Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расширенные состояния сознания: основные отличия




Для автора данной книги холотропное состояние сознания яв­ляется не метафизическим предположением, а вполне достовер­ной реальностью. В крайнем случае, феноменологические описа­ния, которые приводит Ст. Гроф в своих книгах, вполне совпадают с содержанием самоотчетов, которые я получал от участников тре­нингов с использованием расширенных состояний сознания, ин­дуцируемых связным дыханием. В силу того, что автором за после­дние 15 лет проведено около 400 тренингов с участием более 15 тысяч человек, разнородность выборки по половому, возрастному (от 12 до 72 лет), образовательному (от школьников-подростков до профессоров вузов), национальному (участниками были предста­вители почти всех национальностей, кроме некоторых нацио­нальных северных меньшинств) признакам с широкой географи­ей исследований (территория бывшего Советского Союза, а также страны ближнего и дальнего зарубежья) позволяет сделать этот вывод достоверным даже в соответствии с требованиями строгой академической науки.

Мы обозначили эти состояния сознания как расширенные, но не холотропные в силу того, что не могли им приписать того всеобщно-го характера, которым их наделяет Гроф. Может быть, это произош­ло потому, что ко всем паранормальным, трансперсональным явле­ниям в Ярославской школе психологии относились, да и сейчас от­носятся довольно скептично. Сейчас уже причина не важна. Важны все те три вопроса, которые мы поставили в начале раздела и хотим обсудить.

Во-первых, мы заметили, что расширенное состояние сознания может распаковывать некие территории психического, некие смыс­ловые пространства, которые существуют в реальности во внутрен­ней и внешней вселенной в той степени, в которой мы можем фик­сировать у клиента «субкультурную испорченность трансперсо­нальным» (СИТ). Этот термин мы используем по аналогии с термином «испорченный респондент» в экспериментальной пси­хологии и психодиагностике.

Под термином СИТ мы понимаем тот факт, что в сознании со­временного человека существует огромное количество идей, обра­зов, мифов, символов, которые имеют сугубо надличностный ха-


рактер. Реинкаранционная тематика, тема загробной жизни, НЛО, экстрасенсорика и т. д. широко ретранслируются средствами мас­совой информации: кино, телевидением, бульварной и интеллек­туальной литературой. Надличностные (трансперсональные) фе­номены уже являются темой обсуждения подростков и домохозя­ек. Я не говорю о новом поколении «виртуальных детей», для которых мир богов, героев и демонов (надличностный, мифологи­ческий) стал более родным, чем социальное окружение.

Вне сомнения, трансперсональное реально, но нельзя ли объяс­нить его происхождение в терминах общей психологии: через фе­номены долговременной и субсенсорной памяти, специфической нейропсихологической стимуляции, через механизмы воображе­ния в условиях частичной сенсорной депривации (дыхательные процессы происходят с закрытыми глазами или в повязках), силь­ной тематической музыкальной стимуляции (в холотропном ды­хании используется специально подобранная музыка) и гипер­вентиляционного стресса. Все эти факторы используются в их синтезе.

Без сомнения, возможности человеческой психики, да и тела тоже, в измененных состояниях очень расширены. Но холотропны ли они?

Анализ самоотчетов показывает, что переживания осмыслива­ются в основном на том уровне вербального и эмоционального кон­струирования, который существует у клиентов. Изложение матери­алов переживаний, их подробность, содержание, языковая среда во многом зависят от личностной и субкультурной отождествленности клиентов, особенностей воспитания и образования, общей социали­зации.

Может быть, дыхательные психотехники не дают тех обшир­ных возможностей в стимуляции психического, которые существу­ют при применении психоделиков. При этом допущении термины «расширенные состояния сознания» и «холотропное состояние сознания» являются различными степенями изменения сознания, имеющими общие феномены, которые часто описывают одни и те же территории психического.

Если мы возвратимся к вопросу о дифференциации холотроп­ного состояния сознания и расширенных состояний сознания, то нужно признать превосходство холотропных состояний сознания в интенсивности и возможностях психоделического распаковыва­ния ресурсов психического, холотропных состояний сознания.

Что касается второго вопроса, проблемы методов, техник и средств для раскрытия «полного тождества», то нам уготован не­кий тупик. К великому сожалению, психоделические вещества как


синтетического (ЛСД, ДМТ и др.), так и природного происхожде­ния (псилоцибиновые грибы, вытяжки из красного мухомора, пей-от и др.) запрещены еще в прошлом столетии и причислены к нар­котикам по первому списку. И здесь мы находимся в ситуации лисы и винограда из известной басни Крылова, и нам в качестве успокоения остается только признать, что применение психоде­ликов опасно.

Вы можете соглашаться или не соглашаться, но опыт подска­зывает мне, что надежность, эффективность и психогигиенич­ность предельного изменения сознания обусловлены следующи­ми основными предпосылками.

Проблемы методов, техник и средств для использования рас­ширенных состояний сознания в целях личностного роста нами разрешены в настоящий момент достаточно основательно.

Что касается третьего вопроса — о навыках в работе с метода­ми, техниками и средствами и в осознании распакованных про­странств психического из надличностных областей, то здесь боль­ше вопросов, чем ответов.

Существует множество тренингов и даже специализаций внут­ри практической психологии и психотерапии, которые посвяще­ны овладению инструментарием и навыками работы с изменен­ными состояниями сознания. Они готовят специалистов «трудо­вым методом», давая не только знания в соответствии с академическим стилем образования, но и глубокий опыт личност­ной трансформации, исследования внутреннего пространства, овладения умениями и навыками работы в качестве групп-лидера и практического психолога.

Мы сделали множество шагов в разработке теоретических под­ходов к надличностным измерениям психического. Примером та­кого рода может служить монография «Трансперсональная пси­хология. Истоки, история, современное состояние» (М., 2004) и се­рия трансперсональных текстов, которая была реализована благодаря усилиям Владимира Майкова.

В России существует несколько трансперсональных институ­тов, которые имеют свои образовательные системы, квалифици­рованный кадровый состав.

Но еще очень рано говорить о какой-то стройной образователь­ной системе. Нет единых рабочих программ, как на уровне теории, так и в обучении психотехнологиям. Как, наверное, во всей вузов­ской системе страны, наблюдается огромный дефицит в высоко­квалифицированных кадрах.

Станислав Гроф считает, что каким-то таинственным и пока еще необъяснимым способом каждый из нас несет в себе сведения обо


всем мире и обо всем существующем, обладает возможным пере­живаемым доступом ко всем его частям и, в некотором смысле, является всем космическим сплетением в той же самой степени, в какой он является лишь его микроскопической частью, лишь от­дельным и незначимым биологическим существом [30, 31, 34].

Картография, которую разработал Гроф, отражает это обстоя­тельство и изображает индивидуальную человеческую психику как соразмерную в своем существе со всем космосом и всей полнотою существующего.

Собственно, холономный подход в науке и сама категория хо­лотропного состояния не новы. В конце 1990-х годов на концепту­альном уровне мы обозначили это состояние «изначальным состо­янием психики». Эта проблема достаточно подробно раскрыта в моей докторской диссертации по социальной психологии.

В психодуховной традиции есть удивительной красоты метафо­ра холотропного состояния сознания, которой уже более двух ты­сяч лет и которая изложена в «Аватамсакасутре» индийских «Риг-вед»: «В небесах Индры, как рассказывают, есть покрывало из жемчуга, каждая жемчужина в котором расположена так, что в ней отражаются все остальные».

Есть много других, не менее красивых метафор, мифов и исто­рий, которые проявляют неистовое желание человека к всеобщно­сти — чтобы «быть всем». И мне до боли понятно это стремление. Собственно, оно и является базовым проявлением человеческой души — обнаружить себя во всеобщей целостности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных