Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ситуации воспроизведения




 

Просьбу экспериментатора перечислить задания разные испытуемые воспри­нимали по-разному.

1. Перечисление — это не связанное с какой-либо самостоятельной целью про­стое «рассказывание» о том, что было.

2а. Перечисление — это проверка памяти, еще одно самостоятельное задание наряду с предшествующими двадцатью двумя заданиями.

2б. Это новое двадцать третье задание может представить весь предшествовав­ший опыт в новом свете: весь опыт внезапно превращается в проверку памяти.

Вариант 1. Испытуемому не вполне ясно, что, собственно, означает просьба экспериментатора перечислить задания: переход к новому опыту, временное преры­вание старого или его продолжение? Если во время работы испытуемый был на дружеской ноге с экспериментатором, то сейчас он вдруг увидел в нем кого-то вроде надзирателя. Испытуемый вынужден делать нечто, смысла чего он не понимает. Если раньше ситуация была ему понятна, то нынешняя просьба экспериментатора кажет­ся ему бессмысленной и невозможной. Он застенчиво и смущенно улыбается, как человек, от которого что-то требуют, и он, в принципе, может это сделать, но ему это кажется не вполне адекватным в данной ситуации. Особенно впечатляюще этот момент выступает в опытах с детьми. (Выражение лица испытуемого временами на­поминает выражение лица человека, которого просят исполнить танец или что-ни­будь спеть перед аудиторией.) Испытуемый повторяет вопрос экспериментатора: «Все, что я здесь делал?», вздыхает, как бы собираясь с духом и с силами для «не­нужной» работы, энергично взмахивает головой, иногда потягивается, бормочет сам себе: «Ну, ладно», и начинает перечислять задания.

Как сообщают испытуемые, начиная с этого момента им становится легче на душе: они больше не ощущают давления экспериментатора. Снова возвращается си­туация, которая была при выполнении заданий. Перечисление заданий воспринима­ется испытуемым не как проверка памяти, но скорее как «рассказывание» о только что происшедшем. Эти испытуемые не стремятся перечислить все задания, но лишь «сообщают» о тех, которые приходят им в голову. Испытуемый ведет себя подобно человеку, который, отвечая на заданный ему вопрос, непринужденно рассказывает о прошедших событиях; он находится внутренне в такой же ситуации, как и при полу­спонтанных высказываниях о ходе своих действий (см. выше).

При этом испытуемый часто не довольствуется простым перечислением за­даний, но еще и добавляет какие-либо характерные признаки, например: «Затем я нанизывал противные бусины, потом делал дурацкий стул». Задания выступали для испытуемого не как простые безличные «пункты», но каждое из них имело свои соб­ственные характеристики.

Вариант 2а. Вопрос о выполненных заданиях выступал для испытуемого как проверка памяти, и он стремился перечислить как можно больше заданий. Перечис­ление рассматривалось как новый вид задания, и одновременно с этим — как угол зрения, позволяющий окинуть единым взглядом все остальные задания.

Поведение испытуемого и здесь меняется при переходе к перечислению, одна­ко вместо неловкой усмешки и смущения, характерных для испытуемых первой груп­пы, мы наблюдаем повышенную серьезность. Испытуемые садятся прямо и настраива­ются на важную работу. В отличие от первой группы, перечисление означает для этих испытуемых не «рассказ», то есть занятие другого типа, чем выполнение заданий: оно становится для них действием, имеющим вид задания. При этом каждое из называе­мых заданий также может сохранять свое особое лицо. (Здесь также встречались отдель­ные случаи, когда к перечисляемым заданиям добавлялись их характерные признаки). Вариант 2б. Для значительной части испытуемых второй группы перечисле­ние не просто означает проверку памяти как еще одно задание наряду с другими, оно придает новый характер всему опыту в целом: «Ах вот оно что, вот для чего весь опыт. Поэтому-то так много заданий!» — таков общий смысл высказываний ис­пытуемых.

Отдельные действия теряют здесь свою самостоятельность. Испытуемые этой группы отмечают в самоотчетах: «Они утратили свою индивидуальную характеристи­ку; там, откуда я их могу сейчас извлечь, они хранятся лишь в качестве условных обозначений». «Они потеряли ценность в качестве самостоятельной работы», — сооб­щает один из испытуемых этой группы. Эти испытуемые стараются вспомнить и пе­речислить как можно больше заданий.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных