Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лабораторная работа №3. «Композиция документа»




Лабораторная работа №3

 

«Композиция документа»

 

 

Для студентов специальности 032001

«Документоведение и документационное обеспечение управления»

 

Автор

доцент В.Г. Пащенко

 

2006 г.

 

Дисциплина «Документоведение»

Лабораторная работа №3

«Композиция документа»

4 часа

 

Цель работы:

1. Ознакомиться с категориями, свойствами и качествами композиции документов.

2. Приобрести навыки композиционного построения документов по их оформлению, учитывающему содержание документа.

3. приобрести навыки использования свойств и качеств композиционного решения оформления документа для достижения его большей выразительности.

4. приобрести навыки анализа и оценки композиционного решения документа.

 

Слово «композиция» в переводе с латыни означает связь или соединение. Применительно к документам композиция позволяет объединить детали и элементы документа в единое, гармоничное выразительное целое. Достижение выразительности документа – это главная задача его композиции.

Основными категориями композиции применительно к документу являются:

Ø тектоника (структура, содержание), то есть выявленное строение документа,

Ø исполнение (форма) документа, выявляющая его вид и выразительность при помощи качеств и свойств композиции (иногда используется термин «дизайн документа»).

Тектоника и форма исполнения документа являются основными характеристиками его композиции. Именно они позволяют правильно применить и использовать все прочие приёмы композиционного решения документа, позволяющие правильно решить задачу достижения максимальной выразительности, наибольшего впечатления на человека, проявления им наибольшей заинтересованности в прочтении и правильном понимании документа.

 

 

Пример тектоники документа:

 

 

 
 

Форма исполнения документа должна логически вытекать из его структуры. Только тогда документ будет быстро и правильно истолкован. Только в этом случае его «форма будет соответствовать содержанию». Если этого не сделать и использовать произвольную, не связанную с содержанием форму документа (например, разбиение на части), то такой документ будет трудно воспринимаемым. Впрочем, иногда автор документа может и желать трудного понимания документа.

Свойства и качества композиции применительно к документам выражены достаточно широко. К основным из них относят, обычно, следующие.

Выразительность - это такое сочетание главных признаков документа, при котором у читателя проявляется эстетическое удовольствие от его чтения и созерцания, возникает желание вникнуть и понять изложенное содержание.

Целостность – тесно связана с совершенством структуры документа, его законченностью. Впечатление целостности создаётся ограничением (установлением) формы исполнения с ясно читаемой тектоникой и её развитием, надлежащей соразмерностью деталей и частей, при которой не возникает желание что-либо убрать или добавить. Целостный документ позволяет охватить его взглядом (постранично) и одновременно определить его главные элементы, вокруг которых строится весь документ. Такие главные элементы могут становиться центрами композиции документа (например мощный заголовок, графический элемент, буквица-инициал, выделение шрифтом и т.п.).

Центр композиции, им может стать элемент, который будет выделяться на общем фоне и привлекать внимание. На равномерно заполненных страницах роль центра выполняет геометрический центр листа (пересечение диагоналей). В качестве центров композиции могут выступать эмблемы, буквицы, гербы, заставки-виньетки и др.

Уравновешенность – это зрительное уравновешивание страницы вокруг центра композиции. В определённом приближении уравновешенность – это зрительное равенство плотности и площади текста (включая и графику) слева и справа от центра композиции. Больший «вес» при этом имеет: плотный текст (выворотка), крупный и жирный текст, графические элементы, графические элементы с объёмной выразительностью (особенно отделённые от фона), таблицы и диаграммы плотно заполненные, плотное обрамление, несимметричное плотное обрамление, тёмный цвет. Меньший «вес» имеет: лёгкий прозрачный редкий текст, чистые поля (зеркала), тонкие графики и редкие таблицы, тонкие рамки обрамления.

Контраст и нюанс. Контраст – это средство повышения выразительности, сочетающее в единое целое элементы с противоположными характеристиками (резкий переход). Ньанс – это плавный переход с постепенным усилением или ослаблением качеств соседних элементов.

 
 

Примеры:

 
 

 
 

 

       
 
   
 

       
   

 

А А А А

 

Переход Переход

 

Контраст Нюанс

Симметрия это центральная (проекционная), осевая (зеркальная) и конгруэнтная (сдвиговая) повторяемость элементов документа. Центральная симметрия в документах встречается редко, только в плакатах и в графических элементах. Осевая симметрия используется в текстах центрированных по вертикальной оси симметрии (заголовки). Конгруэнтная симметрия в документах встречается повсеместно (характерный пример – последовательность абзацев тексте, оглавления, рубрикации текста на главы, параграфы и т.п.).

 

Пример осевой симметрии

 

Пример осевой симметрии

 

Пример осевой симметрии

 

Пример осевой симметрии

 

Пример осевой симметрии

 

 

Пример конгруэнтной симметрии

Пример конгруэнтной симметрии

Пример конгруэнтной симметрии

 

Пример конгруэнтной симметрии

Пример конгруэнтной симметрии

Пример конгруэнтной симметрии

 

 

Пример центральной симметрии

Пример центральной симметрии

+

Пример центральной симметрии

Пример центральной симметрии

 

Знаком + обозначен центр симметрии

 

Метр и ритм. Метр – это равномерное повторение подобных элементов текста или графики. Ритм – это повторение текста или графики с изменением шага повторения, или (и) размеров повторяемых элементов. И в том и в другом случае нет смысла повторять содержание текстов повторяемых элементов.

Фактура – это качество и особенности поверхности бумаги.

Текстура – это фон, или фоновый рисунок на поверхности бумаги, на которой печатается документ.

Граничныйпереход - это граница между элементами и частями документа. Он может быть контрастным или нюансным.

Статика и динамика в документе. Статический элемент – это такой, который не даёт направления перемещения глазу читателя. Характерный пример – страница, заполненная текстом без каких-либо деталей и элементов. Особенно сильно статичность проявляется в документах с текстом в форме квадрата. Динамичность – это построение текста и графических элементов. По которым взгляд читателя скользит, перескакивая с одного элемента на другой. Примеры таких текстов (по абзацу):

 

Арбат

Арбат Арбат

Арбат Арбат Арбат

Арбат Арбат Арбат Арбат Арбат

Арбат Арбат Арбат Арбат Арбат Арбат Арбат

 

Астра

Астра Астра Астра Астра

Астра Астра Астра Астра Астра Астра Астра Астра Астра Астра Астра Астра

Астра

 

Внимание к деталям, На этом основан успех дизайна документа, его композиции. Пренебрежение мелочами однозначно и сильно портит впечатление о документе и его авторе. Здесь важно всё от стабильности пробелов между словами единства стиля всего документа (то есть единообразия композиционного решения, оформления, графики и т.п.), его художественного оформления (орнаментом, рамками, бордюром, выбором шрифтов и т.п.).

Уместность, то есть объединение в группу на 1 листе связанных по смыслу и коммуникативным признакам элементов документа (название фирмы, эмблема, фирменный шрифт, адрес, имя директора и т.п.). Но не нужно забывать, что главное в документе – это информация. Её нельзя затерять за элементами оформления. Выделять в документе нужно именно главное. Выделив любыми средствами весь документ вы не выделите в нём ничего, лишь в сравнении с другими документами он будет иметь, может быть, какие-либо преимущества.

Пропорции Размер графических элементов определяется их значимостью и взаиморасположением.

 

 

Материал, отмеченный такими непропорциональными метками, будет привлекать внимание всех, в том числе и тех, для кого он не предназначен.

Подобная метка вполне уместна для окончания раздела, но не в таком виде, как это приведено ниже

Б

уквица, или инициал служит хорошим композиционным элементом и позволяет выделять абзацы, либо начало текста. Инициал занимает при этом несколько строк. Здесь приведено готическое начертание буквы «Б» в качестве буквицы.

 

Подобных размеров рисунок вполне может послужить меткой начала какого-либо авторского раздела документа, но попробуйте увеличить его и всё благоприятное впечатление пропадёт.

Подобных размеров рисунок уже не может послужить меткой начала какого-либо авторского раздела документа, он оторван от текста.

Правильный выбор шрифта – тема отдельной лабораторной работы. Но применительно к пропорциям важно обратить внимание на графическое оформление заголовка. Это показано на следующих примерах подчёркивания заголовков.

 

Лингвистика

Лингвистика

Лингвистика

Графическое оформление заголовка должно соответствовать по размеру и стилю шрифту заголовка.

 

Сдержанность. Резко привлекающие внимание элементы декора документов обычно вызывают ощущение потери художественного вкуса автором. Поэтому добивайтесь простоты и красоты оформления. Избыток деталей (более 4-5 элементов на страницу, а лучше всего 3) создаёт пестроту, за исключением того случая, когда Вы решите оформить документ в стиле «барокко» или «готика». Но такое бывает редко.

Логическая направленность документа тесно связана с его тектоникой. Композиционно это решается использованием таких средств и методов, которые «заставят» читателя следовать логике документа при его восприятии. При этом следует учитывать, что взгляд человека прежде всего направляется в ключевой элемент страницы, например в центр композиции, к рисункам и выделенным надписям. Затем человек оглядывает документ обычно в направлении с левого верхнего в правый нижний угол. После прочтения читатель начинает выяснять детали документа (о чём?, что?, когда?, где? и т.п.).

В соответствии с достигаемыми целями лабораторная работа разбивается на несколько этапов:

1. Подготовка проекта документа по указанию преподавателя (например рекламная листовка о специальности 061300 «Документоведение и документационное обеспечение управления») объёмом 1-2 страницы текста. При этом должна быть проявлена определённая тектоника создаваемого документа.

2. Общее композиционное решение документа с достижением его максимальной выразительности по следующим этапам:

ö композиционный центр, графика, инициалы,

ö динамика, симметрия, ритм и метр,

ö декор,

ö нюансировка,

ö проверка стилевого единства, сдержанности, логики изложения, уместности,

ö прочие решения.

3. Исполнение документа вручную, либо компьютерными средствами в текстовом редакторе типа Word-6, Word-7, Word-97.

4. Анализ композиционного решения документа, разработанного коллегой по бригаде.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных