Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зодчество. Появление шатрового стиля. Основные архитектурные памятники эпохи

 

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. *Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества. До нашего времени не сохранилась ни одна деревянная постройка, срубленная ранее XVI века. Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север. Незатронутость монголо-татарским нашествием, отсутствие крепостничества, удаленность от промышленно развитых районов способствовали развитию и сохранению этого уникального вида народного творчества.

 

Наибольшее применение в строительстве находили хвойные породы – сосна, лиственница, ель, – поскольку они обладают многими ценными в строительном отношении качествами. Например, смолистость этих пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению.

 

*Главным орудием производства русского плотника был топор, которым выполнялись все операции. Придуманная в XVI столетии поперечная пила почти не применялась, потому что разрушала волокна древесины, и торцы бревен начинали «тянуть» воду, тогда как топор при перерубке уплотнял их.

 

*Основной конструктивной формой в русском деревянном зодчестве был прямоугольный сруб (четверик) из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен, каждый ряд которых составлял венец. Пазы при рубке жилых зданий прокладывались мхом (мшились) и после сборки конопатились паклей. Окна, чтобы сохранить тепло, делались невысокими. Кровли рубили двускатные, восьмискатные и «колпаки».

 

Мастерство древних "рублеников" удивляет и сегодня. Часто древние храмы собирали из "клетей" (срубов) безгвоздевым способом. Каждый сруб перекрывался двускатной клинчатой кровлей с главой и крестом. Такой тип храма носил название клетского. Время сохранило лишь несколько древнейших клетских церквей. *Одна из них – церковь Лазаря из Муромского монастыря на восточном берегу Онежского озера, К клетскому типу церквей относятся также Георгиевская церковь в селе Юксовичи и церковь на сваях-столбах из села Спас – Вёжи Костромской области.

 

Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению новых плановых приемов, позволяющих расширить площадь при сохранении длины бревен.*Так появились церкви, рубленые восьмериком. Прототипом таких церквей были многогранные дозорные башни – вежи. Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра.

 

Шатровые храмы занимают совершенно особое место как в истории русской культуры. Исторические документы указывают на существование столпообразных деревянных церквей, крытых шатром, уже в XII веке. Широко распространившийся всего за одно столетие стиль был запрещен после церковной реформы патриарха Никона в 1653г., как не соответствующий чину. Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма.

 

В них олицетворялись и устремленность вверх, к Богу, и воплощение мечты о высоте как идеале красоты, они являлись четкими ориентирами, по которым издалека узнавалось селение. «Классической» формой такого храма следует считать кубический бесстолпный храм, увенчанный восьмигранным шатром, высота которого примерно равно (или несколько меньше) высоты основного объема. Иногда между кубической формой и шатром имеется призматический восьмигранный барабан. Часто эта основная форма осложнена добавлением приделов или боковых главок, алтарных абсид, трапезных (в монастырских храмах), открытых круговых галерей и цокольного этажа. *Шатровых храмов-башен сохранилось не много. Наиболее древняя из них – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году. Восьмериковые храмы XVII века венчались уже округлыми главами на таких же округлых шеях. Это Георгиевская церковь из села Вершина (1672 г.), перевезенная в музей «Малые Корелы» под Архангельском.

 

Территориальное распределение шатровых храмов показывает несомненные предпочтения для такого типа храмов. Ни одного шатрового храма не было построено на территориях, тяготеющих к Новгороду и Пскову (а также в самих этих городах). Не строили таких храмов и на западных и юго-западных рубежах государства (исключением может служить лишь церковь в Вязьме). Наибольшее число шатровых храмов находится в полосе, охватывающей Тверскую, Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, с явным перевесом Московской.

 

Последним этапом развития храмового зодчества стали многоглавые храмы, в основе объемного построения которых лежит ярусный принцип. *Характерный вариант многоглавого венчания восьмерика, стоящего на четверике, представляет Покровская церковь (1764 г.) б. Кижского погоста (Медвежьегорского района Карелии). На кровле восьмерика расположены девять небольших восьмериков, несущих главы.

 

Преображенская церковь в Кижах – самая сложная, самая нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Это одно из самых величайших достижений русской и мировой архитектуры. Храмов такого типа известно два. Первым по времени сооружения является Покровский храм села Анхимово (район Вологодской области), срубленный в 1708 г. (не сохранился). Предполагают, что зодчими Преображенской церкви Кижского погоста, срубленного через 6 лет, в 1714 г., могли быть те же мастера, так как все композиционные недочеты Покровской церкви блестяще исправлены в Преображенской.

 

*С конца XVII века начали строиться и многошатровые храмы. Это придало им еще большую живописность и выразительность. Троицкая церковь в селе Ненокса (Приморский район Архангельской области) – единственный дошедший до нас пятишатровый храм.

 

В 17 веке эта форма дополнительно осложняется введением декоративных элементов, а также одного или двух дополнительных шатров поставленных на основном объеме, уже не квадратном, а прямоугольном в плане. В этот же период появилается еще одна форма завершения храмов – кубоватая, очень устойчивая при ветровых нагрузках. Куб обычно венчал квадратный в плане сруб и завершался одной либо пятью главами

 

*В XVII-XVIII веках распространились ярусные храмы, завершавшиеся несколькими уменьшенными срубами, поставленными друга на друга.

 

Одной из таких построек является срубленная в 1552 году Богородицкая церковь из села Холм (Галицкий район Костромской области). Характерными примерами ярусного завершения храмов XVII века могут служить Ильинская церковь в г. Белозерске (Вологодская область)

 

Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков. Возникновение шатровых храмов связано с одной стороны с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. С другой стороны, к этому виду храмов русское каменное зодчество шло, во-первых, от деревянного, а во-вторых, от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх

 

Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. В XVI-XVII веках на Руси было построено немало шатровых храмов-памятников. *Шатровое завершение было придано и центральной части самого известного из них – собору Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, построенному в 1552г. в честь взятия Казани. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно. Это стало причиной обрушения слишком большого и широкого каменного шатра Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре; после обрушения шатер был заменен на более легкий деревянный, обшитый железом.

 

*Церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532) – хронологически первый и самый выдающийся памятник каменной шатровой архитектуры. Он резко порывает с привычным образом пятиглавого крестовокупольного храма. Композиция церкви Вознесения складывается из четырёх основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. Современник справедливо отметил, что храм поставлен «на деревянное дело», то есть наподобие деревянной шатровой церкви. На уровне подклета храм окружают открытые галереи-гульбища на аркадах с живописно раскинутыми лестничными всходами. Все элементы наружной обработки здания подчёркивают его вертикальную устремлённость: «стрелы» на плоскостях стен, три яруса килевидных кокошников при переходе к восьмерику; даже в основании шатра зодчий не поместил горизонтали карниза, заменив его поясом лёгких кокошников. По граням шатра пущен гигантский орнамент из гранёных камней в виде сетки, петли которой как бы растягиваются, сдерживая стремительное движение вверх.

 

Резюмируя, можно сказать, что быстрый рост могущества Русского централизованного государства дал большой толчок в развитии архитектуры ХVI-XVII веков. Возрастает и значение Москвы как центра, объединяющего культурное наследие воссоединенных русских земель. Со всей Руси свозят сюда лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство Москвы собирают лучших мастеров: псковичей, тверичей, ростовцев. Они работают здесь рядом с приглашенными из Италии инженерами и архитекторами. Обращение к лучшим зодчим Европы того времени было вызвано стремлением еще выше поднять художественный и технический уровень строительства и выполнить огромные архитектурные и военно-инженерные работы, связанные с превращением Москвы в столицу мощного централизованного государства.

Появляются существенные технические новшества: наряду с белым камнем используют кирпич, деревянные связи заменяют железными, начинают применять подъемные механизмы и т.п.

Московская архитектура рубежа VI и XVI веков стала общерусским явлением. В процессе бурного строительства, развернувшегося на обширной территории России и особенно при перестройке Московского Кремля, различные традиции слились в русле богатого и яркого зодчества Русского централизованного государства. В XVI веке только в Пскове и Новгороде ещё сохранялись местные особенности, однако даже и новгородская архитектура быстро теряла свои самостоятельные черты, подчиняясь московскому зодчеству.

Выдающимся памятником и ярким примером, в котором как бы развиты композиционные достижения и декоративные приёмы церквей, является собор Покрова на Рву (иначе – храм Василия Блаженного) в Москве на Красной площади, построенный в 1555 – 1560 годах в пямать взятия Казани. *Его авторы – русские зодчие Барма и Постник. Задача здания быть грандиозным монументом славы и всенародного торжества Руси заставила зодчих сосредоточить всю силу творческой фантазии на внешней композиции сооружения и его богатейшей декорации.

Наряду с основной линией развития архитектуры центральных областей России в ХVi веке еще живут местные традиции новгородско-псковского строительства.. С конца ХV века Новгород стал важнейшим оплотом на северно-западных рубежах Московского государства. Здесь развернулось интенсивное военно-оборонительное строительство. Новгородский кремль был полностью перестроен в кирпичной технике и под сильнейшим влиянием архитектуры Московского кремля. В церковном строительстве сохранялись многие приемы новгородской архитектуры предшевствующей поры, однако ведущими здесь вскоре становятся общерусские формы.

Иное положение сложилось в Пскове. В ХVI веке он был единственным русским городом, в котором развитие архитектуры продолжало идти особым путем, не совпадающим с общерусским. Более того, именно в это время расцветает самостоятельная псковская школа зодчества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИЯ | Мозаика, зернь, скань, чернь.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных