ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Информационная функция
Слайд 7.24
«XX век — начало цивилизации протезов: люди общаются между собой посредством приборов, присоединенных к органам чувств... Все это — удлинители и заменители телесных органов, травмированных избытком информации». Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна // Ex Libris НГ. 2002. 4 февраля
---------------------------------------------------------------------------------- Эта функция, присущая СМИ по определению, на практике неразрывна с коммуникативной, поскольку СМИ являются частью социальных коммуникаций, действующих как каналы обмена информацией в обществе.
Слайд 7.25 Содержание информационной функции: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей. ____________________________
Ее содержание очевидно: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей. Здесь так же, как и в связи с коммуникативной функцией, решающее значение имеет условие доступности, но в данном случае — не в целом к коммуникациям, а к содержанию (контенту). На первый план выступают доступность, иные качества сообщений с учетом состава массовой аудитории, особенностей ее сознания. Имеется в виду тот контент, который обращен к людям не как к специалистам, профессионалам в своем деле, а как к гражданам, обывателям, не имеющим специальных знаний по соответствующим вопросам. Для характеристики особого среза сознания людей, к которому обращена массовая информация, в социологии принято использовать понятие массового сознания. Основные структурные образования в таком сознании — социальные представления, знания и идеи, «трансформировавшиеся в применении к требованиям практики и здравого смысла», «соединяющие понятия и непосредственное восприятие», конкретизирующие абстракции, такие представления, как правило, носят стереотипизированный, упрощенный характер. Стереотипы — «устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах». Слайд 7.26 Исходное качество для массовой информации — доступность ее смысла для неспециализированного сознания. __________________________________________ Исходное качество для массовой информации, таким образом, — доступность ее смысла для неспециализированного сознани я. Требования к информации вытекают из тех всеобщих функций социальной коммуникации, о которых говорил Г. Лассуэлл: контроль над окружающей средой, корреляция отношения к ней, передача информации последующим поколениям. Слайд 7.27 Информация должна быть: · актуальной, · предупреждающей об опасности, · своевременной, · общезначимой, · полной, · объективной, · разнообразной. ____________________________
СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей природной и социальной среде, строить свою жизнь с учетом происходящего. Поэтому информация должна быть: ■ актуальной, соответствовать потребностям, интересам, жизненным проблемам аудитории на данный момент; ■ предупреждающей об опасности как природного, так и социального плана (именно эту насущную роль информации нещадно эксплуатируют СМИ, драматизируя все окружающее, рассчитывая на инстинкт самосохранения); ■ своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент (например, аудиторию важно не только оповещать о решениях властей, но и предупреждать о готовящихся решениях, с тем, чтобы граждане могли заранее высказать собственное мнение, подготовиться к оппонированию, повлиять на решение); ■ общезначимой, представлять интерес для значительной части аудитории, отражать ее жизнь. Поэтому, в частности, не следует злоупотреблять местом в изданиях и временем вещания для освещения внутренних событий в медиаорганизациях; ■ полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящего. Поэтому недопустимы ограничения в этой связи (кроме случаев, оговоренных законом), цензурирование. Полнота информации предполагает и ее социальный срез: в содержании должны быть представлены жизнь, духовный мир, мнение о текущих событиях всех социальных, демографических, этнических, территориальных групп, деятельность социальных институтов, процессы, происходящие в разных сферах общественных отношений; ■ объективной, чтобы полученная информация позволяла адекватно реагировать на происходящее, и тем самым СМИ осуществляли в действительности роль средства контроля за средой. Это достигается, в частности, за счет всестороннего освещения явлений с включением позиций разных заинтересованных сторон. «Когда каждому предоставляется право управлять обществом, нужно, следовательно, и признавать за ним способность делать правильный выбор в ряду различных мнений, волнующих его соотечественников, и давать правильную оценку происходящим событиям, знание которых может послужить руководству в его деятельности». Соблюдение принципа объективности информации связано и с разделением фактов, мнений, что считается непреложным для качественной журналистики, однако часто нарушается, особенно в журналистике массовой, тем более бульварной. Характерно, например, стремление заменить освещение новостей изложением собственной позиции журналиста; ■ разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной. Разнообразие источников информации, в том числе по их позициям, — гарантия защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории. Более ста лет назад, когда мир СМИ состоял лишь из газет, пытливый исследователь демократических процессов в Америке, французский общественный деятель и ученый А. Де Токвиль замечал в связи с этим: «Единственное средство нейтрализовать влияние газет — это увеличить их количество». «Разнообразие информации или средств информации — решающая ценность и главная цель коммуникации и медиаполитики в демократических странах», — поддерживает тот же принцип европейский исследователь много десятилетий спустя и связывает разнообразие со стремлением к равной доступности к коммуникациям и информации в условиях рынка. Принцип разнообразия предполагает и освещение действительности разными способами, в частности событийном и аналитическим, документальным и художественным. В российской журналистике вместо анализа зачастую имеет место насыщение последующих сообщений все новыми деталями. Но потребность аудитории в анализе происходящего есть, и ее можно показать на простом примере. Американский исследователь Р. Харрис обращает внимание на то, что многие болельщики приходят на стадион с радиоприемниками, чтобы лучше понять, что происходит на поле. Выходит, им нужен комментарий к происходящему на их глазах. Слайд 7.28 Фокус социологического подхода к информационной функции СМИ — выявление информационных неравенств, способности реального содержания массовой информации удовлетворять потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте. _______________________ Фокус социологического подхода к информационной функции СМИ — выявление информационных неравенств, способности реального содержания массовой информации удовлетворять потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте. При этом необходимо исследование информационной ситуации с двух сторон: с точки зрения возможности доступа к любой информации, с одной, а с другой — в заботе «о позитивном, не разрушающем действии информации, оберегая общество от вредных информационных воздействий». Баланс между открытостью информации и необходимыми ограничениями — серьезная проблема для разработки и применения норм права. Принцип же состоит в том, чтобы исходить в первую очередь не из соображений государственной, а личной безопасности, для которой во многих случаях ограничение вреднее, чем избыток. Поскольку информационная функция определяет целый ряд других, важно обратить внимание на последствия плохого ее выполнения. Принцип доступности содержания (контента) предполагает подход к свободе печати и — шире — свободе слова как не только необходимому условию выполнения своего профессионального долга журналистами, но и всеобщему праву людей на получение и распространение любой информации, не наносящей ущерб другим людям. Появление новых технологий актуализирует проблемы контента, участия в его производстве аудитории. Роль государственного регулирования СМИ, важнейший аспект политики информационной безопасности, должен состоять не в ограничении доступа СМИ и аудитории к информации, а, напротив, во всемерном способствовании открытости — как информации, так и доступа к коммуникациям. Слайд 7.29 Составляющие информационной функции СМИ: 1) вещественно-содержательная; 2) идейно-содержательная. __________________________ Рассмотрение информационной функции СМИ требует учета их двух ипостасей: вещественно-товарной и идейно-содержательной. Первая предполагает сосредоточение на обращении информации как товара. Вторая — на информации как совокупности социально значимых сообщений, их интерпретации. В первом случае цель успешного ведения дела — расширение объема продаж, во втором — максимальное вовлечение людей в информационный обмен и получение соответствующих социальных эффектов — информированности, общности взглядов, сплоченности. М. Ардов вспоминает об актере А. Диком: у того была большая библиотека, но в конце концов он ее продал, а деньги пропил. Один из близких друзей удивился, зайдя к Дикому в гости: «А где же твои книги?». «А. Дикой сделал широкий жест и возгласил: — Все прочитано!». Неблагодарное дело всерьез рассматривать подоплеку шутки. И все-таки: на чем она основана? На столкновении принадлежности книги к миру вещей, исчезающих при употреблении. И на другой ее ипостаси, от которой в процессе чтения от книги ничего не убывает, сколько бы людей ее ни прочитали. Товар и сообщение... Несовпадение двух сторон бытия информации порождает ряд проблем для творчества, менеджмента, маркетинга в области СМИ. С социальной точки зрения, неважно, приобретена ли газета самим читателем или ему дали ее почитать другие. Для успешной же экономической деятельности важно, чтобы чтение было оплачено каждым, как платят за любой товар. Однако чем больше аудитория издания, в том числе количество как оплативших, так и не оплативших свое чтение, тем больше надежд на привлечение рекламодателей. Что выгоднее? Необходимо искать каждый раз правильное решение. Чаще всего предпочитают усреднять тематику и уровень анализа происходящего, драматизировать его для привлечения всеобщего внимания, а не искать путь к носителям разноуровневых потребностей. Слайд 7.30 Информационные дисфункции: · преувеличенное внимание к фиксированию событий, их деталей в ущерб анализу; · слишком большое внимание к чрезвычайному в ущерб обыденному; · непропорционально большое внимание к отдельным персонам и частям общества, элите, которая сама создает информационные поводы, а не к рядовым гражданам; · использование публичного пространства для выяснения взаимоотношений между частями элиты, в том числе журналистской; · неоправданно большой объем внимания к происходящему в органах власти, зачастую без соотнесения с нуждами простых граждан, и вместе с тем — закрытость насущной для общества информации о намерениях властей. _______________________________________-
Здесь причина многих информационных дисфункций. К их числу сегодня можно отнести: ■ преувеличенное внимание к фиксированию событий, их деталей в ущерб анализу; ■ слишком большое внимание к чрезвычайному в ущерб обыденному; ■ непропорционально большое внимание к отдельным персонам и частям общества, элите, которая сама создает информационные поводы, а не к рядовым гражданам; ■ использование публичного пространства для выяснения взаимоотношений между частями элиты, в том числе журналистской; ■ неоправданно большой объем внимания к происходящему в органах власти, зачастую без соотнесения с нуждами простых граждан, и вместе с тем — закрытость насущной для общества информации о намерениях властей. Отчужденность контента СМИ от повседневных забот граждан, чрезмерная драматизация происходящего приводит к ряду негативных социально-психологических эффектов. Например, известны явления наркотизации, т.е. привыкания к чрезвычайному, эскапизма — ухода от реальности к вымыслу, развлечениям, гедонизма — наслаждения жизнью в ущерб социально-ответственному поведению. Это разные грани отчуждения от социальной жизни. СМИ, скатывающиеся к простому развлечению аудитории, в конце концов, теряют ее как граждан. Но и сами изменяют своему исконному назначению, рискуют стать ненужными. «Массмедиа, — пишет Н. Луман, — автономно контролируют свою собственную селективность (избирательный подход к освещению явлений окружающего мира ). И тем важнее их собственная селективность. Тем дороже их внимание». Отсутствие внимания к кому-или к чему-либо порождает отчуждение. Оно возникает в силу явного неравенства в освещении жизни различных регионов, социальных слоев, отраслей деятельности. «Индивиды, общественные институты и целые регионы проживания систематически и ежедневно игнорируются прессой», тогда как «долг общества не обходить вниманием ни одну часть населения». В общероссийской прессе чрезвычайно неравномерно освещается жизнь столицы и «глубинки», города и села, крупных городов и малых.
Слайд 7.31 инфотейнмент (от англ. information — информация + entertainment — развлечение). _________________________________________________________ Форма и содержание информации в существенной мере зависят от канала ее передачи. Еще 20-25 лет назад основным источником общественно-политической информации в России была газета. Сегодня это — телевидение. Его выход на первый план среди основных традиционных источников информации, или визуализация информационного потребления, в конце концов, привел к формированию определенного типа информации — инфотейнмента (от англ. information — информация + entertainment — развлечение). Отличительная черта новостей данного типа — занимательная, поверхностная подача происходящего. По мнению французского обществоведа П. Бурдье, в силу влияния телевидения на другие СМИ расширяются масштабы подачи облегченной информации, прежде всего о происшествиях и спорте, а также о наиболее асодержательном и ритуализированном аспекте политики — визитах. Это создает эффект «политической пустоты, деполитизирует и сводит жизненный мир до уровня анекдотов или сплетен». В итоге это приводит к сужению публичного пространства — той совокупности коммуникативных «площадок», благодаря которым общество может ориентироваться в реально происходящем и реагировать на это при обмене мнениями. Неравенство во внимании СМИ к разным субъектам и реалиям — серьезная проблема, поскольку представление людей об окружающем мире все более зависит от информации, полученной не в непосредственном опыте, а из вторых рук, в основном из массмедиа. По мнению французского обществоведа Ж. Бодрийяра, с которым соглашается и американский исследователь Д. Рашкофф, это «лишает нас реального опыта и помещает нас в медиатический, опосредованный мир фантазии, называемый «симулякром». Не замечать этого, значит «притворяться, будто ваших детей больше интересует то, что происходит в городском совете, чем то, о чем прошлым вечером говорили Бивис и Баттхед на MTV». Мало того, что отношения людей с миром все более опосредуются массовыми коммуникациями. Теперь массовые коммуникации диктуют миру, каким ему предстать, или события в мире подготавливаются с учетом того, как они будут выглядеть в зеркале СМИ, особенно телевидения. При этом расчет на отражение в СМИ порождает чисто имиджевые стратегии: формировать упрощенное эмоциональное отношение в ущерб рациональному, на основе воспринятых аргументов. Об этом с тревогой пишут многие исследователи: «То, что дано увидеть журналистам, чаще всего уже "подготовлено" для восприятия прессой». Журналисты «видят лишь удавшиеся стратегии тех социальных групп, которые способны изобрести и изготовить по своему желанию своего рода наживки, какими являются эти "небывалые" акции или скопления людей»; «события рождаются именно из взаимоотношений между полем прессы и различными социальными полями». Зеркала есть и внутри зеркал: «Большинство медиа — это медиа, которые комментируют то, как медиа комментируют медиа». Слайд 7.32 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|