Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кинематограф Восточной Европы последних десятилетий. 10 страница




 

КИАРОСТАМИ Аббас (р. 1940), иранский режиссер кино и телевидения. Получив высшее образование по специальности «графика и реклама» в Университете изящных искусств, Киаростами в 1960 пришел на телевидение, где снимал рекламные ролики. В 1969 режиссер был приглашен на работу в Центр интеллектуального развития детей и подростков в Иране, где он снял короткометражный фильм «Хлеб и улица», с успехом демонстрировавшийся на Московском кинофестивале. Свой первый полнометражный художественный фильм «Путешествие» Киаростами поставил в 1974 году. В 1977 году был создан Центр иранской национальной кинематографии, где стал работать режиссер. Сюжеты картин Киаростами и его коллег по Центру разворачиваются в неприкрашенной, реальной обстановке бедного, хаотического быта простых иранцев. К числу лучших фильмов Киаростами 1970-х годов относят картину «Костюм к свадьбе». После исламской революции 1979 прежнее коммерческое иранское кино о роскошной жизни богачей и красоток кануло в небытие. Лидерами нового иранского кинематографа стало новое поколение режиссеров, среди которых Киаростами занял одно из центральных мест. Его фильмы отличает точность и современность киноязыка, независимость от западных стандартов. Начиная со второй половины 1980-х годов, фильмы Киаростами неизменно привлекают к себе внимание на международных киносмотрах. Известность к нему пришла с выходом кинокартины «Где дом друга» (1987), завоевавший приз «Бронзовый леопард» на кинофестивале в Локарно в 1989 году. Одной из центральных тем творчества Киаростами был мир детства и подростков. Фильм «Домашняя работа» (1988) основан на рассказах учеников начальных классов о неприглядном поведении родителей при выполнении детьми заданных в школе уроков. Картина «И жизнь продолжается» (1992) воспевает духовную стойкость и мужество людей, переживших кошмар разрушительного землетрясения. Фильм-притча «Под оливами» (1994) рассказывает о бездомном молодом человеке, бедном до такой степени, что он не может претендовать на руку любимой девушки. Но землетрясение уравняло его с потерявшими кров односельчанами. Этот фильм получил ряд наград на международных кинофестивалях в Бергамо, Вальядолиде, Риме, Сан-Паулу, Чикаго. В 1997 года лента Киаростами «Время вишен» завоевала главный приз на Каннском кинофестивале. Этот фильм рассказывает о человеке, который собирается покончить жизнь самоубийством. Режиссер анализирует темы реального и нереального, вечного и преходящего. В 2000 году Киаростами поставил фильм «Ветер нас унесет». В фильме человек с фотоаппаратом и мобильным телефоном приезжает в горную деревню с какой-то серьезной целью, но не в состоянии осуществить ее, так как не может проникнуть в чужую, подчиненную таинственным законам жизнь. Фильмы Киаростами нередко трактуют как апологию исламского фундаментализма, но талант режиссера много выше плоских оценок.

МАХМАЛЬБАФ (Makhmalbaf) Мохсен (р. 1957), иранский кинорежиссер, одна из центральных фигур иранского кино конца 20 века. Родился в бедном тегеранском квартале, где живет и поныне. В возрасте 15 лет бросил школу и примкнул к антишахской оппозиции. В 1974 при попытке разоружить полицейского юноша был ранен и арестован. Смертной казни он избежал только из-за несовершеннолетия. Почти пять лет Махмальбаф провел в тюрьме, на свободу его выпустила исламская революция в 1979. Однако он не стал поклонником установившегося теократического режима и, отойдя от политики, посвятил себя искусству. Написал несколько романов и сценариев, в 1982 дебютировал в кинорежиссуре, несмотря на то что впервые побывал в кинотеатре только 23-летнем возрасте. После освобождения из тюрьмы участвовал в деятельности исламской пропагандистской организации. Но ее экстремистские цели не отвечали его духовным поискам. Первым заметным фильмом Махмальбафа стал «Бойкот» (1985), во многом автобиографичный. Действие фильма происходит в тюрьме среди политических заключенных, которые пытаются найти истину в широком спектре идей: от марксистского материализма до исламского фанатизма. В центре картины — приговоренный к смерти заключенный. Сокамерники превозносят его как героя, но сам он пересматривает свои взгляды на жизнь и отказывается от прошлого. Уже в ранних фильмах Махмальбафа сквозь страстность политических и религиозных дискуссий проглядывает тонкий аллегорический стиль. Известность на Западе режиссеру принес фильм-триптих «Разносчик» (1986), в котором ярко проявилась характерная для режиссера эстетика псевдонаивности. Фильм, состоящий из трех новелл-притч, разрабатывает проблематику одиночества человека в мире, но отличается сардоническим тоном, абсолютно оригинальной интонацией и антизападной философией. Горечь философских парадоксов уравновешена жизнелюбием режиссера. Поворотным пунктом в режиссерской судьбе Махмальбафа стал фильм «Велосипедист» (1989), во многом, начиная от названия, вдохновленный итальянским неореализмом. При этом «Велосипедист» развивается в русле принципов исламской морали. Это история афганского беженца, который, чтобы заплатить за лечение своей умирающей жены, участвует в семидневном велосипедном марафоне. «Велосипедист» стал классическим образцом нового иранского кино, которое сочетает исламские ценности с гуманизмом. Следующий фильм режиссера «Время любви» (1990) иранская цензура запретила к прокату. Только в 1995 он был с успехом показан на Каннском кинофестивале. Эта картина посвящена супружеской измене, и поскольку эта тема запрещена в Иране, то Махмальбаф снимал ее в Турции с турецкими актерами. Фильм состоит из трех частей: вариаций одного сюжета с одними и теми же актерами. Здесь без труда прочитывается авторская мысль об относительности человеческих моральных критериев. В этом фильме впервые в своем творчестве режиссер выстраивает композицию по принципу плетения восточного ковра. Этот принцип становится определяющим в картине «Габбех» (1995), рассказывающий о кочевом племени на юго-востоке Ирана. История девушки, которой родители запрещают выйти замуж за любимого, переплетается с другими судьбами и образует сюжетный узор. Ковер, в узоре которого запечатлено слияние любящих душ, а также их переселение в иное бытие, персы называют габбех. Работая над фильмом, Махмальбаф несколько месяцев жил среди кочевников. Особое место в творчестве Махмальбафа занимают картины о таинственной природе киноискусства. До революции он с презрением относился к кино, в особенности к продукции иранской «фабрики грез». Сам он пришел в кинематограф для того, чтобы делать новое, революционное кино. Лишь со временем сам Махмальбаф и кинематографисты его поколения, ощутили себя частью истории национального кино Ирана. Впервые к теме кино Махмальбаф обратился в фильме «Однажды в кино», в которой рассказал историю шаха, ненавидевшего кинематограф. Но именно этот шах влюбился в экранную девушку до такой степени, что отрекся от престола, бросил гарем и сам стал киноактером ради любимой. В фильме Махмальбаф охотно цитирует много старых иранских лент. Взаимоотношениям кино и реальности посвящены фильмы Махмальбафа «Салам, синема» (1995) и «Хлеб и цветок» (1996). Первый был посвящен столетнему юбилею кино, а во втором режиссер переосмысливал свое революционное прошлое. Эти фильмы пронизаны самоиронией и лишь внешне имитируют неореализм. Работа над двумя картинами шла параллельно, а их замыслы переплетались. В целом творчество режиссера посвящено человеческому достоинству и благородству. В этом одна из причин его популярности и престижа у западных зрителей.

ПАНАХИ (Panahi) Джафар (Jafar) (р. 1960), иранский режиссер. Ученик Аббаса Киаростами, Панахи был его ассстентом на фильме «Под оливами» (1994), а в 1995 поставил по сценарию Киаростами свою первую полнометражную картину «Белый воздушный шар». Эта трогательная история девочки, мечтающей о золотой рыбке, удостоилась приза «Золотая камера» на Каннском фестивале (1995). В 2000 его фильм «Круг» получил приз «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. «Круг» посвящен проблемам иранских женщин. Главные достоинства картины — умелая композиция, свободное движение сюжета, который произвольно перемещается от одной героини к другой.

МАХМАЛЬБАФ Самира (Samira Makhmalbaf) (р. 1980), иранский кинорежиссер, дочь Мохсена Махмальбафа. В кино Самира дебютировала в возрасте семи лет, появившись в фильме Мохсена Махмальбафа «Велосипедист». В семнадцать лет Самира выступила как кинорежиссер, сняв фильм «Яблоко». В картине рассказывалось о судьбе двух иранских девочек — Масуме и Сахры, которых отец держал дома под замком. Фильм был основан на реальных фактах и представлял смешение документальных и художественных съемок. Вторая картина Самиры «Грифельная доска» была посвящена учителям, которые бродят по горам Курдистана с грифельными досками за плечами и ищут учеников. Однако неграмотные бедняки не хотят учиться, и самоотверженность учителей остается бесплодной. За этот фильм Самира Махмальбаф получила приз за лучший дебют Каннского кинофестиваля 2000 года. Фильм «В пять часов пополудни» (2003, приз жюри Каннского кинофестиваля) рассказывал о жизни женщин в послеталибском Афганистане.

 

 

Израиль.

ГОЛАН Менахем (р.1929), израильский режиссер, продюсер, сценарист. В 60-х вместе с Й.Глобусом был продюсером более 150-ти израильских картин. Работал в США и Великобритании. Перехав в США, сотрудничал с Роджером Корманом, был продюсером 5-го фильма о Джеймсе Бонде «Шаровая молния». Как режиссер поставил фильмы: «Убить голландца» (1992), «Московская связь» (1995), «Супермозг» (1996) и «Путь к славе» (1997).

ГИТАЙ Амос (Amos Gitai) (р. 1950), израильский кинорежиссер. Участник арабо-израильской войны 1973 года Амос Гитай с 1974 года снимал короткометражные игровые и документальные фильмы. В 1986 году он дебютировал в полнометражном игровом кино. При создании кинофильмов режиссер сотрудничает преимущественно с французскими кинофирмами. Кинематограф Амоса Гитая схож по стилю с фильмами Тарковского и Сокурова. В фильме «Деварим» («Вещи», 1995) переплетаются судьбы многих персонажей. Драма их существования выражена контрапунктом одной из долгих мизансцен: на переднем плане очередное пустопорожнее общение; а на заднем - золотисто-багряное великолепие заката. В долгом эпизоде закат увял незамеченным, пока шелестели слова. Бытие вопиет о смысле, но остается безответным. «Больше всего я хотел бы жить тысячу лет, но боюсь, что это бессмысленно», - говорит в этом фильме адвокат Гольдман, которого сыграл сам Гитай. В финале этот персонаж преодолевает бессмыслицу существования самоубийством. Сорокалетнего героя фильма «День за днем» (1998) зовут двояко - то Моше, то Муса. Он переживает время подведения первых жизненных итогов. Охлаждение отношений с женой. Друг-соперник. На фоне финансовые трудностей, суеты вокруг продажи старого родительского дома и очередных армейских сборов происходит охлаждение отношений с женой. Рядом проходит линия стареющей мамы с ее неумолимой заботливостью. Внезапная смерть матери и ее странное завещание открывает герою истину: Моше-Муса - сын араба и еврейки. Этим фильмом Гитай дал понять: пришло время решений. Будто некто извне все видит и требует действий. Действие фильма «Кадош» («Освященное», 1999) происходит в ортодоксальной иудейской общине хасидов. Каждый миг бытия хасидов посвящен служению Богу, и вся их жизнь обусловлена вековыми освященными традициями. Семейно-интимные отношения тоже вершатся по сакральной инструкции. Гитай показывает гротескную сцену первой брачной ночи хасидов. Сначала — обрезание волос девушки-иудейки и двенадцатикратное (по числу колен Израилевых) омовение. Потом ритуальное раздевание. Сам акт дефлорации в исполнении неистового хасида становится похожим на избиение. В фильме «Киппур» (2000) — автор реконструирует поворотный момент собственной жизни — участие в войне 1973 года. Тогда ему пришлось взглянуть в глаза смерти — ближайших друзей и своей собственной. Фильм наполнен длинными субъективированными планами. Финальная сцена стала образно-пластическим ответом смерти: спасшийся герой и его возлюбленная - оба в жидкой грязи - соединяются в нескончаемом диалоге плоти. Совокупление - сквозной мотив фильмов Гитая, но всякий раз смысл его иной. В дальнейшем режиссер поставил еще две картины: «Рай» (2001) и «Кедма» (2002).

 

Палестина.

СУЛЕЙМАН Элия (Elia Suleiman) (р. 1960), палестинский кинорежиссер. С 1982 по 1993 год Элия Сулейман жил в Нью-Йорке, где снимал короткометражные фильмы для арабского телевидения, а также был вольнослушателем в различных университетах США. В начале 1990-х начал снимать документальные фильмы. В 1994 переехал в Иерусалим, где по просьбе Европейской комиссии организовал факультет кино и медиа в университете Бир-Зейт. В 1996 году он снял свой первый полнометражный фильм «Хроника исчезновения», посвященный судьбе палестинского народа. На Венецианском кинофестивале этот фильм получил приз за лучший дебют. В 2002 году на Каннском кинофестивале фильм Элии Сулеймана «Божественное вмешательство» был отмечен специальным призом жюри. Всего поставил 7 фильмов.

 

Турция.

ГЮНЕЙ (Guney) Йылмаз (1937 — 1984), турецкий режиссер, сценарист, актер, продюсер. Настоящая фамилия — Пютюн. Один из семерых детей курдских крестьянина с юга Турции. Для того, чтобы учиться в лицее, а затем изучать право в университете в Анкаре и экономику в Стамбуле, был вынужден подрабатывать, сменив множество профессий, в том числе побывав киномехаником в лицее, а позднее, в 1959—1960 работая в системе кинопроката. Начал писать статьи и рассказы (несколько сотен названий). С 1958 выступал как актер в кино (всего снялся в 94 фильмах) и сценарист (30 лент других режиссеров). В возрасте 20 лет был впервые арестован за свои политические убеждения, в 1960 приговорен к полутора годам тюрьмы, где написал свой первый роман. Освободившись, стал одним из популярных исполнителей ролей антигероев в малобюджетных криминальных картинах, с 1967 сам ставил фильмы и продюсировал некоторые из них. В 1968—1970 был вынужден служить в армии в штрафной роте. Вернувшись, продолжил активную деятельность в кино, получив известность собственными постановками социальной направленности — «Надежда» (1970), «Обида», «Скорбь» (1972) и «Отец» (1971). В 1972 вновь получил тюремный срок — теперь на два года. Сняв после освобождения только два фильма «Товарищ» и «Беспокойство» (совместно с Ш. Гереном), в 1975 был опять приговорен к длительному заключению — уже на срок 19 лет по обвинению в убийстве, хотя на самом деле виновным являлся его племянник. Пользуясь редкостной популярностью среди заключенных, мог продолжать писать и даже руководить съемками из тюрьмы. Таким образом были созданы по сценариям Гюнея фильмы «Стадо» (1978, главная премия на МКФ в Локарно—81) и «Враг»(1979) З. Октена. Несмотря на то, что в 1979 он был переведен в тюрьму с более жестокими порядками, Гюней при содействии Ш. Герена осуществлял постановку самой известной (одновременно остросоциальной и не лишенной поэтичной символики) картины «Дорога» (1982, главная премия поровну и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), которую монтировал уже сам, бежав в октябре 1981 в Швейцарию. Перед тем, как лишиться турецкого гражданства и умереть в Париже от рака желудка, Гюней успел снять во Франции только одну ленту «Стена» (1983) о детях в тюрьме, которая разочаровала многих его поклонников.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных