ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
АКЦЕНТУАЦИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРАТрудность описания черт характера состоит в том, что каждая черта имеет много градаций, постепенно переходя уже в другую черту, часто противоположную: □ эгоист — альтруист; □ добрый — жадный; □ деликатный — грубый. Иногда между ними имеется много градаций, и по мере количественного изменения черты характера она постепенно переходит в свою противоположность (рис. 22.4). Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нор мы, возникает акцептуация характера (крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт). При этом у индивида появляется повышенная уязвимость к одним стрессовым факторам при устойчивости к другим. Это может приводить к психопатии. Рис. 22.4. Количественное изменение черт характера Важнейшие типы акцентуации характера: 1) интровертный тип — замкнутость, затруднение в общении, уход в себя; 2) экстравертный тип — жажда общения, говорливость, непостоянство увлечений; 3) сензитивныи тип— повышенная чувствительность, пугливость, застенчивость; 4) демонстративный тип — эгоцентризм, потребность в постоянном внимании, восхищении и сочувствии, лживость, склонность к позерству и рисовке. Типология акцентуации характеров, предложенная немецким ученым. А". Леонгардом, относится к наиболее известным в мировой психологии. Она основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и выделяет несколько типов самостоятельных характеров (табл. 22.1). Таблица 22.1. Акцентуации характера по Леонгарду
Акцентуация характера, по А. Е. Личко, ~ это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, гра ничащие с патологией. Классификация акцентуаций характеров у под ростков, которую предложил этот автор, выглядит следующим образом (табл. 22.2). Таблица 22.2. Акцентуации характера по Личко
ГЛАВА 23. «Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ 23.1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «Я-КОНЦЕПЦИИ» «Я-концепция» —это динамическая система представлений чело века о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), само оценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов1. 1 Верно Р.. Развитие Я-концепции п Воспитание. - М., 1986. Одна из первых теорий, описывающих «Я~концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной2 (табл. 23.1). Джеймс У, Психология. — М.: Педагогика, 3991. Таблица 23.1, Представление о «Я-концепции» У. Джеймса
Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» про изошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса. «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение. «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека. «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью, восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция». Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты. «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания. «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концеиции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1). Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека 23.2. СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ 23.2.1. Структура «Я-концепции» «Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2). Рис. 23.2. Структура «Я-концепции» В рамках.каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3). Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции» 23.2.2. Роль «Я-концепции» в жизни личности «Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях. Рис. 23.4. Роль «Я-концепции» в жизни личности 1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воз действия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охра няют целостность и постоянство «Я-концепции». 2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции». 3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»), При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»). Рис. 23.5. Я-концепция как источник установок и ожиданий личности Реальность <<Я-концепции» личности определяется следующими факторами: □ ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения; □ чувством личной адекватности индивида; □ отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания. 23.3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ После своего формирования «Я-копцепция» имеет статический и динамический компоненты. Последний может меняться в зависимости от отдельных успехов и неудач личности, результатов его взаимодействия с другими людьми, конкретных ситуаций. Несмотря на наличие индивидуальных различий в процессе формирования «Я-концепции», это образование закономерно проходит три стадии (табл. 23.2). Таблица 23.2. Этапы самосознания (формирования «Я~концепции»)
"ГЛАВА 24. ОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, СРЕДСТВА И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ Общение — это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения могут являться не только люди, но и другие живые организмы, но лишь на уровне человека процесс общения опосредован речью и становится осознанным. Содержанием общения может быть: □ передача информации (например, учитель математики объясняет ученикам теорему Пифагора); □ передача умений и навыков (учитель физкультуры обучает спортсменов технике прыжка в высоту); □ групповая деятельность (бригада каменщиков строит дом). Цель общения определяется целью той деятельности, в рамках которой оно осуществляется (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него). Средства общения могут быть вербальными (когда в основном используется смысловое содержание слов) и невербальными (с применением жестов, мимики и интонации). Функции общения. Общение выполняет разнообразные функции, наиболее важными из которых являются; 1) бмен информацией (пример: покупатель узнает у продавца цену товара и интересуется возможностью скидок); 2) воздействие на других людей (пример; налоговый инспектор призывает предпринимателя вовремя сдавать налоговую декларацию); 3) соблюдение социальных условностей (пример: заходя в комнату, мы говорим «Здравствуйте»); 4) выражение своих чувств (пример: школьный учитель выражает недовольство опозданием ученика); 5) получение обратной связи о себе (пример: студент спрашивает у своего товарища, насколько убедительно он выглядел во время выступления на студенческой конференции). ВИДЫ ОБЩЕНИЯ Всего можно выделить пять основных классификаций общения. Они представлены на рис. 24.1. Тип классификации зависит от того, какой принцип разделения видов общения заложен в его основу:"число участников, основное содержание, степень опосредованности и пр. По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно передается по невербальным каналам, поэтому этот вид общения используется чаще в деловых ситуациях. По соотношению «цель — средство» общение можно разделить на деловое (общение как средство достижения бизнес - целей) и личностное (само общение выступает как цель). Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Деловое общение формирует и развивает деловые способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. К деловому общению относятся деловые встречи, деловые переговоры и деловая переписка, Этот вид сохраняет основные функции обычного общения, но имеет некоторые специфические черты: □ определенная формализованность; □ нацеленность на результат; □ преобладание информационной составляющей над эмоциональной. По главной цели можно выделить три формы общения: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). По количеству участников можно выделить четыре варианта общения. Классификация по этому критерию представлена на рис. 24.2. Рис. 24.2. Классификация общения по количеству участников Для конкретизации их содержания приведем примеры. Межличностное: два бизнесмена во время деловых переговоров, две подруги встречаются после долгой разлуки, общение психолога и его клиента на консультации. Лично-групповое: руководитель предприятия и коллектив фирмы на трудовом собрании, преподаватель и студенты на занятиях. Межгрупповое: две спортивные команды во время состязания. Одностороннее: молитва, письмо, не дошедшее до адресата, обращение к потомкам и т.д. По своему основному содержанию общение может носить биологический характер, иметь когнитивный, эмоциональный или материальный характер или же относиться к конвенциональному типу (рис. 24.3). Рис. 24.3. Классификация общения по его основному содержанию Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной или духовной культуры. Примером его является прямая продажа товаров или услуг. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|