Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ текущего состояния индустрии туризма в Казахстане




Туристское предложение. В современных условиях развития мировой экономики туризм становится одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей. По данным ЮНВТО туризм занимает четвертое место в мировом экспорте товаров и услуг (7,4 %), уступая только экспорту автомобилей, продуктов химии и топлива. По доходности данная отрасль занимает третье место в мире после нефтедобывающей промышленности и автомобилестроения.
Казахстан, имея богатый туристско-рекреационный потенциал, характеризуется недостаточным уровнем развития туризма. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет около 0,3 %. В 2011 году объем доходов от туристской деятельности составил 145,3 млрд. тенге, что в 2 раза больше 2008 года (77,6 млрд. тенге). Уплачиваемые налоги в бюджет республики составляют 20,6 млрд. тенге. Количество занятых в отрасли составило 158 700 человек.
В январе-сентябре 2012 года объем доходов от туристской деятельности составил 91,8 млрд. тенге, что на 11,5 % больше января-сентября 2011 года (82,3 млрд. тенге). Количество занятых в туристских организациях и местах размещения составило 26 940 человек.
В 2011 году в стране функционировало 1 715 туристских организаций и туристскими фирмами было обслужено 630,6 тыс. человек, что на 29,6 % (486,5 тыс. человек за 2010 год) больше показателя предыдущего года. В структуре туристской деятельности внутренний туризм составил 32,2 %, въездной туризм – 5,7 %, выездной туризм – 62,1 %. Если эти показатели сравнить с данными 2010 года, то наблюдается увеличение выездного туризма с 56,4 % до 62,1 %, сокращение внутреннего с 35,4 % до 32,2 % в общей структуре обслуживания туристов.
В январе-сентябре 2012 года в стране функционировало 1 950 туристских организаций и туристскими фирмами было обслужено 494,1 тыс. человек, что на 10,6 % (446,5 тыс. человек) больше показателя соответствующего периода 2011 года. В структуре туристской деятельности внутренний туризм составил 18,6 %, въездной туризм – 31,4 %, выездной туризм – 50 %. Если эти показатели сравнить с данными января-сентября 2011 года, то наблюдается увеличение выездного туризма с 43,7 % до 50 %, сокращение внутреннего с 28 % до 18,6 % в общей структуре обслуживания туристов.
Анализ въездных туристских потоков в Казахстане показывает, что республика остается недостаточно привлекательной для зарубежных туристов, в связи с чем число туристов, въехавших в страну, значительно отстает от докризисных показателей.
Обладая уникальностью, туристский продукт Казахстана недостаточно конкурентоспособен и проигрывает зарубежным аналогам по доступности, уровню сервиса и цене туристских услуг.
По состоянию на 2011 год в Казахстане функционировало 1 642 мест размещения вместимостью на 81 015 койко-мест, что на 6,5 % больше койко-мест, чем в 2010 г. Из общего числа койко-мест 63,5 % составляли гостиницы, из которых 27,0 % гостиниц с категорией и 36,5 % без категории, а 36,5 % составляли прочие места размещения. Основная часть, 40,5 % койко-мест, сконцентрирована в городах Алматы 17,1 %, Астана 9,6 %, Алматинской и Акмолинской областях соответственно 6,6 % и 7,2 %. В Восточно-Казахстанской области сосредоточено 19,7 % койко-мест, в Карагандинской 11,7 %, Павлодарской 6,2 %, и в других областях республики 21,9 %.
Следует отметить, что 873 гостиницы вместимостью на 29 584 койко-мест, составляют 57,5 % от общего числа койко-мест гостиниц, и не имеют категории. В 213 гостиницах, имеющих категории, вместимостью на 21 882 койко-мест, составляющих 42,5 % от общего числа койко-мест гостиниц, большинство из которых сосредоточено в гостиницах категории 4 * - 35,6 %, 3 * - 29,3 %, и 5 * - 19,5 %. На гостиницы категории 2 * и 1 * приходилось 15,6 % от общего числа гостиничных койко-мест.
По состоянию на январь-сентябрь 2012 года в Казахстане функционировало 1 484 места размещения вместимостью на 82 435 койко-мест, что на 1,4 % больше койко-мест, чем в январе-сентябре 2011 года. Из общего числа койко-мест 61,1 % составляли гостиницы, из которых 27,0 % гостиниц с категорией и 34,1 % без категории, а 38,9 % составляли прочие места размещения.
В 2011 году в местах размещения в Республике Казахстан коэффициент загрузки номерного фонда составил 24,0 % (по сравнению с 20,3 % в 2010 году), учитывая, что:
в гостиницах показатель составил 30,5 % (39,0 % - в гостиницах с категорией, и 24,3 % - в гостиницах без категории), при этом самый высокий уровень заполняемости зарегистрирован в гостиницах категории 5 * (49,5 %), самый низкий в гостиницах категории 1 * (21,9 %);
в прочих местах размещения этот показатель составил 12,5 %.
За январь-сентябрь 2012 года 838 гостиниц вместимостью на 28 140 койко-мест составляют 34,1 % от общего числа койко-мест гостиниц и не имеют категории. В 214 гостиницах, имеющих категории, вместимостью на 22 199 койко-мест, составляющих 27 % от общего числа койко-мест гостиниц, большинство из которых сосредоточено в гостиницах категории 4 * - 32,5 %, 3 * - 31,3 %, и 5 * - 19,2 %. На гостиницы категории 2 * и 1 * приходилось 17 % от общего числа гостиничных койко-мест.
Наиболее высокий коэффициент загрузки номерного фонда составляет 88,4 % в Мангистауской и 47,8 % в Атырауской областях. Самый низкий коэффициент составляет 11,6 % в Северо-Казахстанской и 8,4 % в Алматинской областях. В городах Астана и Алматы коэффициент загрузки номерного фонда составляет 31,1 % и 26,8 % соответственно.
В январе-сентябре 2012 года в местах размещения в Республике Казахстан коэффициент загрузки номерного фонда составил 26,1 % (по сравнению с 22,0 % в январе-сентябре 2011 года), учитывая, что:
в гостиницах показатель составил 36,6 % (38,1 % - в гостиницах с категорией, и 29,0 % - в гостиницах без категории), при этом самый высокий уровень заполняемости зарегистрирован в гостиницах категории 5 * (48,1 %), самый низкий в гостиницах категории 1 * (29,2 %);
в прочих местах размещения этот показатель составил 14,0 %.
Города Астана и Алматы являются самыми важными туристскими центрами, где сконцентрировано наибольшее количество мест размещения, соответствующих международным стандартам. Места размещения, предлагаемые за пределами указанных городов, не соответствуют международным стандартам качества, и ориентированы в основном на казахстанских туристов. В крупных городах существует дефицит гостиниц категории 3* и 4*.
Отмечается низкий уровень присутствия на казахстанском туристском рынке международных гостиничных брендов. Все международные гостиничные компании находятся в четырех бизнес-дестинациях: Астана, Алматы, Атырау, Актау.
Цены на проживание в местах размещения с высоким уровнем гостиничных услуг гораздо выше, чем в аналогичных гостиницах в ведущих туристских дестинациях других стран. Стоимость номера в международных брендовых гостиницах категории 5* в городах Астана и Алматы в 2-3 раза выше, чем в Европе. Цены на услуги в других местах размещения - пансионатах, туристских базах, приютах, кемпингах, общежитиях для приезжих и других - намного ниже.
Завышенные цены связаны с низкой заполняемостью мест размещения, недостатком конкурентной среды и сильной зависимостью от бизнес-туристов. Предлагаемые туристские услуги, включая гостиничные, предоставляются с ограниченным сервисом и являются слаборегулируемыми.
Следует отметить, что высокая цена на проживание и авиабилеты значительно увеличивает стоимость тура в Казахстан и, соответственно, снижает его конкурентоспособность по цене на международном рынке.
Материальная база мест размещения, в т.ч. гостиниц, пансионатов, домов и баз отдыха, а также санаторно-курортных учреждений характеризуется высокой степенью физического износа. На сегодняшний день в связи с отсутствием категории у подавляющего числа гостиниц качество предлагаемых услуг в местах проживания для туристов не соответствует международным требованиям.
Общий уровень туристских предложений остается низким, вследствие недостаточного уровня развития туристских продуктов и недостатка специализированных услуг и удобств для туристов. Это касается наличия визит-центров, установки знаков и указателей на туристских дестинациях и т.д.
Рост спроса на внутренний и въездной туризм в Казахстане наблюдался в период с 2000 по 2007 гг., с последующим спадом в 2008 и 2009 годах в связи с экономическим кризисом. С восстановлением экономики рост спроса на туризм возобновился в 2010 году и достиг рекордного уровня в 2011 году с приростом туристских прибытий на 11,7 % и увеличением количества ночевок на 25,9 % больше чем в 2010 году:
от 43 298 посетителей в 2000 году до 2 845 832 посетителей в 2011 году при годовом темпе роста 17 %;
от 1 250 649 ночевок в 2000 году до 7 085 020 ночевок в 2011 году при годовом темпе роста 25,9 %.
Ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке внутреннего туризма характеризуют следующие факторы: спрос на туристские услуги в Казахстане ограничен материальными возможностями граждан, небольшим количеством баз отдыха, обеспечивающих достаточный уровень комфорта. Несогласованность интересов во взаимоотношениях туроператоров внутреннего рынка и предприятий санаторно-курортного комплекса страны приводит к неудовлетворенности потребностей казахстанских граждан.
В 2011 году структура туристских прибытий характеризовалась следующими показателями:
по типам объектов размещения: 88,1 % посетителей размещались в гостиницах (45,8 % посетителей - в гостиницах с категорией и 42,3 % посетителей - в гостиницах без категории) и 11,9 % посетителей в прочих местах размещения;
по регионам: 46,1 % посетителей зарегистрированы в городах Астане 18,0 % и Алматы 17,6 %, Акмолинской 5,7 % и Алматинской 4,8 % областях. В Восточно-Казахстанской области зарегистрировано 12,5 %, в Карагандинской 7,8 %, в Атырауской 7,5 %, в Мангистауской 5,2 % и в других областях 20,9 % посетителей;
по странам происхождения: 79,5 % казахстанских посетителей, 4,8 % посетителей из Российской Федерации, 2,4 % посетителей из Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, 1,6 % посетителей из Соединенных Штатов Америки, 1,4 % посетителей из Турецкой Республики, 1,3 % посетителей из Итальянской Республики, 0,9 % посетителей из Китайской Народной Республики, 0,9 % посетителей из Федеративной Республики Германия, 0,8 % посетителей из Королевства Нидерландов и 6,4 % посетителей из других стран;
по целям поездок: деловые и профессиональные - 69,6 %, досуг, отдых и рекреация - 25,0 %, посещение друзей и родственников - 3,0 %, в других целях - 2,4 %. Примечательно, что казахстанские посетители путешествовали больше в целях отдыха и рекреации (30,7 %), в то время как иностранные посетители посещали республику исключительно в деловых и профессиональных целях (93,2 %).
Как видно из вышеизложенного, туризм в Казахстане опирается в основном, на местное население, а также на деловые и профессиональные поездки иностранных резидентов.
Общее количество всех иностранных резидентов, которые въехали в Казахстан в 2011 году, составило 5 685 132, что на 20,6 % больше, чем в 2010 году. Большинство иностранных резидентов прибыло из трех соседних стран: Республики Узбекистан (34,0 %), Кыргызской Республики (27,1 %) и Российской Федерации (23,7 %). Основными причинами их приезда были частные (76,9 %) и транзитные поездки (17,0 %), в то время как деловой туризм и туризм с целью досуга и рекреации составили 6,1 %. Многие иностранные посетители, въезжающие в республику, останавливаются в семьях или у друзей, проезжают транзитом или прибывают на один день (однодневные посетители). Большинство посетителей из Республики Узбекистан и Кыргызской Республики являются трудовыми мигрантами.
Количество посетителей по выездному туризму в 2011 году составило 8 020 400, что на 8,2 % больше, чем в 2010 году. Такие объемы выездного туризма способствуют формированию отрицательного туристского сальдо (более чем на 422 миллионов долларов США) в платежном балансе страны. Казахстан остается «туристским донором» для таких стран как Турецкая Республика, Китайская Народная Республика, Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Таиланд, где интенсивно развивается индустрия туризма, создаются новые рабочие места, улучшается структура платежного баланса и растет благосостояние населения.
Спрос казахстанских туристов на выездной туризм представляет потерю доли бизнеса для туристских дестинаций и объектов размещения в Казахстане. Поэтому, естественно предполагать, что с качественным развитием туризма в республике определенное количество местных туристов, отдыхающих сейчас за рубежом, отдадут предпочтение казахстанским туристским дестинациям, оставляя расходы на туризм в пределах страны.
Создание развитой конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма, невозможно без соответствующих инвестиций.
Инвестиции в основной капитал в сфере туризма составили 143,7 млрд. тенге в 2010 году, 178,9 млрд. тенге в 2011 году. Следует отметить, что инвестиции в основной капитал в отрасли, производящие товары и оказывающие услуги, имеют тенденцию к росту.
Анализируя изменение основных экономических показателей развития туризма, можно сделать вывод, что потенциал казахстанского туризма не реализуется полностью, поскольку развитие туристской отрасли напрямую зависит от создания современного конкурентноспособного туристского комплекса, включающего необходимую инфраструктуру транспортно-логистической системы, в том числе с учетом реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (автомобильных, авиационных, железнодорожных), обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан в туристских услугах. Создание туркомплекса внесет также значительный вклад в развитие экономики страны за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения числа рабочих мест, а также обеспечит контроль за сохранением и рациональным использованием культурного и природного наследия.

1.2. Анализ передового мирового опыта государственной поддержки в области развития отрасли туризма
Государственная поддержка туризма является необходимым условием устойчивого развития отрасли. Международный опыт показывает, что активная политика государства, направленная на создание условий для развития туристской инфраструктуры, привлечение частных инвесторов, формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей благоприятные экономические условия для деятельности субъектов туристской индустрии, позволяют туристской отрасли занять важное место в социально-экономическом развитии страны. Также, мировой опыт свидетельствует о том, что страны, активно развивающие туризм, направляют значительные бюджетные средства на реализацию национальных проектов и программ, обеспечивая своих граждан качественными туристскими услугами.
Анализ международного опыта стран, определивших туризм как приоритетное направление экономики, показал ряд наиболее эффективных мер государственной поддержки туристской деятельности:
1) прямая политическая воля и поддержка на протяжении ряда лет со стороны руководства страны для совмещения конфликтующих приоритетов.
Королевство Марокко. В начале 2000-х годов король Марокко Мохаммед VI утвердил статус туризма как стратегического сектора экономики. Правительство Марокко разработало стратегию развития туризма «Видение-2010». Существенным элементом данной стратегии являлся план по строительству «с нуля» шести новых прибрежных курортных зон (План Азур).
Для реализации данного Плана в 2007 году было принято решение по созданию новой национальной компании по инвестированию в инфраструктуру туризма - SMIT (Марокканское общество инжиниринга в туризме) на базе нескольких государственных предприятий. SMIT реализует следующие задачи: выделение земельных участков для строительства новых прибрежных курортных зон; разработка мастер-планов и ТЭО для застройки данных зон, покупка и продажа земельных участков, строительство инфраструктуры и привлечение частных инвесторов. Также, при реализации стратегии «Видение-2010» огромное значение для развития туристской отрасли страны имела либерализация воздушного сообщения в рамках двустороннего договора 2006 года об открытом воздушном пространстве с ЕС.
Либерализация воздушного сообщения заключалась, преимущественно, в наделении правом посадки авиаперевозчиков новых авиалиний и европейских низкобюджетных авиаперевозчиков; создании новых национальных низкобюджетных авиаперевозчиков AtlasBlue и Jet4You и новых авиамаршрутов. Данные меры привели к существенному снижению цен на авиабилеты и общему увеличению международного потока пассажиров (туристов).
Малайзия. С 90-х годов туризм занимает заметное место в пятилетних экономических планах развития Малайзии. В рамках этих планов была сформирована стратегия для развития сельского, экологического, круизного и других видов туризма путем предоставления налоговых льгот (освобождение от налога на прибыль или льготы при реинвестировании в расширение и модернизацию гостиниц и других туристских объектов; полное освобождение от импортных пошлин).
2) прямое финансовое участие государства в развитии крупных курортных зон посредством создания специализированных агентств, фондов и национальных компаний.
Мексиканские Соединенные Штаты. В 70-е годы Правительством был создан Национальный фонд развития туризма – FONATUR на базе слияния двух фондов INFRATUR (Фонд по развитию инфраструктуры туризма) и FOGATUR (Фонд гарантирования и продвижения туризма). Основной задачей FONATUR являлось развитие «с нуля» пяти крупнейших прибрежных курортных зон – Канкун, Инкара, Лос-Кабос, Хаутулько и Лорето. В целях развития данных курортов, FONATUR взял на себя руководящую роль не только в вопросах привлечения заемных средств и частных инвесторов, градостроительного и регионального планирования, но и в вопросах земельной собственности и рынка недвижимости. В настоящее время с учетом уже полученных результатов FONATUR принял на себя второстепенную роль в процессе развития курортов, и основное усилие направил на развитие государственно-частного партнерства.
Королевство Испания. В 60-е годы была создана государственная компания ENTURSA, которая занималась строительством и управлением гостиницами, предназначенными для более массового пляжного отдыха. Впоследствии большая часть этих гостиниц была приватизирована.
3) финансовые льготы и механизмы поддержки инвестирования в туристские объекты.
Турецкая Республика. В 80-х гг. был принят Закон «О поддержке туризма». В рамках данного закона предоставлялся ряд налоговых льгот в отношении определенных видов налогов, сборов и пошлин, а также в отношении долгосрочных кредитов. Кроме того, государственные земли предоставлялись частным инвесторам в долгосрочную аренду на срок до 49 лет, при этом инвесторы были вправе использовать землю по своему усмотрению – застроить или продать земельные участки третьим лицам без согласования с государственными органами.
4) государственная инициатива с планомерным выходом на государственно-частное партнерство по мере роста индустрии
Арабская Республика Египет. В 70-е годы был принят Закон об учреждении свободных экономических зон и разрешении создания совместных предприятий государственными компаниями и иностранными инвесторами. В рамках данного закона иностранные инвесторы получили право вкладывать инвестиции в качестве младшего партнера совместных предприятий; были освобождены от выплаты налогов на срок до пятнадцати лет, получили гарантии со стороны государства в отношении прав собственности на земельные участки.
Иностранные инвесторы также получили гарантии государства в отношении капитала, получив право, также как местные компании с иностранным участием вывозить полученные доходы за границу.
5) прямое государственное финансирование создания инженерно-коммуникационной, транспортной и «мягкой» инфраструктуры туризма (обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами, информационное обеспечение), а также создание наиболее значимых проектов в туристской индустрии.
Объединенные Арабские Эмираты. В 2006 году была создана компания по развитию и инвестициям в туризме. Правительство Объединенных Арабских Эмиратов выделило в виде грантов около 3 млрд. долларов США, на основе чего компания привлекла значительные заемные средства за рубежом. Основным проектом является строительство искусственного острова Саадият.
Турецкая Республика. В 70-е годы Правительство Турецкой Республики разработало региональные планы проектов развития туризма и инициировало проекты развития инфраструктуры для индустрии.
Таким образом, международный опыт показывает, что активная роль исполнительной власти в инфраструктурном обеспечении развития туризма является одним из значительных факторов успеха. Формы государственной поддержки развития туризма достаточно многообразны, однако можно выделить некоторые примеры, которые соответствуют текущему состоянию Казахстана по ряду признаков:
активная роль государства в модернизации страны путем прямого участия в экономике;
отсутствие естественного развития курортных зон, как правило, из-за удаленности, отсутствия инфраструктуры и неразвитости внутреннего рынка по данному виду туризма. B примерах с такими условиями, государство активно создавало новое предложение в туризме путем централизованного развития курорта «с нуля», строительства инфраструктуры и туристских объектов. Коммерческие объекты в этих курортах строились либо за счет государственных средств, либо с привлечением частных инвестиций. Как правило, государство создавало для этих целей национальную компанию, деятельность которой носила квази-коммерческий характер.
Все эти примеры можно назвать успешными, как с точки зрения мощного импульса для развития туристской отрасли в стране, так и с учетом возврата государственных инвестиций.

1.3. Анализ основных долгосрочных тенденций рынка и их влияние на развитие въездного и внутреннего туризма в Казахстане
Развитие въездного и внутреннего туризма в Казахстане будет зависеть от ряда рыночных тенденций – в туризме в целом, экономике, демографии, экологии, технологии, и прочих сферах.
Основными долгосрочными тенденциями туризма в целом являются:
стабильное развитие международного туризма с последующим увеличением количества международных прибытий и доходов от международного туризма, что обеспечивает в целом положительную рыночную основу для развития индустрии туризма в Казахстане;
растущий туристский спрос на развивающихся внешних рынках, таких как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Ближний Восток и Российская Федерация. Географическое положение этих стран предоставляет возможность разрабатывать туристские продукты для данных рынков и относительно легко их реализовывать благодаря их территориальной близости к Казахстану;
относительно высокий и стабильный спрос на развитых внешних рынках, таких как Европа, что предоставляет Казахстану возможность реализовывать на этих рынках свои привлекательные и уникальные туристские продукты;
растущее туристское предложение от развивающихся дестинаций, таких как Азербайджанская Республика, Китайская Народная Республика, Грузия, Кыргызская Республика, Монголия, Российская Федерация, Туркменистан и Республика Узбекистан, представляющее собой в перспективе вероятность конкуренции туристскому предложению Казахстана;
высокая, растущая и активная конкуренция, как среди развитых, так и среди развивающихся туристских дестинаций, что требует от казахстанских аналогов адекватного позиционирования на данном рынке, также как и способности адаптироваться к его непрерывно меняющимся условиям.
Основными долгосрочными экономическими тенденциями являются:
благоприятные экономические перспективы и ожидаемый рост ВВП, доходов и склонности к путешествиям среди потребителей внутри Казахстана и на развивающихся внешних рынках, таких как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Ближний Восток и Российская Федерация, что представляет возможность разработки и реализации туристских продуктов на внутреннем и внешних развивающихся рынках, в особенности на тех, которые расположены недалеко от Казахстана; экономическая нестабильность развитых рынков, таких как Европа и Соединенные Штаты Америки, ведущая к увеличению чувствительности потребителей к ценам, что, в свою очередь, представляет собой серьезную угрозу для сверхдорогих туристских продуктов, но в то же время повышает конкурентоспособность доступных качественных туристских продуктов.
Основными долгосрочными демографическими тенденциями являются:
увеличение количества населения среднего и пенсионного возраста, особенно на развитых рынках, таких как Европа, что предоставляет возможность для разработки и реализации туристских продуктов потребителям более зрелого возраста: внесезонных, культурных, оздоровительных и спа-туров и т.п.;
сокращение количества свободного времени у работающего населения, ведущее к увеличению количества краткосрочных перерывов на отдых в течение года;
растущий интерес к активному отдыху среди молодых людей, дающий возможность разрабатывать и реализовывать разнообразные приключенческие туры;
растущая склонность людей всех возрастов к «космополитству» в поведении (или образе жизни) – стремлению к путешествиям по миру, ознакомлению с другими культурами и ландшафтами – что представляет собой возможность для разработки и реализации ряда туров и позиционирования Казахстана в качестве новой туристской дестинации с уникальными туристскими продуктами;
растущее стремление к саморазвитию и/или «вызову самому себе», особенно среди потребителей развитых внешних рынков, таких как Европа, предоставляющее возможности для разработки и реализации «креативных» туристских продуктов.
Основными долгосрочными экологическими тенденциями являются:
рост общественного сознания в области сохранения и защиты окружающей среды, дающий возможность разрабатывать и реализовывать туристские продукты «на лоне природы», являющиеся экологически устойчивыми: пеший туризм, велотуризм, поездки на лошадях и наблюдение за птицами;
изменения в экономике страны, вызванные изменением климата, вызывают необходимость местным поставщикам услуг, туроператорам и транспортным компаниям приспосабливаться к новым условиям.
Основными долгосрочными тенденциями в области технологий являются:
рост использования экологически безопасных и энергосберегающих технологий и процессов при строительстве и эксплуатации объектов, в свою очередь, положительно влияющий на имидж объектов, которые внедряют подобные технологии, привлекая большее количество туристов;
интенсивное развитие воздушного сообщения путем введения новых маршрутов, создания новых (бюджетных) авиаперевозчиков, модернизации существующих аэропортов и строительства новых, что, в совокупности с растущим использованием Интернета увеличивает количество поездок;
растущее использование Интернета для поиска и приобретения туристских продуктов, обуславливающее необходимость наличия интернет-присутствия компаний, как для рекламы, так и для продаж туристских продуктов;
рост использования различных технологических приложений во всех секторах, связанных с туризмом - приложений для смартфонов, связанных с туризмом и гостиничным бизнесом, GPS для автомобилей и пр.
Основными долгосрочными тенденциями в прочих сферах являются:
растущая тенденция к заботе о здоровье, личной безопасности и благополучии, подразумевающая необходимость установления и поддержания высоких стандартов качества во всех вопросах, связанных со здоровьем, безопасностью и благополучием, и, в свою очередь, делающая некоторые туристские дестинации привлекательнее других;
растущее число дестинаций, отменяющих или ослабляющих визовые требования для въездных туристов, позволяющее странам с безвизовым или упрощенным визовым режимом привлекать большее количество иностранных туристов.

1.4. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития индустрии туризма в Казахстане
Количество и степень выраженности слабых сторон Казахстана выше, чем количество и степень выраженности его сильных сторон, что обычно характерно для страны, которая, подобно Казахстану, находится в процессе развития сильной и конкурентоспособной индустрии туризма. Однако количество и степень выраженности возможностей в Казахстане выше, чем количество и степень выраженности угроз, что означает, что республика в состоянии использовать текущие мировые процессы и создать конкурентное преимущество для развития своей индустрии туризма.
Сильные стороны
Природные, культурные, социальные и экономические характеристики страны:
Выгодное географическое положение;
разнообразие природных ресурсов;
многообразие памятников материального и нематериального культурного наследия;
стабильная политическая и внутригосударственная обстановка;
состояние рынка труда;
быстрорастущий валовый внутренний продукт;
возможность государственного финансирования;
низкая стоимость электроэнергии и строительства.
Заинтересованные лица и партнерства:
готовность заинтересованных лиц к сотрудничеству;
готовность создавать государственно-частные предприятия;
наличие национальных туристских/гостиничных ассоциаций.
Слабые стороны
Природные, культурные, социальные и экономические характеристики страны:
Низкая плотность населения – возможно негативное влияние на развитие внутреннего туризма, в том числе посредством низкого уровня спроса на туристские продукты внутри страны;
недостаточный уровень вовлечения памятников истории и культуры в туристские маршруты – использование не в полной мере их значительного потенциала для культурного, патриотического воспитания, а также развития экономики отдельно взятого региона, в том числе значительная туристская нагрузка на наиболее крупные исторические и культурные памятники страны, слабое продвижение малоизвестных культурных памятников;
нехватка квалифицированных кадров в сфере туризма – в том числе академический характер образования, некоторая оторванность образовательных программ от требований рынка труда, потребностей производства, ожиданий работодателей и т.д.;
недостаток внешнего финансирования: недостаточное количество внешних (как государственных, так и частных) инвестиций в отрасль туризма;
инструменты господдержки, требующие дальнейшего совершенствования, в том числе стимулирование развития отрасли посредством введения мер налоговой поддержки, упрощение въездных формальностей (визовый, миграционный режим), совершенствование режима землепользования и др.;
возможные препятствия для развития туристского бизнеса, в том числе наличие административных барьеров, наличие инструментов государственной поддержки, требующих дальнейшего совершенствования;
недостаточное развитие инфраструктуры (транспорт, коммунальные сети, пункты пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, состояние дорог, значительное расстояние между населенными пунктами и т.д.), в том числе значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, недостаток гостиниц туристского класса, недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма, труднодоступность туристских объектов, невысокий уровень сервиса в местах отдыха туристов, недостаточное количество и качество сервиса объектов придорожной инфраструктуры;
высокие цены на авиабилеты, отсутствие национальных малобюджетных авиаперевозчиков, низкое количество новых въездных авиамаршрутов из стран, обеспечивающих потенциальный приток туристов, а также внутренних авиамаршрутов в направлении ключевых туристских дестинаций, определенных в кластерной модели развития туризма в РК.

Функционирование туризма, услуги и развитие:
недостаточный уровень нормативного регулирования индустрии туризма и гостиничного бизнеса в части отсутствия определения мест размещения, а также стандартов, применяемых к определенным типам мест размещения, отсутствие в законодательстве правил регулирования социального туризма, применяемого в отношении работников и работодателей (отсутствие системы туристских ваучеров/сертификатов), отсутствие мер налогового стимулирования туристской отрасли;
недостаточная поддержка развития туризма со стороны региональных и местных властей в части развития туристских проектов, а также продвижения туристских дестинаций;
отсутствие информации о туристском потенциале Казахстана на международном рынке.
Лица, заинтересованные в развитии индустрии туризма и партнерства:
недостаток доступа к заинтересованным лицам, а именно ограниченный доступ к информации заинтересованных лиц;
низкий уровень межсекторного сотрудничества вовлеченных сторон, в том числе государственных органов смежных отраслей, а также частного сектора туристской отрасли;
недостаточность опыта и практических знаний, применяемых на рынке международного туризма, отсутствие ноу-хау в развитии туристских проектов;
низкая продуктивность в сфере сотрудничества;
низкая активность предпринимателей в процессе разработки и реализации туристских инвестиционных проектов.

Возможности
Тенденции индустрии:
самостоятельный туризм;
экологический и природный туризм;
культурный туризм;
спрос на специальные/приключенческие туристские продукты;
более частые и более короткие периоды отдыха;
активный, оздоровительный и спортивный отдых;
низкобюджетные поездки по региону;
реализация турпакетов через интернет (электронная торговля).
Конкуренты:
доступ на рынок туристских услуг (начальная позиция);
разработка уникальных местных брендов туристских дестинаций, отличных от конкурирующих;
потенциал развития малого и среднего бизнеса;
сотрудничество со странами региона по вопросам развития туризма, в том числе приграничное.
Экономика, экология и технологии:
государственное финансирование и инвестирование в туристскую, транспортно-логистическую инфраструктуру, включающую инфраструктуру пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан;
членство в ЮНВТО;
осведомленность о защите окружающей среды, природы и культуры;
повышение требований к качеству окружающей среды;
усиление системы специальных впечатлений («опытов»), основанных на окружающей среде;
транспортные технологии;
внедрение инновационных технологий в области коммуникации и распределения.
Угрозы
Тенденции индустрии:
повышение требований к качеству;
длительные путешествие и прохождение контрольных процедур в пунктах пропуска на Государственной границе Республики Казахстан для кратковременнего отдыха;
высокая стоимость путешествий на большие расстояния;
фрагментация рынка путешествий;
доступность новых каналов распределения конкурентам.
Конкуренты:
аналогичные туристские продукты других регионов;
эффективные средства мотивации и структура развлечений;
сильная зависимость от объема деловых поездок;
медленное развитие транспортного сообщения (воздушное, наземное).
Экономика, экология и технология:
новые мировые и региональные кризисы;
сильная зависимость от национального финансирования;
нестабильность валюты и высокий уровень инфляции.

1.5. Стратегическое обоснование и видение развития индустрии туризма в Республике Казахстан до 2020 года
Существует пять основных экономических и социальных интересов для того, чтобы рассматривать туризм в качестве одного из национальных приоритетов развития в Республике Казахстан:
возможность обеспечить в сфере туризма свыше 250 тысяч рабочих мест, в том числе население сельских и отдаленных районов и молодежь без отрыва от традиционного сельского образа жизни;
содействие развитию культуры предпринимательской деятельности среди широких слоев населения, создавая бизнес-возможности для семей, малых и средних предприятий;
вклад в развитие регионов и сельских районов Республики Казахстан, в том числе развитие инженерно-транспортной инфраструктуры в отдаленных районах, инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан;
содействие сотрудничеству и создание возможностей в других секторах экономики, включая сельское хозяйство, машиностроение, легкую и пищевую промышленность, непроизводственный сектор;
содействие созданию положительных и продуктивных межкультурных отношений, способствующих продвижению национального и межгосударственного взаимопонимания.
Стратегическое видение развития индустрии туризма в Республике Казахстан - это утверждение Казахстана в качестве глобальной туристской дестинации к 2020 году.
В целях достижения национальных целей диверсификации экономики и повышения благосостояния и качества жизни населения Республики Казахстан индустрия туризма Республики Казахстан должна развиваться в определенных туристских кластерах с конкурентоспособным туристским бизнесом, которым занимаются профессиональные работники туризма, предлагающие привлекательные туристские продукты на внутреннем и международном рынках туризма. Развитие в данном направлении должно способствовать мощному и стабильному росту доходов от туристской деятельности для всех вовлеченных заинтересованных сторон - государства, бизнеса и работников.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных