Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кант. Критицизм.docx




17. Философия И. Канта. Существо кантовского критицизма. «Вещь в себе» и явление. Априоризм. Учение о категориях

 

Годы жизни – 1724-1804. Делят на 2 ПЕРИОДА: докритический (до 1770) и послекритический («Критика чистого разума»). Кант ставит вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я должен надеяться? Иначе говоря, что такое человек.

Критический подход – новый подход к задачам философии. Это критика познания, морали и религии.

Предполагалось, что познание – это некое вращение субъекта вокруг объекта. Кант ставит иначе: возможно, не субъект в познании открывает некие объективные законы, а объект приспосабливается и становится познаваемым по законам субъекта. То есть, мы вступаем в некоторые отношения с объектом.

Сознание обусловлено не только тем, что объект воздействует на нас, но у объекта есть некие стурктуры, которые определяют его познаваемость. Наши отношения с миром во многом обусловлены нашей познавательной способностью. Это работает на уровне чувственного восприятия, рассудка, разума.

Кант говорит: познание имеет опытную природу, у нас нет врожженных идей. У нас есть априорные формы чувственности и рассудка, без которых невозможен никакой опыт. Мир дан нам посредством чувственности, но мыслями мы его упорядочиваем. В чувственном опыте мы видим не предмет как таковой а то, как он нам является.

В феномене можно различить форму и материю. Материя – это всегда нечто опытное. Форму задает субъект. Благодаря форме чувственные данные выстраиваются в некоторые отношения. Формы априорны, они свойственны нам и не связаны с окружающим миром.

Две априорные формы чувства – пространство и время. Пространство – внешняя форма, время – внутренняя – не абсолютное свойствое, а свойство воспринимающего. Мы не можем представить нечто вне пространства и времени.

Но чувственное – только материал познания. Помыслить объект – функция рассудка. Рассудок призван упорядочить и систематизировать данные чувств, с помощью понятий или категорий.

Функция категорий – в упорядочивании под знаком единства. Для Канта рассудок – это способность к суждениям. Рассудок синтезирует данные, ищет взаимосвязи. У него тоже есть свои априорные формы – категории, «законы рассудка». Они не несут содержания, только упорядочивающие формы. 4 группы категорий: КОЛИЧЕСТВО, КАЧЕСТВО, ОТНОШЕНИЕ И МОДАЛЬНОСТЬ. Мы познаем феномены, в которых присутствуют и внешние данные, и формы чувственности, а потом синтезируем и упорядочиваем их с помощью априорных форм рассудка.

По Канту наше познание является необходимым, но оно исследует явления, феномены, и только в этом качестве оно универсально и необходимо. Сама эта универсальность следует из априорных структур. «То, что существует само по себе» – «вещи в себе» выходят за пределы нашего теоретического сознания. Мы познаем мир явлений, но не то, что в нем является. «Вещь в себе» – это предельное понятие, которое ограничивает претензии нашего сознания. Универсальность и необходимость нашего познания не выходит за рамки мира явлений. Для Канта границы опыта нерушимы. Познание ограничивается нашим опытом и априорными формами. Не предполагается интуиция.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных