Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






По­пыт­ка за­пу­гать, не всту­пая в дра­ку




 

По­доб­но лю­бо­му жи­вот­но­му, че­ло­век пред­по­чи­та­ет за­пу­­г­ивать про­тив­ни­ка, не при­бе­гая к на­си­лию. По срав­не­­нию с фи­зи­че­ской ата­кой уг­ро­за — яв­ле­ние ку­да бо­лее рас­про­стра­нён­ное. При­чи­на про­ста: в схват­ке да­же по­бе­­д­итель мо­жет серь­ёз­но по­стра­дать. Риск здесь слиш­ком вы­сок, по­то­му мы ста­ра­ем­ся уст­ра­шить ко­го-ли­бо, не до­­в­одя де­ло до дра­ки.

Уг­ро­жаю­щие Сиг­на­лы пре­ду­пре­ж­да­ют о на­рас­таю­­щем раз­дра­же­нии. Это дей­ст­вия, ко­то­рые, ес­ли до­ве­сти их до кон­ца, выль­ют­ся в фи­зи­че­ское на­па­де­ние, од­на­ко на де­ле они не за­вер­ша­ют­ся и ос­та­ют­ся по­то­му не бо­лее чем ви­зу­аль­ны­ми сиг­на­ла­ми. Этот эф­фект дос­ти­га­ет­ся тре­мя спо­со­ба­ми.

Во-пер­вых, Уг­ро­жаю­щие Сиг­на­лы мо­гут быть «под­го­­т­ов­ител­ьн­ыми дви­же­ния­ми»: че­ло­век на­чи­на­ет ата­ко­вать, но не до­во­дит дви­же­ние до кон­ца. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный знак та­ко­го ро­да — за­не­сён­ная ру­ка. Рас­па­лив­­ши­йся че­ло­век уг­ро­жаю­ще «под­ни­ма­ет ру­ку» на вра­га с це­лью уда­рить его, но ос­та­нав­ли­ва­ет­ся на пол­пу­ти. Как ва­ри­ант, он мо­жет от­вес­ти ру­ку в сто­ро­ну, слов­но на­ме­­р­ев­аясь уда­рить вра­га по ли­цу, а за­тем опус­тить ру­ку вме­сто то­го, что­бы осу­ще­ст­вить за­ду­ман­ное.

Ата­кую­щее «под­го­то­ви­тель­ное дви­же­ние» мо­жет быть и бо­лее те­ат­раль­ным: ино­гда лю­ди вы­со­ко под­ни­ма­ют ру­ки и рас­то­пы­ри­ва­ют паль­цы, слов­но же­лая рас­ца­ра­пать про­тив­ни­ку ли­цо ост­ры­ми ког­тя­ми (ко­то­рых у них нет). В псев­до­ата­ке мо­жет быть за­дей­ст­во­ва­на и но­га, ес­ли от­­ве­сти её на­зад и дер­жать на ве­су, что­бы че­рез мгно­ве­ние пнуть вра­га. Все эти те­ло­дви­же­ния яс­но сиг­на­ли­зи­ру­ют о вра­ж­деб­ных на­ме­ре­ни­ях че­ло­ве­ка и оди­на­ко­вы в лю­бой стра­не ми­ра.

Столь же яс­ный сиг­нал по­да­ют и «пус­тот­ные зна­ки» — дей­ст­вия, ко­то­рые до­во­дят­ся до кон­ца, но без то­го, что­бы при­ка­сать­ся к про­тив­ни­ку. В их чис­ло вхо­дит на­блю­дае­­мое сплошь и ря­дом рез­кое дви­же­ние ку­ла­ком: че­ло­век го­то­вит­ся к то­му, что­бы уда­рить вра­га, и в ре­зуль­та­те на­­н­осит не­сколь­ко уда­ров по воз­ду­ху. Та­кие дей­ст­вия мо­гут со­вер­шать­ся на зна­чи­тель­ном рас­стоя­нии от «жерт­вы» и силь­но уп­ро­щать­ся; уда­ры по пус­то­те пре­вра­ща­ют­ся в ре­зуль­та­те в су­до­рож­ное по­дёр­ги­ва­ние ру­ки, со­вер­шен­но не на­по­ми­наю­щее уда­ры, на­но­си­мые в хо­де ре­аль­ной дра­ки. Но и в та­ком ви­де по­нять зна­че­ние этих сиг­на­лов не­труд­но.

Сре­ди дру­гих «пус­тот­ных зна­ков» — италь­ян­ский знак «ру­бить воз­дух»: че­ло­век со­вер­ша­ет ру­бя­щие дви­же­­ния рас­прям­лён­ной на­пря­жён­ной ки­стью, де­мон­ст­ри­руя оп­по­нен­ту, как он от­ру­бит ему го­ло­ву. К этой ка­те­го­рии от­но­сит­ся и знак «свер­нуть шею», уп­ро­стив­ший­ся на­­стол­ько, что на­по­ми­на­ет ско­рее вы­кру­чи­ва­ние мок­ро­го по­ло­тен­ца, чем ре­аль­ное дей­ст­вие. Ещё од­но дви­же­ние та­ко­го ро­да — «уду­ше­ние пус­то­ты»: паль­цы на­пря­жён­ных рук за­хва­ты­ва­ют во­об­ра­жае­мую шею и мед­лен­но ду­шат «вра­га». В ря­де стран весь­ма рас­про­стра­не­но ты­ка­нье дву­мя паль­ца­ми в во­об­ра­жае­мые гла­за оп­по­нен­та. При этом ука­за­тель­ный и сред­ний па­лец пра­вой ру­ки рас­прям­ле­ны и раз­ве­де­ны в сто­ро­ны, в тео­рии ука­за­тель­ный па­лец ата­ку­ет пра­вый глаз вра­га, а сред­ний па­лец — ле­вый.

Осо­бый слу­чай «пус­тот­ной ата­ки» — раз­ма­хи­ва­ние вы­тя­ну­тым сред­ним паль­цем. В этом слу­чае па­лец пре­­вр­ащ­ае­тся в по­до­бие пал­ки, ко­то­рая сим­во­ли­че­ски об­ру­­ш­ив­ае­тся на го­ло­ву «жерт­вы».

Тре­тья ка­те­го­рия уг­ро­жаю­щих дви­же­ний вклю­ча­ет в се­бя мно­же­ст­во раз­ных «пе­ре­на­прав­лен­ных зна­ков», ко­­т­орые до­во­дят­ся до кон­ца, но те­ло жерт­вы не ста­но­вит­ся при этом объ­ек­том ата­ки. Ата­кую­щий пе­ре­на­прав­ля­ет их, в том чис­ле — на соб­ст­вен­ное те­ло. По­да­вая сиг­нал «я те­бя при­ду­шу», он де­мон­ст­ри­ру­ет про­цесс уду­ше­ния на сво­ём гор­ле. Он мо­жет так­же уда­рить се­бя по ру­ке, вце­­пит­ься зу­ба­ми в сус­тав сво­его паль­ца или про­вес­ти ука­за­­тел­ьным паль­цем по сво­ему гор­лу, как бы пе­ре­ре­зая его.

Опять же, в раз­ных куль­ту­рах эти зна­ки раз­нят­ся. В Ис­па­нии из­люб­лен­ным пе­ре­на­прав­лен­ным дви­же­ни­ем яв­ля­ет­ся удар пра­вым ку­ла­ком по ла­до­ни ле­вой ру­ки. В Ита­лии по­пу­ля­рен «укус пус­то­ты»: боль­шой па­лец ру­ки под­це­п­ля­ет верх­ний ряд зу­бов и за­тем рез­ко вы­бра­сы­ва­­е­тся впе­рёд по на­прав­ле­нию к оп­по­нен­ту. В Вос­точ­ной Ев­ро­пе и араб­ских стра­нах ата­кую­щий на­от­машь уда­ря­ет се­бя по но­су ука­за­тель­ным паль­цем. В Сау­дов­ской Ара­вии мож­но на­блю­дать весь­ма экс­прес­сив­ный знак: ата­­ку­ющий при­ку­сы­ва­ет гу­бу, не­ис­то­во мо­тая го­ло­вой из сто­ро­ны в сто­ро­ну, слов­но пы­та­ет­ся от­ку­сить ку­сок те­ла «жерт­вы». Там же встре­ча­ет­ся пе­ре­на­прав­лен­ный знак с иро­ни­че­ским под­тек­стом: ата­кую­щий шлё­па­ет тыль­ную сто­ро­ну ла­до­ни дру­гой ла­до­нью, сиг­на­ли­зи­руя тем са­мым, что его оп­по­нент ни­чем не луч­ше ре­бён­ка.

Ко­гда че­ло­век со­вер­ша­ет по­доб­ные те­ло­дви­же­ния, его ли­цо час­то при­ни­ма­ет со­от­вет­ст­вую­щее вы­ра­же­ние, те­ло на­пря­га­ет­ся, ды­ха­ние ста­но­вит­ся уча­щён­ным. Вы­ра­же­ние ли­ца мо­жет быть раз­ным, в за­ви­си­мо­сти от то­го, на са­мом де­ле че­ло­век хо­чет ата­ко­вать жерт­ву или же го­тов от­сту­пить. В том, кто по­да­ёт Уг­ро­жаю­щие Сиг­на­лы, од­­н­овр­еме­нно ужи­ва­ют­ся оба стрем­ле­ния. Сто­ит од­но­му из них взять верх над дру­гим — и вы­ра­же­ние ли­ца слег­ка ме­ня­ет­ся. Ко­гда че­ло­век на­стро­ен край­не вра­ж­деб­но и стрем­ле­ние ата­ко­вать до­ми­ни­ру­ет в нем над стрем­ле­ни­­ем от­сту­пить, его гу­бы, ско­рее все­го, бу­дут плот­но сжа­ты, го­ло­ва на­кло­не­на впе­рёд, ко­жа блед­на, бро­ви на­хму­ре­ны. Ес­ли че­ло­век бо­ит­ся всту­пать в дра­ку, он при­от­кро­ет рот в по­до­бии ус­меш­ки, де­мон­ст­ри­руя про­тив­ни­ку зу­бы, под­­н­имет го­ло­ву, от­кро­ет гла­за ши­ре, его ко­жа, воз­мож­но, нач­нёт крас­неть.

У мле­ко­пи­таю­щих есть осо­бен­ный Уг­ро­жаю­щий Сиг­нал, ко­то­рый лю­ди по­дать, как пра­ви­ло, не мо­гут — «во­­л­осы ды­бом». Дру­гие мле­ко­пи­таю­щие, де­мон­ст­ри­руя вра­ж­деб­ность, ис­поль­зу­ют этот сиг­нал в пол­ной ме­ре — они още­ти­ни­ва­ют­ся, их хо­хол­ки и гри­вы то­пор­щат­ся. Цель по­доб­но­го пред­став­ле­ния — вы­гля­деть мас­сив­нее и опас­нее. Че­ло­век мо­жет вы­пя­тить грудь и вы­пря­мить­ся, од­на­­ко те­ло, поч­ти ли­шён­ное во­лос, да­ёт ему не­мно­го воз­­мо­жн­остей впе­чат­лить про­тив­ни­ка. Он мо­жет ощу­щать, как «во­ло­сы вста­ют ды­бом», но в ка­че­ст­ве ви­зу­аль­ной уг­­р­озы эти во­ло­сы со­вер­шен­но бес­по­лез­ны. В ар­се­на­ле у лю­дей есть один-един­ст­вен­ный уг­ро­жаю­щий знак, ко­то­­рый мож­но трак­то­вать как «во­ло­сы ды­бом», но и он весь­ма спе­ци­фи­чен. Речь о фран­цуз­ском зна­ке, на­зы­вае­мом La Barbe (до­слов­но — «бо­ро­да»): уг­ро­жаю­щий ко­му-ли­бо че­ло­век про­во­дит тыль­ной сто­ро­ной паль­цев по ко­же под под­бо­род­ком в на­прав­ле­нии от гор­ла и рез­ко вы­бра­сы­ва­­ет ру­ку в сто­ро­ну «жерт­вы». Ко­гда по­доб­ное дви­же­ние со­вер­ша­ет глад­ко вы­бри­тый че­ло­век, до­га­дать­ся о про­ис­­х­о­жд­ении зна­ка не­воз­мож­но, в слу­чае же с бо­ро­да­ча­ми яс­но, что это сти­ли­зо­ван­ная фор­ма «во­лос ды­бом»: бо­ро­да всто­пор­щи­ва­ет­ся и «ата­ку­ет» про­тив­ни­ка. Бо­ро­да — важ­ный при­знак му­же­ст­вен­но­сти, и её всто­пор­щи­ва­ние по су­ти оз­на­ча­ет: «Я на­прав­ляю про­тив те­бя мою муж­скую си­лу». В дру­гих стра­нах мы на­блю­да­ем те­ло­дви­же­ние, в ко­то­рое, воз­мож­но, вы­ро­дил­ся знак La Barbe, ко­гда ви­дим че­ло­ве­ка, ко­то­рый в вол­не­нии вски­ды­ва­ет го­ло­ву, в раз­дра­же­нии вы­пя­тив под­бо­ро­док и при­щёлк­нув при этом язы­ком.

По срав­не­нию с дру­ги­ми жи­вот­ны­ми лю­ди не слиш­ком хо­ро­шо «ос­на­ще­ны» для то­го, что­бы по­да­вать Уг­ро­­жа­ющие Сиг­на­лы. Ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во птиц, реп­ти­лий, рыб и мле­ко­пи­таю­щих уме­ет де­мон­ст­ри­ро­вать уг­ро­зу ку­да бо­лее впе­чат­ляю­ще: они дро­жат, дёр­га­ют­ся, тре­пе­щут, раз­ду­ва­ют­ся, рас­прав­ля­ют плав­ни­ки, кры­лья и греб­ни, рез­ко ме­ня­ют ок­ра­ску. Од­на­ко то, че­го че­ло­век ли­шён вслед­ст­вие не­со­вер­шен­ст­ва те­ла, он с лих­вой вос­пол­ня­ет при по­мо­щи то­го, что на­зы­ва­ет­ся «куль­ту­рой». Мы уг­ро­­ж­аем со­пер­ни­кам, ата­куя их вер­баль­но, рас­кра­ши­ва­ем те­ло и оде­ва­ем его в пыш­ные мун­ди­ры, бьём в ба­ра­ба­ны, по­ём, мар­ши­ру­ем и тан­цу­ем — и бря­ца­ем при этом ору­­ж­ием. На уров­не го­су­дар­ст­ва де­мон­ст­ра­ция уг­ро­зы при­ни­­м­ает вид мас­штаб­ных во­ен­ных па­ра­дов. На не­фор­маль­ном уров­не она пре­вра­ща­ет­ся в мар­ши про­тес­та с транс­па­ран­та­ми, ло­зун­га­ми, знач­ка­ми и ри­ту­аль­ны­ми при­вет­ст­­ви­ями — или в рит­мич­ные и яр­кие вы­сту­п­ле­ния фут­­бол­ьных фа­на­тов, ко­то­рые хло­па­ют в ла­до­ши, по­ют пес­ни и раз­ма­хи­ва­ют на­цио­наль­ны­ми фла­га­ми.

 

Рас­про­стра­нён­ные фор­мы Уг­ро­жаю­щих Сиг­на­лов — пус­тот­ные зна­ки (че­ло­век на­па­да­ет на воз­дух) и пе­ре­на­прав­лен­ные зна­ки (че­ло­век на­па­да­ет на соб­ст­вен­ное те­ло). При­ме­ры пус­тот­ных зна­ков: «тря­сти ку­ла­ком» (1); «ру­бить воз­дух» (2); «свер­нуть шею» (3); «при­ду­шить» (4); «вы­ко­лоть гла­за» (5). При­ме­ры пе­ре­на­прав­лен­ных зна­ков: че­ло­век сам се­бя ду­шит (6); сам се­бя ку­са­ет (7); сим­во­ли­че­ски пе­ре­ре­за­ет се­бе глот­ку (8).


По­ве­де­ние бо­лель­щи­ков час­то ха­рак­те­ри­зу­ют как ху­­л­ига­нское и буй­ное, од­на­ко не­дав­ние ис­сле­до­ва­ния, в хо­де ко­то­рых учё­ные изу­ча­ли аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние фут­­бол­ьных фа­на­тов и пред­ста­ви­те­лей дру­гих по­доб­ных групп, по­ка­за­ли, что очень не­мно­гие из них (ес­ли учесть ко­ли­че­ст­во бо­лель­щи­ков и то, сколь дол­го они «ве­дут се­бя аг­рес­сив­но») дей­ст­ви­тель­но всту­па­ют в дра­ки. Че­ло­век, как и дру­гие жи­вот­ные, ча­ще уг­ро­жа­ет и бле­фу­ет, не­же­­ли при­во­дит уг­ро­зы в ис­пол­не­ние и на­па­да­ет. Учеб­ни­ки ис­то­рии и га­зе­ты ис­ка­жа­ют кар­ти­ну, ак­цен­ти­руя вни­ма­­ние на ужас­ных ис­клю­че­ни­ях из об­ще­го пра­ви­ла. Се­го­­дня пре­ва­ли­ру­ет мне­ние, что мы жи­вём в эпо­ху на­си­лия, од­на­ко на са­мом де­ле лю­ди, ес­ли вни­ма­тель­нее при­гля­­дет­ься к их жиз­ни, — уди­ви­тель­но спо­кой­ные жи­вот­ные. Что­бы удо­сто­ве­рить­ся в этом, за­дай­те се­бе во­прос: сколь­ко раз за всю жизнь вы на­па­да­ли на ко­го-ли­бо и про­ли­­в­али кровь, сколь­ко раз вы би­ли, ца­ра­па­ли, ку­са­ли дру­гих лю­дей, ло­ма­ли им кос­ти, на­но­си­ли дру­гие фи­зи­че­ские по­­вр­е­жд­ения? По­том спро­си­те се­бя, сколь­ко раз вы зли­лись на ко­го-ли­бо, с кем-то спо­ри­ли или ссо­ри­лись. Вы об­на­­р­уж­ите, что ко­гда де­ло до­хо­дит до аг­рес­сии, вы, как и дру­гие жи­вот­ные, склон­ны уг­ро­жать — но не ата­ко­вать.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных