игры — предигровое (раскатка). В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом проводят три занятия: восстанавли­вающее, поддерживающее и предигровое. В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировоч­ных занятий. В день после игры — восстанавливающее занятие, в следую­щий — развивающее, а на третий — поддерживающее. В день игры — предигровое. Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоем образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь поло­жительные эмоции. Микроциклы с четырехдневным межигровым интер­валом (на рис. 25.3,г) строят подобно микроциклу с трехдневным межиг­ровым интервалом. Он состоит из 5—7 тренировочных занятий, из которых два — восстанавливающие, одно — поддерживающее, два — развивающие и одно — предигровое (раскатка).

При построении тренировочных занятий обязателен учет положитель­ного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тре­нировки.

Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными со­стязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагруз­кой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной на­грузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптаци­онных процессов в организме спортсмена.

Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко использу­ются различные восстановительные средства — педагогические, психоло-

а - с однодневным; б - с двухдневным; в - с трехдневным; г - с четырехдневным интервалом между играми

Рис. 25.3. Варианты соревновательных микроциклов в зависимости от продолжительности межигровых интервалов (по В.П. Савину, 1990)

[еские и медико-биологические. Эффективность использования восста-зительных средств зависит от последовательного или параллельного при-нения нескольких из них в единой комплексной процедуре. Выделяют i основных направления использования восстановительных средств в эцессе тренировочных занятий: 1. Для быстрого устранения явлений >мления после перенесенных нагрузок; 2. Для избирательного восста-вления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались шовному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут пре-1ьно мобилизированы в последующем задании, занятии; 3. Для предва-гельной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тре-ровочной нагрузки (В.Н. Платонов).

В зависимости от того, как происходит управление работоспособнос-о и восстановительными процессами, есть смысл выделить несколько пов восстановительных микроциклов (см. рис. 25.1): восстановительно-

разгрузочные, восстановительно-компенсирующие, восстановительно-под­держивающие; восстановительно-подготовительные, восстановительно-про­филактические и др. Последний тип микроциклов направлен на восстанов­ление органов и систем организма спортсмена в случае их отклонения от нормальной жизнедеятельности (при перенапряжениях, заболеваниях, трав­мах). Они применяются во время пребывания спортсменов в специальных восстановительных центрах, обладающих набором всех средств восстановле­ния, особенно в сочетании со специальным двигательным режимом, дей­ствием благоприятных, климатических и санитарно-курортных факторов.

25.2. Типы и структура мезоциклов

Мезоцикл тренировки можно определить как серию микроциклов раз­ного или одного типа, составляющую относительно законченный этап или подэтап тренировки. Построение тренировки в форме мезоциклов позво­ляет более целесообразно управлять суммарным тренировочным эффектом каждой серии микроциклов, обеспечивать при этом высокие темпы роста тренированности спортсменов. Средние циклы чаще всего состоят из 3 — 6 микроциклов и имеют общую продолжительность, близкую к месячной. Их структура и содержание зависят от многих факторов: этапа и периода годичного цикла, вида спорта, возраста и подготовленности спортсме­нов, режима учебы и отдыха, внешних условий тренировки (климатичес­ких, географических и др.), околомесячных биоритмов в жизнедеятельно­сти организма (например, менструальных циклов) и т.д.

Различают следующие типы мезоциклов: втягивающий, базовый, кон­трольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный и др. (Л.П. Матвеев). Все эти типы мезоциклов могут иметь место и в тренировочном процессе спортсменов. Остановимся на краткой характеристике мезоциклов, их структуре и содержании.

Втягивающий мезоцикл характеризуется повышением объема трениро­вочных нагрузок, вплоть до значительных величин с постепенным повы­шением интенсивности. С такого рода мезоцикла обычно начинается под­готовительный период. У спортсменов невысокой квалификации втягивающий мезоцикл состоит из трех-четырех объемных микроциклов. Во втягивающем мезоцикле, независимо от квалификации спортсменов, большее внимание уделяется средствам общей подготовки для повышения возможностей систем дыхания и кровообращения. Это делается для того, чтобы создать предпосылки для дальнейшей работы, повышающей уро­вень специальной подготовленности спортсмена. В определенном объеме используются и социально-подготовительные средства.

Базовый мезоцикл отличается тем, что в нем проводится основная тре­нировочная работа, большая по объему и интенсивности, направленная на повышение функциональных возможностей, развитие основных физи­ческих способностей, на совершенствование уже освоенных технико-так­тических приемов. Наряду с расширением функциональных возможностей спортсменов в задачи этих мезоциклов входит стабилизация и закрепление достигнутых перестроек в организме. По своему преимущественному со­держанию они могут быть общеподготовительными и специально-подгото­вительными, а по эффекту воздействия на динамику тренированности —

развивающими и поддерживающими. Каждый вид базового мезоцикла может включать несколько мезоциклов соответствующего типа, но в раз­ных комбинациях. Например, развивающий мезоцикл может состоять из 4 мезоциклов — двух объемных, одного интенсивного и восстановительно­го: МЦобъемный + МЦобъемный + МЦинтенсивный + МЦвосстанови-тельный + Стабилизирующий состоит всего из двух объемных микроцик­лов (Л.П. Матвеев).

Контрольно-подготовительный мезоцикл представляет собой переходя­щую форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственно тре­нировочная работа сочетается здесь с участием в серии соревнований, ко­торые имеют в основном контрольно-тренировочный характер и подчинены, таким образом, задачам подготовки к соревнованиям. Мезоцикл данного типа может состоять из двух-трех собственнотренировочных микроциклов и одного микроцикла соревновательного типа.

Предсоревновательные мезоциклы типичны для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию или одному из основных. В них должен быть смоделирован весь режим предстоящих соревнований, обеспе­чена адаптация к его конкретным условиям и созданы оптимальные условия для полной реализации возможностей спортсмена в решающих стартах. Если соревнования являются не очень ответственными для спортсмена или команды и проводятся в обычных климатических и географических услови­ях, то непосредственная подготовка к ним обеспечивается в рамках сорев­новательного мезоцикла, который может состоять из подводящих, соревно­вательных и восстановительных микроциклов. При подготовке же к ответственному соревнованию, проводимому в необычных для спортсмена условиях, уже целесообразно специально выделить этап непосредственной подготовки к ответственному соревнованию, который обычно включает один или несколько мезоциклов, построенных по типу предсоревновательных.

Как правило, предсоревновательный мезоцикл состоит из модельно-соревновательных, подводящих и собственно тренировочных микроцик­лов, которые могут сочетаться в различной последовательности и с разной частотой. Например, при необходимости обеспечить более основательную тренировочную работу на фоне подготовки к состязанию, эффективен ва­риант: МЦмодельно-соревноват. + МЦсобственно трениров. МЦсобствен-но трениров. + МЦмодельно-соревн. + МЦсобственно трениров. + МЦподводящий (Л.Н. Матвеев).

В практике предсоревновательной подготовки используется также не­традиционный вариант построения заключительного этапа подготовки к ответственному соревнованию по «принципу маятника», который предус­матривает чередование контрастных и специализированных микроциклов.

Соревновательные мезоциклы — это типичная форма построения трени­ровки в период основных соревнований. Количество и структура соревно­вательных мезоциклов определяют особенности существующего спортив­ного календаря, программа, режим соревнования, состав участников, квалификация и степень подготовленности спортсменов. Как минимум каждый соревновательный мезоцикл состоит из подводящего, соревнова­тельного и восстановительного микроциклов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных