ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 7. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Вопросы к практическому занятию
1. Понятие субъекта преступления, его сущность и значение для квалификации преступлений. 2. Возраст, как признак субъекта преступления. 3. Понятие невменяемости, ее юридический и медицинский критерии. 4. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. 5. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения. 6. Понятие и виды специального субъекта преступления. Основная литература 1. Антонов Е.Н. Субъект уголовной ответственности: историко-правовой аспект: Монография. − Хабаровск, 2007. 2. Тарасова Ю.В. Специальный субъект преступления и его значение в уголовном праве: Монография / Ред. А.С. Михлин. − М., 2007.
Дополнительная литература
1. Иванов Н.Г. Аномальный субъект преступления: проблемы уголовной ответственности. – М., 1998. 2. Капинус Н. Влияние состояния опьянения на вину и ответственность в современном уголовном праве (сравнительно-правовой анализ) // Уголовное право. – 2004. – № 2. 3. Куванова Ю.А. Психические расстройства, не исключающие вменяемости: теория и практика // Вестник МГУ (Серия 11 «Право»). – 2001. – № 2. 4. Семёнов С.А. Понятие специального субъекта преступления // Журнал российского права. – 1998. – № 7. 5. Цымбал Е. Ограниченная вменяемость: дискуссионные вопросы теории и правоприменительной практики // Уголовное право. – 2002. – № 1.
Задача № 1. 14-ти летний Кузьмин, 16-ти летний Гонцов и 13-ти летний Почивалов систематически совершали кражи личного имущества граждан. Раздобыв железный ломик, они взламывали двери дачных домиков, похищали продукты и личные вещи. Однажды встретив на центральном рынке Янкова, подростки обманным путем завели его в безлюдное место и, угрожая ранее похищенным револьвером, отобрали 1000 рублей. Подлежат ли Кузьмин, Гонцов и Почивалов уголовной ответственности? Методические указания: для решения задачи необходимо, прежде всего, установить, какие преступные деяния были совершены Кузьминым, Гонцовым и Почиваловым. Затем требуется проверить, являются ли они субъектами данных преступлений и каковы будут уголовно-правовые последствия действий каждого из них.
Задача № 2. Колобков родился 24 января 1983. 24 января 1997 года, отмечая свой день рождения, он употреблял спиртные напитки в компании одноклассников. Около 23 часов, выйдя провожать свою одноклассницу Семенову, он попытался ее изнасиловать. Подлежит ли Колобков уголовной ответственности? Методические указания: для решения задачи необходимо, прежде всего, установить, по достижении какого возраста лицо может быть привлечено к ответственности за изнасилование. Затем, требуется выяснить, когда, согласно положениям российского законодательства, лицо считается достигшим определенного возраста. С этой целью нужно ознакомиться с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». Задача № 3. Коробов, 1984 года рождения, в 1999 году входя в состав банды, участвовал в совершении трех разбойных нападений на граждан, убийстве и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, похищении человека, незаконно хранил и носил нарезное огнестрельное оружие. Дайте уголовно-правовую оценку действиям Коробова. Методические указания: для решения задачи необходимо определить, за какие общественно опасные деяния, в совершении которых принимал участие Коробов, его можно привлечь к уголовной ответственности. Особое внимание нужно уделить вопросу о том, можно ли считать Коробова субъектом преступной деятельности банды.
Задача № 4. Фомин, 1982 года рождения, в 14-летнем возрасте был осужден за грабеж. В 1998 году, освободившись из воспитательной колонии, он путем насилия и угроз склонил к совершению аналогичных преступлений несовершеннолетних Аринина и Горенко. Можно ли привлечь Фомина к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления? Методические указания: для решения задачи необходимо ознакомиться с содержанием статьи 150 УК РФ и установить признаки субъекта данного преступления. Затем, нужно ответить на вопрос, поставленный в условии задачи. Задача № 5. Паньшин, будучи в нетрезвом состоянии, на почве ревности убил свою жену, нанеся ей 12 ножевых ран. Поскольку на стадии предварительного следствия возникло сомнение в психической полноценности Паньшина, он был направлен на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу, которая дала заключение, что Паньшин, после совершения преступления впал в реактивное состояние, вследствие чего не отдает себе отчета в совершаемых поступках и нуждается в специальном психиатрическом лечении. Какие уголовно-правовые последствия должны наступить в сложившейся ситуации? Методические указания: для решения задачи необходимо ознакомиться с положениями Уголовного закона РФ и определить, какими критериями следует руководствоваться для признания лица, совершившего преступление, вменяемым или невменяемым. Затем нужно проанализировать условие задачи и решить, может ли Паньшин нести уголовную ответственность за совершенное преступление, или к нему должны быть применены принудительные меры медицинского характера? Особое внимание следует уделить вопросу о том, влияет ли на решение вопроса об ответственности тот факт, что Паньшин заболел после совершения преступления. Задача № 6. Зайцев неоднократно совершал поджоги деревянных строений, после чего сообщал о фактах возгорания в противопожарную службу и наблюдал за прибытием пожарных машин и действиями пожарных. При предъявлении обвинения по части 2 статьи 167 УК РФ Зайцев, полностью признав совершенные им действия, пояснил, что делал так, чтобы «снять стресс», поскольку красный цвет пожарных машин и звуки сирены прибавляют ему настроение. По заключению судебно-психиатрической экспертизы Зайцев страдал пироманией и не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Подлежит ли Зайцев уголовной ответственности? Методические указания: для решения задачи необходимо установить, какого рода заболевания образуют медицинский критерий невменяемости. Затем нужно проанализировать условие задачи и решить вопрос о том, имеются ли основания для признания Зайцева невменяемым.
Задача № 7. Иванов в возрасте 15 лет ударом ножа убил своего отчима Полозова. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ. Вместе с тем, в ходе расследования были получены доказательства, свидетельствующие о том, что Полозов систематически беспричинно избивал Иванова, унижал его честь и достоинство, в том числе избил пасынка непосредственно перед тем, как был убит. Исходя из этого, следователь пришел к выводу, что Иванов убил Полозова, действуя в состоянии аффекта, и переквалифицировал его действия по статье 107 УК РФ. Правильно ли поступил следователь? Методические указания: для решения задачи необходимо определить, отвечает ли Иванов признакам субъекта преступления, предусмотренного статьей 107 УК РФ, после чего решить вопрос об уголовно-правовой оценке его действий. Следует также обратить внимание на то, можно ли Иванова привлечь к уголовной ответственности по статье 108 УК РФ.
Задача № 8. Зорин, являющийся управляющим одного из филиалов Сбербанка, основная доля акций которого принадлежала государству, незаконно, без какого-либо реального обеспечения, выдал денежный кредит на сумму 100 тысяч рублей Джабраилову, получив от последнего в качестве «благодарности» за свою услугу 10 000 рублей. В дальнейшем Джабраилов не вернул взятый им кредит и скрылся. По данному факту было возбуждено уголовное дело и Зорину предъявлено обвинение во взяточничестве. Является ли такое решение правильным? Методические указания: для решения задачи ознакомиться с содержанием статьи 290 УК РФ и определить, какие признаки субъекта преступления должны наличествовать для того, чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности по данной статье. Особое внимание следует уделить вопросу о том, кого можно признать «должностным лицом». С учетом этого, далее требуется проанализировать условие задачи и проверить отвечает ли Зорин признакам взяткополучателя. При этом как альтернативный вариант уголовно-правовой оценки нужно проверить возможность квалификации действий Зорина по статье 204 УК РФ.
Задача № 9. Гражданин России Зимкин был завербован спецслужбой одного из иностранных государств и по ее заданию осуществлял сбор сведений о технологии производства комплексов противовоздушной обороны, радиолокационных систем и других современных видов вооружений. Подлежит ли Зимкин уголовной ответственности по статье 276 УК РФ?
Задача № 10. Орехов, возглавлявший старательную артель в Красноярском крае, уговорил проходившего действительную военную службу рядового Гордеева уйти из воинской части, пообещав ему место в своей бригаде, хорошие заработки и новые документы. Гордеев согласился, покинул расположение воинской части. На деньги, данные ему Ореховым, он купил билет до г. Норильска, где по прибытии был задержан. Подлежат ли Гордеев и Орехов уголовной ответственности по ст. 338 УК РФ? Задача № 11. Какие особенности отличают субъектов преступлений, предусмотренных статьями 106, 124, 157, 201, 286, 303 частью 2, 305, 313 частью 1, 340 УК РФ?
Задача № 12. В целях сокрытия следов растраты материальных ценностей заведующая складом Антипина уговорила своего 13-летнего сына Антона поджечь складское помещение. Однако внезапно начавшийся ливень предотвратил возгорание данного помещения. С какого возраста наступает уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 167 УК РФ? Дайте уголовно-правовую оценку действиям Антипиной?
Задача № 13. Горский узнал, что у Беликова сын привлекается к уголовной ответственности за угон и кражу автомашины. Встретившись с Беликовым, он отрекомендовался следователем и предложил за «вознаграждение» «уладить дело». Получив от Беликова определенную сумму, Горский скрылся. Можно ли привлечь Горского к уголовной ответственности за получение взятки и почему?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|