ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава XV. Функции правительства1473. В чем заключаются функции правительства? Разрешение этого вопроса связано с большими трудностями; на него нельзя ответить простым перечислением, как ответил бы физиолог на вопрос о том, в чем заключаются функции сердца? По природе своей правительство едино, а в жизни мы видим их много. Существуют разнообразные правительства. Потому, прежде чем отвечать на вопрос, в чем заключаются функции правительства, следует выяснить, о какой форме правительств идет речь. Различные государства имеют различные представления о своих обязанностях и, в зависимости от этого, они берут на себя выполнение различных задач. Они имеют каждое свое особое происхождение, историю и слагаются под влиянием своеобразных условий; необходимость, расчет или личный произвол направляют их по различным путям. Некоторые из них долго сохраняли первобытные учреждения, которые в былые времена были присущи всем государствам и через которые всем им неизбежно пройти; для других же как будто бесследно миновала пора политического младенчества, и они состарились в сложной деятельности государственного самоуправления. 1474. Сущность вопроса. Необходимо с самого начала заметить, что если, с одной стороны, мы имеем тут дело с вопросом факта, то с другой, здесь выступает вопрос теоретического взгляда. Отметить это различие крайне важно в виде того, что сплошь и рядом рассмотрение факта смешивается с совершенно отличным от него теоретическим вопросом: в чем должны заключаться функции правительства? Необходимо изучать каждый из этих вопросов особо. 1475. Классификация. Для большей ясности изложения можно разделить функции правительства на две группы – основных (необходимых) функций и второстепенных или факультативных. К первой категории мы относим те функции, которые составляют сущность деятельности правительств, а именно ограждения жизни, свободы и собственности граждан, а также и все функции необходимые для правильной гражданской организации общества. Самому крайнему стороннику теории laissez faire эти функции не могут казаться произвольно присвоенными государством, ибо именно он‑то и связывает людей в общество и государство. Ко второй категории мы относим те функции правительств (образование, почта и телеграф, заведование лесным хозяйством и т. д.), в которых государство видит не средство управления, а средство удовлетворения общественных нужд. Случайные по своей природе и не составляющие условия существования самого государства, эти функции стали, однако, необходимы, как средство достижения общественного удобства и правильной деятельности правительственной машины. Они способствуют организации общества, не будучи, однако, необходимой составной частью его. 1476. Разумеется, эта классификация основана, прежде всего, на внешних, фактических различиях и не имеет положительного философского основания. Легко может возникнуть спор, к какой категории отнести те или иные государственные функции. В нашей классификации мы опираемся на собственные выводы, не подкрепляя их снова доказательствами и допустив заранее, что раздельная черта между обеими группами не может быть проведена совершенно точно. 1477. «Функции правительства, обычно признаваемые за государством, – говорит Ст. Милль, – обнимают слишком широкое поле, чтобы можно было подвести их под точное определение; нет возможности найти черты, свойственные всем им, если не считать общего им неопределенного свойства, называемого «общею полезностью». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|