ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экзегетический разбор Послания к Галатам.Первая глава начинается надписанием и приветствием, которые характерны тем, что уже в них святой Апостол указывает на основные положения всего своего послания: доказательство его Апостольского достоинства и выяснение, в чем состоит наше спасение. “ Павел Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом ”… здесь святой Павел решительно подчеркивает богоизбранность своего Апостольства, вопреки стремившимся унизить его клеветникам иудействующим. Характерна и форма Апостольского приветствия: “ Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века ”... здесь указывается, что спасение для нас во Христе, а не в ветхозаветном обрядовом законе (ст. 1-5). Тотчас же после приветствия Апостол выражает удивление быстрому отпадению Галатов от истинного учения и провозглашает грозную анафему всякому, кто осмелился бы проповедывать какое бы то ни было другое учение, отличное от того, какое он им благовестил, хотя бы то был “ ангел с небес ” (ст. 6-9).[140] Вот где основание для провозглашения Церковью анафемы еретикам!. В 10 ст. святой Павел оправдывается от обвинения, что он, не будучи истинным Апостолом, освобождает язычников от соблюдения закона Моисеева лишь для того, чтобы приобрести их расположение: “ Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. ” С 11 стиха начинается защитительная часть Послания. Лжеучители, унижая святого. Павла говорили, что он Самого Господа Иисуса Христа никогда не видал, Евангельскому учению научился от других Апостолов, а потом отступил от них, составив свое собственное учение о ненужности закона Моисеева; для того же, чтобы прикрыть свое отступление, он, бывая с другими Апостолами, говорит и действует, как они, чтобы не показать своего разногласия с ними. Защищая от клеветников свое Апостольское достоинство, святой Павел прежде всего раскрывает Божественное, а не человеческое происхождение своего Евангелия, утверждая, что он научился ему “ чрез откровение Иисуса Христа,” то есть непосредственно от Самого Господа, являвшегося ему. Дальше он предлагает Галатам увидеть явный перст Божий в той разительной перемене, которая произошла с ним, рассказывая, как из жестокого гонителя Церкви Божией он стал проповедником прежде гонимого им учения Христовой веры (ст. 11-24). Здесь в этих автобиографических строках особенно важны слова: “ я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,” то есть с людьми, в данном случае, надо полагать, с другими Апостолами, “ и не пошел в Иерусалим, к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию,” где, видимо, святой Павел и был посвящен во все тайны христианского учения Самим Господом в многократных явлениях, что можно видеть например, из Ефес. 3:3.[141] Только спустя три года святой Павел ходил в Иерусалим “ видеться с Петром ” — только видеться или познакомиться со знаменитым Апостолом, а не учиться у него. В Иерусалиме святой Павел пробыл всего “ дней пятнадцать,” во время которых он никого из Апостолов не видел, “ кроме Иакова, брата Господня. ” Все это святой Павел подчеркивает, дабы показать, что не от других Апостолов почерпнул он свои знания евангельского учения. “ А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу ” — в этих словах мы видим новое подтверждение законности клятвы в важных случаях. Далее Апостол говорит, что он “ после сего отошел в страны Сирии и Киликии ”; то есть опять не мог видеться с Апостолами, ходившими тогда с проповедью по Палестине, и что церквам Христовым в Иудее лично он не был известен. Цель сих слов Апостола все одна и та же: “у Петра я не учился, а только видел его, — как бы так говорил Апостол, — у Иакова не учился, и его только видел, не учился ни у кого другого низшего их, не так знатного лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кои даже лица моего не видали?” (Фотий у Экумения). Вторая глава представляет собою продолжение той же защитительной речи Апостола. Здесь в первых 10 стихах ее святой Павел рассказывает, как он, “ по откровению,” ходил на Апостольский собор в Иерусалиме, как раз на тот самый собор, на котором было постановлено о необязательности для христиан соблюдения обрядов Моисеева закона. Ходил туда святой Павел в сообществе с своим учеником крещеным, но необрезанным Титом, которого представил Апостолам, и его не принуждали обрезаться. Павлово благовестие получило здесь на соборе полное одобрение старейших Апостолов. Старейшие Апостолы признали, что Апостолу Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Петру — для обрезанных. В знак полного согласия, Иаков и Кифа и Иоанн, “ почитаемые столпами,” подали святому Павлу и Варнаве руку общения. Как поясняет эти слова святой Иоанн Златоуст: “В деле проповеди, говорит (святой Павел), мы разделили между собою всю вселенную; и я взял язычников, а они Иудеев, потому что так угодно было Богу. В попечении же о нищих из Иудеев и я им помогал.” Среди верующих из Иудеев было много бедных, которые лишились всего, что имели, и были повсюду гонимы неверующими. О них-то, как мы видим, действительно очень заботился святой Павел, собирая для них милостыню среди уверовавших язычников (ст. 1-10). Далее Апостол указывает на твердость и неизменность своих убеждений, в то время как другие Апостолы (Петр и Варнава), из снисхождения к иудействующим, делали им уступки: отстранялись от язычников, не ели вместе с ними. В стихах 11-21 святой Павел описывает, как он даже возимел дерзновение противостать в этом Петру и обличил его при всех. Этот замечательный случай наглядно свидетельствует о равноправности Павла с Петром и опровергает ложный догмат римо-католиков о мнимом главенстве Петра в Апостольском лике. “Наместника Христова” святой Павел, конечно, не осмелился бы обличать, да еще “при всех.” Изложив Галатам свое обличение Петру (ст. 11-14), святой Павел незаметно перешел к главному предмету своего послания: “ человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа”... “делами закона не оправдается никакая плоть ” (ст. 16). Эти слова особенно любят сектанты, видящие в них отрицание значения добрых дел для спасения. Но ведь совершенно ясно, что здесь речь идет вовсе не о “добрых делах,” а о “делах ветхозаветного Моисеева закона,” который с пришествием Христовым потерял свое значение, что и было окончательно постановлено на Апостольском соборе в Иерусалиме, бывшем в 50 г. по Р. Χр. В следующем 17 ст. Апостол говорит, что требовать от христиан соблюдения ветхозаветного закона это значит косвенно обвинять во грехе Самого Христа: “ Неужели Христос есть служитель греха? ” то есть неужели Он ввел нас в грех Своим учением, которое мы разгласили миру? Конечно нет. Если бы закон Моисеев давал оправдание людям, то не было бы нужды в страданиях и крестной смерти Спасителя: “ то Христос напрасно умер ” (ст. 21). В стихах 19-20 Апостол показывает с какой решительностью надо оставить ветхозаветный закон для того, чтобы всем своим существом прилепиться к Господу Спасителю, сораспяться Ему совершенно, чтобы жить только для Него и Им: “ Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. ” С третьей главы начинается вероучительная часть Послания. Продолжается она и в четвертой главе и заканчивается в 12-м стихе пятой главы. Общее примечание ко всей этой части можно сделать словами святого Иоанна Златоуста: “Выше (то есть в первой защитительной части) святой Павел показывал только, что он сделался Апостолом не от человек и не чрез человеков, и что не имел нужды в научении от Апостолов; а здесь после того, как представил себя достойным доверия учителем, уже со властью беседует, сравнивая между собою закон и веру. ” Предмет раскрываемый здесь Апостолом — ненужность закона для Галатов, как язычников. В третьей главе святой Павел говорит сначала о необязательности закона для Галатов: первое доказательство этого он заимствует из наглядного опыта самих Галатов, которые прияли Святого Духа и благодатные дары чудотворения (ст. 1-5); второе доказательство ненужности закона святой Павел заимствует из способа оправдания, как самого родоначальника оправданных Авраама, так и после него всех будущих наследников обетований Авраамовых: “ Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. ” Отсюда ясно, что и “ верующие благословляются с верным Авраамом ” (ст. 6-9). Третье доказательство святой Павел выводит из невозможности исполнить все предписания закона и избегнуть его клятвы: “ все утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою. ” Почему же это? Объясняет это Апостол ссылкой на Второзаконие 27 гл. 26 ст.: “ Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. ” И по первоначальному учреждению своему закон не имел силы оправдывать пред Богом, что ясно из того, что в самом же законе было написано: “ праведный от веры жив будет ” (Аввак. 2:4). Поэтому, если и возможны были праведники в Ветхом завете, то собственно ради веры в грядущего Искупителя человеков и ради Его искупительной Жертвы, к которой закон прообразовательно руководил все мысли и чувства своих ветхозаветных служителей. Только Христос освободил от проклятия всех тех, на ком оно тяготело за неисполнение закона: “ Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ибо написано: проклят всяк, висящий на древе ” — эти слова читаются в апостольском чтении на утрени Великой Субботы, объясняя смысл и значение совершенного Господом подвига искупления человечества. “ Проклят всяк, висящий на древе ” — слова Второзакония 21:23. “Не потому он проклят,” объясняет блаженный Иероним, “что висит на древе, но потому, что впал в тяжкий грех, что заслужил быть повешенным.” “Как все в Ветхом Завете имеет прообразовательный смысл, так и это установление о повешении преступников и о снятии их к вечеру для похоронения было прообразом крестной смерти Спасителя. И Он повешен на древе, а вечером снят” (еп. Феофан Затворник). Христос принял на Себя незаслуженно клятву, тяготевшую над человечеством, и уничтожил ее. “Как кто-нибудь неподлежащий осуждению, решившись умереть за осужденного на смерть, сим избавляет его от смерти, так поступил и Христос (еп. Феофан Затворник).” “Принявший на Себя проклятие Он освободил людей от проклятия.” Это сделал Христос для того, чтобы “ благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою ” (ст. 10-14). Вторая половина третьей главы содержит опровержение возражений против исключительного значения для язычников веры помимо закона (ст. 15-29). Здесь Апостол рассеивает сомнения, которые могли явиться у христиан из Иудеев, не отменяет ли закон обетований, данных Аврааму, ради его веры, и зачем же вообще дан был закон? Апостол объясняет, что закон “ дан после по причине преступлений, ” “для обуздания преступности, чтобы народ держался в страхе, не предавался порокам, а жил праведно и делался достойным проявить в себе Обетованного” (еп. Феофан Затворник); чтобы Иудеи не жили без страха и не дошли до крайнего нечестия, закон и дан им вместо узды, для их научения, усмирения и удержания их от нарушения хотя не всех заповедей, по крайней мере некоторых. Итак не малая польза от закона. Закон дан “ до времени пришествия семени. ” Сим указывается временность закона и его преходящее значение. “Если закон дан только до пришествия Христова, то для чего ты,” говорит Святой Иоанн Златоуст, от лица Апостола, — “продолжаешь его далее, за пределы этого времени?” Значение закона в том, что он “ был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою ” (ст. 24), то есть он был только детоводителем ко Христу, лишь воспитывал, подготовлял нас к принятию Христова учения. “ По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя ” (ст. 25) — с приходом же самой оправдывающей нас веры он стал уже не нужен. “ Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ” (ст. 26-27). Вера Христова возвращает людей к тому прекрасному периоду непорочного детства, при котором они свободно творят волю Отца своего Небесного и не имеют нужды в том, чтобы смирять их строгой дисциплиной. В этой сыновности Богу и заключается причина ненужности закона, как сдерживающего начала: христиане, как сыны Божии, свободны от всяких формальных правил и требований, ибо они составляют “одно во Христе Иисусе,” “облеклись во Христа” и не имеют нужды в каком-либо принуждении: “ нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ” (ст. 28). В качестве духовных чад Христа, потомка Авраама, христиане суть истинные потомки Авраама, а потому и наследуют то оправдание и благословение, которое было обещано Аврааму (ст. 29[142]). Четвертая глава содержит увещания Галатам принять доказанную истину о ненужности закона и о том, что не следует больше вязать себя ветхозаветной обрядностью. Эти увещания направлены преимущественно 1) на ум (4:1-10), 2) на сердце (4:11-20), 3) на волю (4:21-31 и начало 5 гл. до 12 ст.). “Ничто не убеждает так ум отказаться от своих мыслей, как доведение их до нелепости,” говорит еп. Феофан Затворник. Это и делает святой Павел. Он указывает, как неразумно выросшему сыну продолжать жить под опекой и руководством своих воспитателей. Так и мы, говорит Апостол, были под пестунством закона до времени. Но пришел конец этого времени: “ когда пришла полнота времени ” (т.е. когда исполнилось предопределенное Богом время), послал Бог Сына Своего Единороднаго ” и чрез Него ввел нас в полные права взрослых сынов. “Как нелепо теперь нам жаться под закон и держать себя наряду с рабами, когда мы уже сыны, “ а если сыны, то и наследники Божии чрез Иисуса Христа. ” Стихи 4-7 о послании Богом Сына Своего Единородного представляют собою Апостольское чтение на литургии в день праздника Рождества Христова. Обращаясь сначала с этим увещанием к Иудеям (ст. 1-7), святой Апостол переходит потом к язычникам. Язычники могли сказать: “да как же нас прежде обращали в иудейство и совершенно сближались только с теми из нас, которые вполне подчинялись всему закону?” — “Тогда было другое дело,” отвечает им Апостол: “тогда иудейство было единая истинная на земле вера, и вы хорошо делали, принимая его. Ныне же, когда Бог Сам Себе вас присвоил помимо закона, ваше обращение к немощным стихиям закона не имеет никакого смысла,” 4:8-10; еп. Феофан Затворник). Так как сердце может идти наперекор всем доводам ума, святой Апостол находит нужным обратить увещание и к сердцам Галатов. Эти стихи 11-20 самые трогательные во всем послании. Апостол напоминает Галатам, с какой горячностью приняли они его проповедь, какой любовью воспламенились к нему, и неужели же проповедь его была напрасна? “Отеческий это голос,” говорит блаженный Феодорит, “приличный тому, кто помнит свои труды, и не видит труда.” Нежно упрекая Галатов за перемену чувств и отношений к себе, Апостол призывает их рассудить, где кроется причина этой перемены? И сам указывает эту причину в новых учителях, которые “ ревнуют по вас нечисто,” единственно для своего тщеславия. Высшую степень отеческой любви Апостола к Галатам мы видим в нижеследующем трогательном восклицании: “ дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос ” (ст. 19). Уклонением в иудейство Галаты как бы помрачили в своем сердце образ Христов, и святой Павел с ярко выраженной отеческой любовью ревнует о восстановлении в них этого образа Христова. “Видишь ли и любовь отеческую и скорбь достойную Апостола? Слышишь ли вопль, гораздо более горький, нежели вопль раждающей?” говорит по поводу этого восклицания Павлова святой Златоуст. “ Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой,” то есть “изменить его применительно к тому, что увидел бы своими глазами” (еп. Феофан Затворник) или “переменить в плачевный и проливать слезы, и вас всех заставить плакать” (святой Иоанн Златоуст), (ст. 20). “Ум и чувство,” говорит еп. Феофан Затворник, “переходя на сторону истины, влекут за собою и волю... но она может медлить, отлагать свое решение.” Вот почему святой Павел дальше старается воздействовать непосредственно на волю Галатов, показывая, как преславно пребывать в свободе от закона (ст. 21-31 и 5:1). Это он раскрывает прообразом двух заветов в истории Агари и Сарры. “ Авраам имел двух сынов: одного (Измаила) от рабы (Агари), а другого (Исаака) от свободной (Сарры) … В этом есть иносказание. Это — два завета ” (4:22-24). Агарь была прообразом Завета Ветхого с Законом Моисеевым, который не давал полной свободы от греха, держал в рабстве греху, а Cаppа прообразовала Закон Новозаветный, дающий нам совершенное оправдание и полную свободу от греха. “ Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу,” то есть Измаил Исаака, так и теперь неразумные ревнители Моисеева закона гонят христиан. Но Писание говорит: “ Изгони рабу и сына ее,” так и ныне мы должны расстаться с ветхозаветным законом, чтобы войти в дарованное нам наследие, ибо мы — христиане, дети не рабы, но свободной (ст. 25-31). В пятой главе Святой Апостол Павел призывает христиан твердо держаться свободы, дарованной Христом и не подвергаться опять игу рабства Закона Моисеева, “ ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ” (ст. 1-6). С этой главы начинается нравоучительная часть Послания, которая заканчивается в следующей шестой главе 10-м стихом. Основная мысль всего нравоучения Апостола, связанного с вышеизложенным учением о христианской свободе, заключается в ст. 13-14: “ к свободе призваны вы, братие, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовью служите друг другу, ибо весь Закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. ” Почему Апостол не упомянул здесь о любви к Богу, как о первой и большей заповеди, по словам Самого Господа Иисуса Христа (Матф. 22:36-38[143])? Очевидно потому, что в мыслях у него было, главным образом, уврачевать уменьшение взаимной любви между Галатами, а истинная любовь к ближним и так всегда предполагает наличие в человеке любви к Богу. Жить, как свободным по духу — это значит избегать дел греховных, дел плоти: прелюбодеяния, блуда, вражды, ссоры, зависти, ненависти, убийства, пьянства и т.п. и наоборот воспитывать в себе плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Апостол подчеркивает, что нравственная христианская жизнь нелегко дается, что она есть борьба, которая ведется не на жизнь, а на смерть. Это — самораспятие, мысль о чем так ясно выражена в словах: “ но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ” (ст. 24). Это распятие плоти совершенно необходимо для каждого желающего жить духовной жизнью, ибо “ плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся ” (ст. 17). Поэтому, если мы решаемся “ жить духом,” “ то по духу и поступать должны ” (ст. 25). В шестой главе Святой Апостол дает наставления нравственного характера совершеннейшим и, можно думать, предстоятелям церквей. Он велит им исправлять согрешающих “ духом кротости,” не тщеславясь и не превозносясь, считая себя чем-то, а с опасением как бы и самим не подвергнуться искушению впасть в грех, потому что Бог часто за гордость и за немилосердие к другим согрешающим попускает впадение в грех для смирения (ст. 1-3). “ Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ” (ст. 2) — вот закон христианской любви. Наисильнейшие побуждения к неослабному доброделанию Апостол указывает во всеведении Божием: “ не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает ” и в том завершительном рассчете, который каждого из нас ожидает при конце этой земной жизни: “ что посеет человек, то и пожнет ” (ст. 7 и 8). Не следует унывать, делая добро, и надо спешить делать его, “ доколе есть время,” пока есть время, пока не застигла нас смерть. Заключение. Послания составляют 11-18 стихи шестой главы. Здесь Апостол указывает на свою особенную попечительность о Галатах в том обстоятельстве, что Послание свое он писал им собственноручно (ст. 11), в то время как он обыкновенно делал это чрез писцов (Рим. 16:22[144]). Далее он указывает на противоположность своих побуждений, совершенно чистых, сравнительно с лжеучителями, которые принуждают Галатов обрезываться, только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, и “ дабы похвалиться в вашей плоти ” (ст. 12-13), чтобы похвалиться количеством знаков ваших обрезаний (здесь ирония). “ А я не желаю хвалиться,” говорит Апостол: “ разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ” (ст. 14) — хвалиться крестом Христовым значит веровать, что только им одним дается спасение. Через эту веру, говорит Апостол, я стал как бы мертвецом для всего суетного мирского, и мне безразличны, как слава мира сего, так и гонения. Сущность христианства, повторяет опять Апостол, в том, чтобы стать “ новой тварью,” и к этому-то только и нужно стремиться, ибо кто так живет, тем “ мир им и милость, и Израилю Божию,” то есть на истинном Израили — всех верных, следующих учению благодати (ст. 15-16). Заключает Апостол Послание восклицанием: “ впрочем, никто не отягощай меня ” — ибо все уже разъяснено и истолковано. Предлагать дальнейшие вопросы и высказывать недоумения это значило бы лишь удовлетворять болезни спорливости (или похоти противопоставления своего мнения) — напрасный труд. Ответ на все возражения — язвы Господа Иисуса, которые он носит на теле своем. Пусть они за-свидетельствуют истину проповеди святого Апостола. “Если бы кто увидел окровавленного и покрытого бесчисленными ранами воина,” говорит святой Златоуст, “стал ли бы обвинять его в трусости и предательстве, когда сей на самом теле своем носит доказательство своего мужества? Также, говорит, должно судить и о мне.” Заканчивает свое Послание Апостол преподанием обычного Апостольского благословения: “ благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь ” (ст. 18).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|