Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сестры по ясновидению и пророчествам




Как правило, христианская церковь поначалу не слишком позитивно реагирует на потенциальных святых, просто не представляя, как с ними следует обходиться. Однако позд- нее ей все-таки удается обратить себе на пользу их необыч- ные способности. Жанна д’Арк, свободно общавшаяся с ми- ром духов и его сверхъестественными обитателями и «спас- шая чудесным образом своего короля и страну» [26], была в конце концов казнена за свои шаманские способности. Про- изошло этого после того, как церковный суд решил, что «голоса», которые слышит Жанна (современные психиатры назвали бы их слуховыми галлюцинациями), принадлежат не ангелам, но демонам. В результате 30 апреля 1431 года Жанна д’Арк была сожжена на костре во французском го- роде Руане. А в апреле 1909 года, почти пять столетий спустя, католическая церковь с запозданием признала, что духовные наставники Жанны все же были ангелами, а не демонами. И в итоге эта великая женщина-шаман была канонизирова- на как святая [27].

Однако мало кто знает, что, когда Жанна д’Арк стояла перед судом инквизиции, обвинявшим ее в колдовстве, пер- вое, о чем спросили у нее судьи, «не знает ли она тех, кто ходит на шабаш вместе с феями». Инквизиторов также инте

 

ресовало, не принимала ли она участие «в тех сборищах, которые проходили неподалеку от источника фей, в Дом- реми, где танцуют эти злые духи» [28].

Кроме того, Жанну д’Арк обвиняли в том, что она не раз посещала некое «дерево фей». Сама Жанна не отрицала того, что знает, о каком дереве идет речь. Прежде, по ее словам, оно называлось Деревом Владычицы, а порой — Деревом Фей, поскольку когда-то, очень давно, возле него любили собираться феи. Жанна поведала о том, что местные девуш- ки любили украшать это дерево букетами цветов. Еще она призналась в том, что сама «плела там венки для изображе- ния Богоматери». Неподалеку от дерева, добавила Жанна, был источник, «откуда больные люди черпали воду; выпи- вая ее, они выздоравливали» [29].

Диана Перкисс, преподающая английский язык в Оке- фордском университете, особенно заинтересовалась этой связью с феями. В частности, она отметила, что в своем сви- детельстве перед инквизицией Жанна часто смешивает вы- ражения, характерные для историй о феях — «белые дамы», «добрые дамы», — с типичным наименованием Девы Ma- рии («Наша Госпожа») [30]. И это смешение вовсе не огра- ничивалось одной лишь Жанной д'Арк или одним лишь пятнадцатым веком. Столетия спустя нечто схожее про- изошло во время другого шаманского опыта, который так- же вызвал поначалу замешательство у католической церк- ви. Мы уже вкратце упоминали об этом случае в семнадца- той главе, когда говорили о Бернадетте Субиру. Ее видения, в центре которых находилось некое сверхъестественное существо, отождествленное позднее с Девой Марией, были куда быстрее приняты и признаны Ватиканом, чем видения Жанны д’Арк. Все это привело к созданию в Лурде, во французских Пиренеях, всемирно известной святыни, ко- торую ежегодно посещают более двух миллионов христи- анских паломников. И здесь, у вод священного источника, по-прежнему происходят чудеса исцеления. Церковь при- писывает эти чудеса милости Девы Марии, однако истина заключается в том, что место приобрело особую славу за- долго до этих событий. Как отмечает Диана Перкисс, эта ела- ва объясняется главным образом связью с теми сверхъесте- ственными существами, которых мы знаем под именем фей.

 

Жанне не принесло пользы смешение двух этих образов — Де- вы Марии и «добрых дам», однако ее сестра по ясновидению и пророчествам, Бернадетта Субиру, оказалась более удачливой. Подобно Жанне, Бернадетта не раз посещала место, связанное с феями. И так же, как Жанна, она увидела там некую прекрасную даму. Подобно Жанне, Бернадетта отождествила свое видение с целительным источником, который позволял недужным изба- виться от болезней. Пытаясь описать увиденное, Бернадетта, как и Жанна, использовала термин, относящийся главным образом к сказаниям о феях. Так, она заявила, что встретила ипо petito damizela, маленькую даму. А пиренейские феи как раз и отлича- ются невысоким ростом... Однако, в отличие от Жанниных, ее видения были приняты, а целительный источник прославился на весь мир. Разумеется, церковь, говоря о чудесах в Лурде, обхо- дит молчанием тему фей. Тем не менее здесь отчетливо просле- живается влияние пиренейских сказочных историй [31].

Влияние пиренейских легенд? Полагаю, Перкисс рас- ставляет здесь неправильные акценты, ведь главное тут — определить, откуда произошли сами истории. Полагаю, я су- мел наглядно продемонстрировать в третьей части этой книги, что подобные предания по большей части отражают подлинный опыт людей. Проистекает же он из встреч со сверхъестественными существами, наблюдаемыми в изме- ненном состоянии сознания. В зависимости от эпохи и ме- стных культурных условий, эти существа могут отождеств- ляться с духами, с феями и даже с инопланетянами. И в этом смысле Королеву фей и Деву Марию разделяет не столь уж глубокая пропасть. Куда интереснее в данном случае то, что Бернадетта Субиру и в самом деле видела нечто, что по- трясло ее до гл\7бины души. И этот опыт необычайно быст- ро привел к реальным последствиям в реальном мире, за- тронув жизни и верования огромного числа людей, на себе испытавших благо сверхъестественного исцеления.

«Я увидела даму, одетую в белое платье...»

Первое видение у Бернадетты Субиру было 11 февраля 1858 года. Самой Бернадетте исполнилось тогда 14 лет. В тот день эта полуголодная, астматичная девочка из очень бедной се- мьи отправилась вместе со своими приятелями Туанеттой

 

и Балуме собирать дрова и кости животных, которые мож- но было обнаружить в мусорных ямах более состоятель- ных людей. По совету одной старушки, встретившейся им на пути, они в конце концов направились к ручью, который струился по склону холма Эспелюж. Здесь, в массивном скальном выступе, известном как Массабьел, вода еще в не- запамятные времена промыла большую пещеру [32].

И сама пещера, и все это место обладали таинственной славой. В частности, людская молва неизменно соединяла их с феями. Hy а феи, как известно, склонны одаривать тех, кто пришелся им по душе. Видимо, поэтому дети не слиш- ком удивились, обнаружив у входа в пещеру «большую кучу хвороста и костей» — то есть как раз то, за чем они сюда пришли. Оставалось лишь пересечь ручей и забрать долго- жданную находку [33].

Туанетта и Балуме так и поступили. Сняв ботинки, они шагнули прямо в воду. Вот как позднее рассказывала об этом событии Бернадетта:

Мои приятели стали переходить ручей у входа в грот. Я увиде- ла, что по щекам у них заструились слезы. Я спросила, почему они плачут, и они ответили, что вода оказалась просто ледя- ной. Они пошли дальше, а я осталась одна на этом берегу' [34].

Отчаянно желая перебраться на ту сторону и в то же время опасаясь, что ледяная вода вызовет у нее приступ ас- тмы, Бернадетта волновалась все больше. Ее переживания становятся практически ощутимыми на тот момент, когда Туанетта и Балуме, перебравшись на ту сторону, отказыва- ются помочь своей подруге:

Я стала просить их, чтобы они скинули в воду несколько кам- ней. Это позволило бы мне перейти через ручей, не снимая 60- тинок. Но они сказали, чтобы я перебиралась так же, как они. Тогда я прошла чуть ниже по течению, желая обнаружить 60- лее мелкое место. Однако это мне не удалось, и я вернулась к гроту. Присев, я стала снимать ботинки... [35]

В этот момент взволнованная, голодная, физически ела- бая девочка, страдающая при мысли о необходимости вой- ти в ледяную воду, была оптимальным кандидатом на пере

 

ход в иное состояние сознания. И это даже если допустить, что Бернадетта не относилась к тем двум процентам лю- дей, которые от рождения наделены способностью внезап- ного погружения в состояние транса. «Но только я сняла один чулок, — рассказывала позднее Бернадетта, —

как вдруг услышала звук, похожий на шум ветра. Я оглянулась и посмотрела на луг, но деревья стояли совершенно непод- вижно. Подумав, что ослышалась, я продолжила разуваться. Но тут вновь раздался тот же шум. Я взглянула в сторону грота и увидела даму, одетую в белое платье. На ней был голубой пояс, а на туфлях — по желтой розе...» [36]

В другом, более подробном рассказе об этом видении Бернадетта отметила, что «полностью утратила дар речи», ко- гда во второй раз услышала странный шум. Взглянув в сто- рону грота, она увидела,

что розовый куст, росший возле отверстия в скале, раскачи- вался, как от сильного ветра. И в тот же самый момент из гро- та выплыло золотистое облако, и после него показалась Дама, юная и прекрасная... я такой ни разу не видела. Она встала как раз у того отверстия в скале, где рос розовый куют... [37]

«Дама», которую Бернадетта видела на том же самом мес- те еще 17 раз (на протяжении последующих пяти месяцев), носила типичное одеяние феи. Лишь много позже ее стали отождествлять с Девой Марией. Вот что, в частности, рас- сказала Бернадетта по дороге домой своим приятелям Tya- нетте и Балуме: «Я сообщила им, что видела Даму в белом, но не знаю, кто она такая...» [38] Даже само выражение «Да- ма в белом» способно многое поведать в стране, где, как мы уже отмечали выше, именно представительниц сказочного народа принято было называть «белыми дамами».

И так же, как духи-помощники наставляют шаманов, оби- тающих в районе Амазонки, относительно качеств тех или иных растений, так и загадочная дама из Лурда проинст- руктировала Бернадетту относительно некоей «травы». Про- изошло это 25 февраля 1858 года; звучало же приказание следующим образом: «Пойди, выпей из источника и омой себя. Съешь траву, которая растет на склоне холма... \Vous mangerez de Vherbe qui est a cote ]» [39]. Интересно, что же это

 

за «трава» росла в тот день на склоне грота Массабьель в Лурде и не была ли это, в частности, поросль каких-нибудь психоактивных грибов (вроде Psilocybe semilanceata), кото- рые могли бы объяснить неоднократное погружение Бер- надетты в состояние транса.

Существует и еще один любопытный момент, о котором я хотел бы упомянуть лишь вкратце. Лурд расположен в не- посредственной близости от географического центра той обширной области, включающей в себя юго-запад Фран- ции и север Испании, где было обнаружено самое большое количество пещер, украшенных рисунками эпохи палеоли- та. В холме Эспелюж, у подножия которого находится упо- мянутый нами грот, есть и еще одна, куда более простор- ная пещера. Это подземное помещение, расположенное в 65 метрах вверх по склону холма, не раз посещалось наши- ми предками в эпоху верхнего палеолита [40]. В 1889 году епископальные власти решили построить там часовню и в процессе постройки удалили с пола пещеры около 2000 ку- бометров отложений, которые позднее были разбросаны по прилегающим территориям. Современные археологи отме- чают, что «в этих породах удалось обнаружить большое ко- личество предметов портативного искусства, созданных в эпоху палеолита» [41].

Думаю, будет вполне допустимым предположить, что грот в Лурде, который христиане называют сегодня «рас- пахнутыми вратами в иной мир» [42] и который, как мы зна- ем, в Средние века был связан с феями, мог служить центром паломничества шаманов, в том числе и в эпоху верхнего палеолита. Не исключено, что само это место обладает осо- быми качествами, которые наука пока не в силах объяснить, но которые открывались эмпирическим путем, затем забы- вались, а затем вновь и вновь открывались представителя- ми самых разных культур и народов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных