Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СВЯЗИ, СПРЯТАННЫЕ В ЗВЕЗДАХ?




В санскритских текстах есть постоянные намеки на то, что можно назвать «династией мудрецов», или монашеским орденом, или культом, известным как «семь мудрецов», имеющим своих представителей в каждом поколении. В са- мом деле, в некоторых текстах содержатся списки многих групп из семи мудре- цов вместе с упоминанием земных эпох, в которые они жили75. «Махабхарата» прямо пишет про многие группы семи мудрецов76. Существовали различные группы из семи мудрецов, посланные в разные регионы — и особенно часто в Северную и Восточную Индию77. Эти группы, по всей видимости, существова- ли в одно и то же время. В ранней литературе можно прочитать про «главную группу из семи мудрецов»78. Наиболее часто при этом упоминаются такие име- на, как Висвамитра, Джамадагни, Бхарадвайя, Готама, Арти, Васиштха и Кася- пура. Иногда добавляется восьмое имя — Агастайя79. Но есть и другая группа «великих мудрецов»: среди них двое с повторяющимися именами Атри и Ba- сиштха, остальных зовут Мирики, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату и Васиштха80. Эта группа считается не менее важной, чем первая. Она чаще всего встречается в Южной Индии. Удивительно и довольно неожиданно, чтотради- ция связывает этих мудрецов с семью звездами северного неба — особенно с теми, которые формируют «Большой Ковш», или «Плуг», внутри полярного созвез- дия Большой Медведицы81. Сравнение этого созвездия с медведицей очень древ- нее, его можно найти во многих, возможно, никак не связанных между собой культурах82. Это способно пролить свет на неясный отрывок в «Шатпатха Брах- мана», где говорится: «Семь мудрецов раньше назывались “рикшас” [медведи]»83.

Митчинер комментирует:

«В более поздние времена термин rksa приобрел достаточно обобщенное значение. Он стал указывать на любую звезду... Это более общее значение явля- ется, по всей вероятности, производным от первоначального и более специфи- ческого значения, означающего “сияющие звезды Большой Медведицы”»84.

Идентификация семи мудрецов с этой конкретной группой звезд имелась и в индийской традиции. Была и весьма схожая вера древних египтян в то, что человеческая душа после смерти отправляется на звезды85.

Я не могу удержаться оттого, чтобы не напомнить о желании фараона, бес- конечное число раз повторенное в текстах пирамид, что если во время его жиз- ни его дух «достигнет совершенства», тогда после его смерти дух должен пре- вратиться в звезду на небе86.

У древних египтян было два излюбленных места для возрождения: район созвездия Ориона в южной части неба и в северной — район приполярных, ни- когда не заходящих, «не погибающих» звезд, особенно Кохаб87 в Большом Ков- ше. Относительно приполярной загробной судьбы мы читаем в высказывании 419 «Текстов пирамид»: «Возникни... поднимись, чтобы ты мог путешествовать в обществе духов... пересеки небо... сделай себе постоянное местожительство среди не погибающих звезд...»88 В высказывании 466 мы читаем: «О царь, ты — эта великая звезда, сосед Ориона, что пересекает небо с Орионом»89.

Я считаю странным, если не сказать большего, что семь мудрецов Древней Индии представлены звездами именно Большого Ковша в самом центре при- полярного неба, именно там, куда отправлялись души египетских фараонов. Од- нако еще более странным является то, что, как писал Митчинер, один из мудре- цов, Висвамита, согласно «Рамаяне» и «Махабхарате», должен доставить в че- ловеческой форме одного из царей Древней Индии по имени Трисанку на небо, «где он сейчас благоговейно хранится в виде созвездия Ориона»90.

ЗНАНИЯ И БАЛАНС

На мой взгляд, из санскритских текстов можно сделать вывод, что семь муд- рецов Древней Индии не были просто небольшой группой замечательных лю- дей. Они представляли собой институт, который сохранялся на протяжении продолжительного времени, возможно, тысячи лет, набирая новых членов в каждом поколении. «Институт» был посвящен сохранению и передаче в буду- щее определенного набора духовных знаний из отдаленного прошлого. В этом мудрецы напоминают жрецов Гелиополя, которые руководили созданием Be- ликих пирамид Египта. «Имеющие высшие стадии посвящения мудрецы Ин- дии, как считалось, должны были быть аскетами, отрицающими материальные удовольствия и материальные блага. Говорили, что они носили простые одеж- ды, изготовленные из натурального сырья, к примеру, одежду из древесной коры. Свое тело они намазывали золой. Мудрецы не стригли волос, позволяя им от- растать длинными и спутанными. Они были строгими вегетарианцами, соби- рали фрукты и коренья для пищи, воздерживались от мяса91 и проводили боль- шую часть своего времени среди покрытых снегом Гималаев. Туда они удаля- лись для того, чтобы подвергать себя “тапасу” — строгостям йогической жизни, — посредством чего они укрепляли свою духовную силу»92.

Но древние тексты также говорят, что мудрецы нередко вмешивались в обы- денную жизнь — в частности, они назначали царей и служили их советниками, влияя на государственную политику93. В этом аспекте их роль снова похожа на роль жрецов Гелиополя в Древнем Египте, которые в эпоху пирамид тоже ста- вили на трон царей94. В обоих случаях цель их вмешательства была одинако- вой: хотя и не прямым образом, но направлять человеческое общество, поддер- живая надлежащий баланс — как в самом обществе, так и между обществом и природой. Общество создавалось в соответствии с тем, что древние египтяне именовали «маат» (земная и космическая гармония, правда, баланс, «правиль- ный путь»), а индусы до сих пор называют «дхарма», передавая аналогичный смысл95.

Во времена междуцарствий, когда в стране долгое время не было законных правителей, семь мудрецов брали управление страной на себя96. Они также да- вали точные указания правителям, которые выполняли функцию царей97. Они же «получали сыновей для царей» (если необходимо, то сами делали беременными цариц!), таким образом обеспечивая продолжение царских династий98, поскольку считалось — как в Древней Индии, так и в Древнем Египте, что при- сутствие царей и фараонов является существенно важным элементом косми- ческого баланса. Когда из-за каких-либо обстоятельств царя не имелось, семь мудрецов назначали нового. К примеру, «Махабхарата» говорит, как после раз- рушения царского замка «Земля, оставшись без царей, начала погружаться в уныние, и Касяпа поддержал Землю, найдя для нее нового царя»99.

Среди многих других ролей, связанных с правителями и светским поряд- ком, интересно отметить, что семь мудрецов также часто проклинали царей, если те неправильно применяли свои полномочия (а это очень опасная вещь — даже смертельная — быть проклятым одним из мудрецов).

Митчинер замечает:

«Этот риши приходит не для того, чтобы в нем видели лишь поддержку или учителя “дхармы”. Риши является, чтобы следить за праведностью и надлежа- щим поведением людей, утверждать дхарму своими словами и поступками и очи- щать своим проклятием не соответствующие дхарме поведение других»100.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных