Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информационная функция




 

Слайд 7.24

 

«XX век — начало цивилизации протезов: люди общают­ся между собой посредством приборов, присоединенных к органам чувств... Все это — удлинители и заменители телесных органов, травмированных избытком инфор­мации».

Эпштейн М.

Информационный взрыв и травма постмодерна //

Ex Libris НГ. 2002. 4 февраля

 

----------------------------------------------------------------------------------

Эта функция, присущая СМИ по определению, на практике нераз­рывна с коммуникативной, поскольку СМИ являются частью соци­альных коммуникаций, действующих как каналы обмена информацией в обществе.

 

Слайд 7.25

Содержание информационной функции: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (ауди­тории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей.

____________________________

 

Ее содержание очевидно: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (ауди­тории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей.

Здесь так же, как и в связи с коммуникативной функцией, решаю­щее значение имеет условие доступности, но в данном случае — не в целом к коммуникациям, а к содержанию (контенту). На первый план выступают доступность, иные качества сообщений с учетом состава массовой аудитории, особенностей ее сознания. Имеется в виду тот контент, который обращен к людям не как к специ­алистам, профессионалам в своем деле, а как к гражданам, обывателям, не имеющим специальных знаний по соответствующим вопросам. Для харак­теристики особого среза сознания людей, к которому обращена массовая информация, в социологии принято использовать понятие массового со­знания. Основные структурные образования в таком сознании — соци­альные представления, знания и идеи, «трансформировавшиеся в приме­нении к требованиям практики и здравого смысла», «соединяющие понятия и непосредственное восприятие», конкретизирующие абстракции, такие представления, как правило, носят стереотипизированный, упрощенный характер. Стереотипы — «устойчивые, мало зависимые от эмпи­рического познания представления о социальных объектах».

Слайд 7.26

Исходное качество для массовой информации до­ступность ее смысла для неспециализированного сознания.

__________________________________________

Исходное качество для массовой информации, таким образом, — до­ступность ее смысла для неспециализированного сознани я.

Требования к информации вытекают из тех всеобщих функций со­циальной коммуникации, о которых говорил Г. Лассуэлл: контроль над окружающей средой, корреляция отношения к ней, передача информа­ции последующим поколениям.

Слайд 7.27

Информация должна быть:

· актуальной,

· предупреждающей об опасности,

· своевременной,

· общезначимой,

· полной,

· объективной,

· разнообразной.

____________________________

 

СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей природной и социальной среде, строить свою жизнь с учетом происходящего. Поэтому информация должна быть:

актуальной, соответствовать потребностям, интересам, жизнен­ным проблемам аудитории на данный момент;

предупреждающей об опасности как природного, так и соци­ального плана (именно эту насущную роль информации нещад­но эксплуатируют СМИ, драматизируя все окружающее, рассчи­тывая на инстинкт самосохранения);

своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, ис­пользованной в нужный момент (например, аудиторию важно не только оповещать о решениях властей, но и предупреждать о готовящихся решениях, с тем, чтобы граждане могли заранее высказать собственное мнение, подготовиться к оппонированию, повлиять на решение);

общезначимой, представлять интерес для значительной части аудитории, отражать ее жизнь. Поэтому, в частности, не следует злоупотреблять местом в изданиях и временем вещания для освещения внутренних событий в медиаорганизациях;

полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и зна­чимость происходящего. Поэтому недопустимы ограничения в этой связи (кроме случаев, оговоренных законом), цензуриро­вание. Полнота информации предполагает и ее социальный срез: в содержании должны быть представлены жизнь, духовный мир, мнение о текущих событиях всех социальных, демографических, этнических, территориальных групп, деятельность социальных институтов, процессы, происходящие в разных сферах обще­ственных отношений;

объективной, чтобы полученная информация позволяла адекват­но реагировать на происходящее, и тем самым СМИ осуществля­ли в действительности роль средства контроля за средой. Это достигается, в частности, за счет всестороннего освещения явлений с включением позиций разных заинтересованных сторон.

«Когда каждому предоставляется право управлять обществом, нужно, следовательно, и признавать за ним способность делать правильный выбор в ряду различных мнений, волнующих его соотечественников, и давать пра­вильную оценку происходящим событиям, знание которых может послу­жить руководству в его деятельности». Соблюдение принципа объектив­ности информации связано и с разделением фактов, мнений, что считается непреложным для качественной журналистики, однако часто нарушается, особенно в журналистике массовой, тем более бульварной. Характерно, например, стремление заменить освещение новостей изложением собствен­ной позиции журналиста;

■ разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы от­разить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной. Раз­нообразие источников информации, в том числе по их позици­ям, — гарантия защиты от манипулирования сознанием и пове­дением аудитории. Более ста лет назад, когда мир СМИ состоял лишь из газет, пытливый исследователь демократических процессов в Америке, французский обще­ственный деятель и ученый А. Де Токвиль замечал в связи с этим: «Един­ственное средство нейтрализовать влияние газет — это увеличить их коли­чество». «Разнообразие информации или средств информации — решающая ценность и главная цель коммуникации и медиаполитики в демократических странах», — поддерживает тот же принцип европейский ис­следователь много десятилетий спустя и связывает разнообразие со стрем­лением к равной доступности к коммуникациям и информации в условиях рынка. Принцип разнообразия предполагает и освещение действительно­сти разными способами, в частности событийном и аналитическим, доку­ментальным и художественным. В российской журналистике вместо ана­лиза зачастую имеет место насыщение последующих сообщений все новыми деталями. Но потребность аудитории в анализе происходящего есть, и ее можно показать на простом примере. Американский исследователь Р. Харрис обращает внимание на то, что многие болельщики приходят на стадион с радиоприемниками, чтобы лучше понять, что происходит на поле. Выхо­дит, им нужен комментарий к происходящему на их глазах.

Слайд 7.28

Фокус социологического подхода к информационной функции СМИ — выявление информационных неравенств, способности реаль­ного содержания массовой информации удовлетворять потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте.

_______________________

Фокус социологического подхода к информационной функции СМИ — выявление информационных неравенств, способности реаль­ного содержания массовой информации удовлетворять потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте. При этом необходимо исследование информа­ционной ситуации с двух сторон: с точки зрения возможности доступа к любой информации, с одной, а с другой — в заботе «о позитивном, не разрушающем действии информации, оберегая общество от вредных информационных воздействий». Баланс между открытостью инфор­мации и необходимыми ограничениями — серьезная проблема для раз­работки и применения норм права. Принцип же состоит в том, чтобы исходить в первую очередь не из соображений государственной, а лич­ной безопасности, для которой во многих случаях ограничение вред­нее, чем избыток.

Поскольку информационная функция определяет целый ряд дру­гих, важно обратить внимание на последствия плохого ее выполнения. Принцип доступности содержания (контента) предполагает подход к свободе печати и — шире — свободе слова как не только необходимому условию выполнения своего профессионального долга журналистами, но и всеобщему праву людей на получение и распространение любой информации, не наносящей ущерб другим людям. Появление новых технологий актуализирует проблемы контента, участия в его производ­стве аудитории. Роль государственного регулирования СМИ, важней­ший аспект политики информационной безопасности, должен состо­ять не в ограничении доступа СМИ и аудитории к информации, а, напротив, во всемерном способствовании открытости — как информа­ции, так и доступа к коммуникациям.


Слайд 7.29

Составляющие информационной функции СМИ:

1) вещественно-содержательная;

2) идейно-содержательная.

__________________________

Рассмотрение информационной функции СМИ требует учета их двух ипостасей: вещественно-товарной и идейно-содержательной. Пер­вая предполагает сосредоточение на обращении информации как това­ра. Вторая — на информации как совокупности социально значимых сообщений, их интерпретации. В первом случае цель успешного веде­ния дела — расширение объема продаж, во втором — максимальное вов­лечение людей в информационный обмен и получение соответствую­щих социальных эффектов — информированности, общности взглядов, сплоченности.

М. Ардов вспоминает об актере А. Диком: у того была большая библио­тека, но в конце концов он ее продал, а деньги пропил. Один из близких друзей удивился, зайдя к Дикому в гости: «А где же твои книги?». «А. Ди­кой сделал широкий жест и возгласил: — Все прочитано!». Неблагодарное дело всерьез рассматривать подоплеку шутки. И все-таки: на чем она осно­вана? На столкновении принадлежности книги к миру вещей, исчезающих при употреблении. И на другой ее ипостаси, от которой в процессе чтения от книги ничего не убывает, сколько бы людей ее ни прочитали. Товар и сообщение... Несовпадение двух сторон бытия информации порождает ряд проблем для творчества, менеджмента, маркетинга в области СМИ.

С социальной точки зрения, неважно, приобретена ли газета самим читателем или ему дали ее почитать другие. Для успешной же эконо­мической деятельности важно, чтобы чтение было оплачено каждым, как платят за любой товар. Однако чем больше аудитория издания, в том числе количество как оплативших, так и не оплативших свое чте­ние, тем больше надежд на привлечение рекламодателей. Что выгод­нее? Необходимо искать каждый раз правильное решение. Чаще всего предпочитают усреднять тематику и уровень анализа происходящего, драматизировать его для привлечения всеобщего внимания, а не искать путь к носителям разноуровневых потребностей.

Слайд 7.30

Информационные дисфункции:

· преувеличенное внимание к фиксированию событий, их дета­лей в ущерб анализу;

· слишком большое внимание к чрезвычайному в ущерб обыден­ному;

· непропорционально большое внимание к отдельным персонам и частям общества, элите, которая сама создает информацион­ные поводы, а не к рядовым гражданам;

· использование публичного пространства для выяснения взаимо­отношений между частями элиты, в том числе журналистской;

· неоправданно большой объем внимания к происходящему в орга­нах власти, зачастую без соотнесения с нуждами простых граж­дан, и вместе с тем — закрытость насущной для общества инфор­мации о намерениях властей.

_______________________________________-

 

Здесь причина мно­гих информационных дисфункций. К их числу сегодня можно отнести:

преувеличенное внимание к фиксированию событий, их дета­лей в ущерб анализу;

слишком большое внимание к чрезвычайному в ущерб обыден­ному;

непропорционально большое внимание к отдельным персонам и частям общества, элите, которая сама создает информацион­ные поводы, а не к рядовым гражданам;

использование публичного пространства для выяснения взаимо­отношений между частями элиты, в том числе журналистской;

неоправданно большой объем внимания к происходящему в орга­нах власти, зачастую без соотнесения с нуждами простых граж­дан, и вместе с тем — закрытость насущной для общества инфор­мации о намерениях властей.

Отчужденность контента СМИ от повседневных забот граждан, чрезмерная драматизация происходящего приводит к ряду негативных социально-психологических эффектов. Например, известны явления наркотизации, т.е. привыкания к чрез­вычайному, эскапизма — ухода от реальности к вымыслу, развлечени­ям, гедонизма — наслаждения жизнью в ущерб социально-ответствен­ному поведению. Это разные грани отчуждения от социальной жизни. СМИ, скатывающиеся к простому развлечению аудитории, в конце концов, теряют ее как граждан. Но и сами изменяют своему исконному назначению, рискуют стать ненужными.

«Массмедиа, — пишет Н. Луман, — автономно контролируют свою собственную селективность (избирательный подход к освещению яв­лений окружающего мира ). И тем важнее их собственная селективность. Тем дороже их внимание». Отсутствие внимания к кому-или к чему-либо порождает отчуждение. Оно возникает в силу явного неравенства в освещении жизни различных регионов, социальных сло­ев, отраслей деятельности. «Индивиды, общественные ин­ституты и целые регионы проживания систематически и ежедневно игнорируются прессой», тогда как «долг общества не обходить внима­нием ни одну часть населения». В общероссийской прессе чрезвычай­но неравномерно освещается жизнь столицы и «глубинки», города и села, крупных городов и малых.

 

 

Слайд 7.31

инфотейнмент (от англ. information — информация + entertainment — развлечение).

_________________________________________________________

Форма и содержание информации в существенной мере зависят от канала ее передачи. Еще 20-25 лет назад основным источником обще­ственно-политической информации в России была газета. Сегодня это — телевидение. Его выход на первый план среди основ­ных традиционных источников информации, или визуализация инфор­мационного потребления, в конце концов, привел к формированию определенного типа информации — инфотейнмента (от англ. information — информация + entertainment — развлечение).

Отличительная черта новостей данного типа — занимательная, поверхностная подача происходящего. По мнению французского обществоведа П. Бурдье, в силу влияния телевидения на другие СМИ расширяются мас­штабы подачи облегченной информации, прежде всего о происшествиях и спорте, а также о наиболее асодержательном и ритуализированном аспекте политики — визитах. Это создает эффект «политической пустоты, деполитизирует и сводит жизненный мир до уровня анекдотов или сплетен».

В итоге это приводит к сужению публичного пространства — той сово­купности коммуникативных «площадок», благодаря которым общество может ориентироваться в реально происходящем и реагировать на это при обмене мнениями.

Неравенство во внимании СМИ к разным субъектам и реалиям — серь­езная проблема, поскольку представление людей об окружающем мире все более зависит от информации, полученной не в непосредственном опыте, а из вторых рук, в основном из массмедиа. По мнению французского об­ществоведа Ж. Бодрийяра, с которым соглашается и американский иссле­дователь Д. Рашкофф, это «лишает нас реального опыта и помещает нас в медиатический, опосредованный мир фантазии, называемый «симулякром». Не замечать этого, значит «притворяться, будто ваших детей боль­ше интересует то, что происходит в городском совете, чем то, о чем про­шлым вечером говорили Бивис и Баттхед на MTV».

Мало того, что отношения людей с миром все более опосредуются массовыми коммуникациями. Теперь массовые коммуникации дикту­ют миру, каким ему предстать, или события в мире подготавливаются с учетом того, как они будут выглядеть в зеркале СМИ, особенно теле­видения. При этом расчет на отражение в СМИ порождает чисто имиджевые стра­тегии: формировать упрощенное эмоциональное отношение в ущерб рацио­нальному, на основе воспринятых аргументов. Об этом с тревогой пишут многие исследователи: «То, что дано увидеть журналистам, чаще всего уже "подготовлено" для восприятия прессой». Журналисты «видят лишь удав­шиеся стратегии тех социальных групп, которые способны изобрести и из­готовить по своему желанию своего рода наживки, какими являются эти "небывалые" акции или скопления людей»; «события рождаются именно из взаимоотношений между полем прессы и различными социальными по­лями». Зеркала есть и внутри зеркал: «Большинство медиа — это медиа, которые комментируют то, как медиа комментируют медиа».

Слайд 7.32






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных