Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.




 

Дисциплина изучается 3,4,5 семестры (2,3 курсы).

 

Вид занятия Всего часов Семестры
     
Общая трудоемкость        
Аудиторные занятия        
Лекции        
раздел 1        
раздел 2        
раздел 3        
раздел 4        
Просмотры, семинары        
Самостоятельная работа        
Курсовые работы - - - -
Рефераты - + - -
Вид итогового контроля: Экзамен (зачет)     зачет экзамен

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Содержание разделов дисциплины:

 

РАЗДЕЛ 1. Общие вопросы теории неигрового кино.

Тема 1. Место экранной документалистики в системе современных каналов информации (печать, кино, радио, телевидение, видео, компьютерная сеть). Психологические особенности аудиовизуального способа восприятия информации. Экранный документ как активный инструмент идеологической манипуляции массовым сознанием.

 

Тема 2. Взаимодействие факта и образа в искусстве ХХ века, документ как элемент художественной структуры в современной литературе и искусстве. Трансформация факта в контексте авторской концепции. Роль кинематографа как нового специфического средства отображения жизни. Фотографическая основа кинофиксации реальности. Неигровой кинематограф как особый вид искусства.

 

Тема 3. Экранный документ и жизненный материал. Жизненные факты как материал документального художественного мышления. Принцип отбора. Проблема достоверности. Информационная и эстетическая функции кинодокумента. Многозначность внутрикадрового содержания. Эстетический потенциал хроникального кадра. Экранный документ и контекст.

 

Тема 4. Структура образа в неигровом кино. Логическая и образная аргументация автора в документальном киноисследовании действительности. Диалектика публицистического и образного способа изложения в документальном произведении — основа специфики образа в экранной документалистике. Подвижность структуры образа в произведениях неигрового кино и телевидения.

 

 

РАЗДЕЛ 2. Становление отечественной школы документального кино и телевидения.

Тема 1. Рождение хроники в русском кино. Организация съёмок и тематика хроникальных сюжетов. Первые шаги в создании языка экранного документа. Формирование основ профессионального поведения кинохроникёров. Хроника первой мировой войны. Работа Скобелевского комитета.

 

Тема 2. Формирование стилистических направлений в документальной кинематографии 20-х годов. Кинохроника революции, гражданской войны. Агитпоезда. Кинохроника как часть агитационно-пропагандистской программы Советской власти. Творчество Дзиги Вертова. Особенности его метода. Принципы взаимодействия изображения и монтажа в немых фильмах режиссёра. Творчество Эсфирь Шуб. Историческая кинопублицистика: требование к материалу и роль автора. Особенности творческого метода документалистов 20-х годов: В.Ерофеева, И.Копалина, А.Медведкина, М.Кауфмана, В.Турнна, М.Калатозова. Борьба за организационную и эстетическую самостоятельность документалистики. Эйзенштейн и его принципы интеллектуального кино.

 

Тема 3. Кинодокументалистика в 30-е годы. Кинохроникёры на стройках социализма. Развитие хроники как инструмента идеологического воздействия на массы. Мифотворчество и кинолетопись. Освоение звука в советском документальном кино. Первые интервью («Три песни о Ленине» и др.). Становление жанра кинопортрета. Расширение системы кинопроизводства (студии, корпункты). Новые имена в документальном кино: Р.Кармен, М.Трояновский, Е.Учитель М.Слуцкий и др. Формирование кинематографического канона в изображении советской действительности.

 

Тема 4. Фронтовая хроника и документальный фильм в годы Великой Отечественной войны. Мастерство кинооператоров в работе над боевым репортажем. Фильмы о важнейших этапах войны: «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Сталинград», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу советскую Украину», «Берлин», «День войны». Информационные и пропагандистские функции кинохроники. Роль фронтовой хроники как летописного документа. Летопись войны как материал художественного и публицистического осмысления в последующие десятилетия. Влияние документального видения событий на игровой кинематограф.

 

Тема 5. Документальное кино послевоенного десятилетия. Узость тематики и творческих приёмов кинодокументалистики этого времени. Фильмы о республиках как киноканон советского образа жизни. Проблема достоверности и нормативного искусства. Творческие приёмы для создания экранной мифологии. Образ человека труда в фильме Романа Кармена «Повесть о нефтяниках Каспия».

 

Тема 6. Подъём документального кино в 60-е годы. «Оттепель» - время изменения тематики, творческих приёмов кинодокументалистики. Появление телевидения. Развитие техники и новые приемы съёмок: длительное наблюдение, скрытая камера. кинопровокация. Новые принципы изображения человека в документальном кино. Эволюция жанра кинопортрета — от социального портрета к исследованию личности.«Катюша» В. Лисаковича, «Маринино житьё» Л.Квинихидзе, «Без легенд» и «След души» Г.Франка... Синхронное интервью как ведущий приём раскрытия внутреннего мира человека. «Там за горами горизонт». Фильмы размышления о войне. «Обыкновенный фашизм» М.Ромма. Роль личности автора. Фильм Павла Когана «Взгляните на лицо» как художественный манифест «ленинградской волны». Режиссёры С.Аранович, П.Коган, П.Мостовой, М.Литвяков, В.Гурьянов. Становление советского документального телефильма: фильмы-наблюдения И.Беляева, поэтика картин В.Виноградова, «человеческие документы» Д.Лунькова. Новая эстетическая модель экранного документа, усиление субъективного фактора в отношениях «автор-материал». «Школы» документального кино в республиках и регионах.

 

Тема 7. Документальное кино 70-80-х годов. Художественное исследование характера реального героя. «Девять дней и вся жизнь» Ю.Занина. «Наша мама герой» Н.Обуховича. «Места обитания» В.Семенюка. Историческая публицистика. Серия Р.Кармена «Великая Отечественная», проблемы исторической достоверности: факт истории и концепция истории. Образ и документ. Формирование политической публицистики в кино и на телевидении.

 

 

РАЗДЕЛ 3. Тенденции в развитии зарубежного документального кино.

Тема 1. Хроника первых лет кинематографа: Патэ и Люмьер во Франции, Эдисон в США, Брайтоновская школа в Англии. Первый научный сериал Ч.Урбана. Документальные направления в авангардистских течениях кино 20-х годов. Два направления в документальном кино: поэтическое наблюдение и образная публицистика в творчестве Р.Флаэрти и И.Ивенса.

 

Тема 2. Документальный фильм: просвещение и пропаганда. Английская «школа документального фильма» Д.Грирсон — теоретик документализма. Творческие поиски в съёмке и монтаже материала в фильмах П.Рота, Б.Райта, Г.Уотта. Критические фильмы П.Лоренца, П.Стренда, У.Ван-Дайка, Л.Гурвица в США. Кинохроника второй мировой войны. Монтажные пропагандистские фильмы США. Серия «Почему мы сражаемся» Ф.Капра. Художественно-документальные фильмы Англии в годы войны. Творчество Х.Дженингса.

 

Тема 3. Кино фашистской Германии. Картины Лени Рифеншталь и роль кинодокументалистики в политической мифологии.

 

Тема 4. Образ человека в послевоенном документальном кино. Развитие кинотехники. Появление телевидения как нового канала информации, развлечения и пропаганды… Взаимодействие кинодокументалистики и игрового кино... «Группа 30» во Франции. Проблема развития фильмов об искусстве. Актуальная публицистика в творчестве А.Рене «Герника», «Ночь и туман», Английская группа «свободного кино», эстетика «рассерженных». Творчество Л.Андерсена, К.Рейсца, Т.Ричардсона. Проблема экранного журнализма и очеркового киноанализа. Факт и концепция в творчестве Б.Хаанстра и Г.Якоппети. Новые формы исторического монтажного фильма (Ф.Росснф). Течение «киноправды» во Франции и его влияние на мировое кино. Новые принципы изображения человека. Новая мера достоверности и условности в экранном документе. Творчество Ж.Руша, К.Маркера, М.Рюсполи.

 

Тема 5. Экранный документ и общество. Становление польского «документа». «Чёрная серия и её роль» в усилении действенного начала в документальном кино. Творчество Е.Боссака, К.Карабаша, Т.Яворского, Я. Ломницкого и др. Социологические исследования венгерских документалистов. От фиксации к анализу явлений жизни. Роль синхронного монолога. Профессиональная культура работы с документальным героем. А.Ковач. Публицистика ГДР. Творчество супругов Торндайк. Фильмы — разоблачения Г.Шоймана В.Хайновского. Метод провокации в документальном кино. Проблемная и политическая публицистика Х.Ковачева (Болгария) и С.Альвареса (Куба).

 

Тема 6. Взаимодействие эстетики документального и игрового кино. «Новое американское кино». Разработка приёмов «игры с документом» и «игры под документ». Стилизация, приёмы, создающие эстетику «нового правдоподобия», документальный метод съёмки при работе с игровым материалом. Творчество Ш.Кларка, Д.Кассавитиса, Л.Рагоэина, Дж. Стрика. Влияние эстетики документа на послевоенное игровое кино. Натуральная фактура в неореализме Италии. Эстетика «новой волны» - новый уровень экранной достоверности в игровом кино. Художественно — документальное направление в чехословацком кино 60-х годов. М.Форман, В.Хитилова, Э.Шорм.

Тема 7. Документальный фильм как оружие классовой, политической борьбы. Кино «протеста» в США, Италии, Англии. Рождение новых форм экранного документа. Фильм — плакат, фильм свидетельство. Фильм — обвинение, Фильм — лозунг. Программный антиэстетизм политического фильма. Использование любительской кинотехники. Структура информационных программ зарубежного телевидения. Роль киноматериалов. Документальные фильмы на телевидении. Репортажные фильмы Р.Ликока и его группы. Эстетика «прямого» кино. Художественное направление в современном документальном кино. Творчество Г.Рэджио.

 

 

РАЗДЕЛ 4. Проблемы теории документального кино и телевидения.

Тема 1. Специфика материала и особенности драматургии документального фильма.

Тема 2. Принципы фиксации жизненного материала в экранном документе.

Тема 3. Звуковой образ в неигровом кино.

Тема 4. Проблема целостности изложения в документальном кино.

Тема 5. Концепция личности в разных формах кино и теледокументалистики.

Тема 6. Информационные жанры в кино и телевидении.

Тема 7. Очерковые формы в кинодокументалистике

Тема 8. Публицистика и поэтические формы в документальном кино.

Тема 9. Художественно-документальные жанры.

Продолжением курса «Истории и теория документального кино и телефильма» является Семинар «Современный документальный фильм», который проводится в форме просмотров с последующим групповым обсуждением.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных