Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Покорение космического пространства




В данном случае нам следует обратить особое внимание на три Аята Корана. В одном из них прямо говорится о том, что человеку следует стремиться к покорению космоса, и он непременно преуспеет на этом поприще. В двух других Бог говорит о том, каково было бы изумление неверных Мекки, поднимись они до Небес, и провозглашает гипотезу, понять которую им не дано.

а) Первый из этих Аятов:

"О сонм джиннов и людей! Если можете проникнуть за пределы Небес и Земли, то проникните! Не проникнете вы, иначе как с властью"

(Коран: Сура 55, Аят 33)

Приведенный здесь перевод этого Аята нуждается в некоторых пояснениях:

· Слово "если" в русском языке отражает некоторое условие, реализация которого зависит от возможности, а также от достижимости или недостижимости гипотетического — от того, насколько гипотеза сообразуется с реальностью. Арабский язык может более точно описать условие посредством привнесения в выражаемую мысль таких нюансов, после которых исчезает всякая возможная двусмысленность или недосказанность. В нем слово "ида" выражает возможность, другое слово "ин" — достижимость предполагаемого, а еще одно — "лау" — употребляется для обозначения его недостижимости. В данном Аяте достижимая гипотеза выражена словом "ин". Следовательно, в Коране выдвинуто предположение о реальной возможности достижения конкретной цели. Такая лингвистическая точность формально исключает всякий мистический оттенок, который совершенно несправедливо усматривают в нем некоторые комментаторы.

· Бог обращается к духам — "джиннам" и людям — "инс", но никак не в пустоту.

· "Проникнуть" — это перевод глагола "нафада", за которым следует предлог "мин". Согласно словарю Казимирского, "нафада мин" означает "пройти сквозь тело и выйти на другой, противоположной его стороне". Например, стрела, пронизывая тело насквозь, выходит на противоположной его стороне. Следовательно, здесь идет речь о глубоком проникновении в соответствующие объекты с выходом на другом их конце.

· Власть, которой будут обладать эти люди и которая позволит им достичь цели, будет дарована им ни кем иным, как Всемогущим.[78]

Эти Аяты несомненно указывают: может наступить день, когда люди достигнут того, что мы сейчас называем (и возможно — не совсем корректно), "покорением космоса". Нужно отметить, что в тексте Корана предсказывается проникновение в глубины не только Небес, но и Земли, то есть — исследование Земных недр.

б) Два других Аята. В них Бог говорит о неверных Мекки, что видно из содержания этого Откровения Корана:

"И если Мы открыли им врата Неба и стали бы они там подниматься, то сказали бы они: “Наши взоры опьянены, мы — люди очарованные!”"

(Коран: Сура 15, Аяты 14-15)

Так выражено изумление людей замечательнейшим зрелищем, которое не способно родиться в человеческом уме. Для обозначения условного наклонения в этом Аяте использовано слово "лау", выражающее гипотезу, которую никогда не дано постичь людям, о которых здесь говорится.

Отсюда следует, что мы имеем два отрывка из текста Корана о покорении космоса. В одном из них сказано, что когда-то гипотеза превратится в реальность, благодаря той силе разума и искусности, которыми одарит человека Бог. А в другом описано событие, которого никогда не увидят своими глазами неверные Мекки, откуда следует, что для них условное наклонение никогда не станет реальностью. Однако, это событие увидят другие, о чем поведано в первом из приведенных выше Аятов. Интересно описана и реакция людей на неожиданное зрелище, предстающее перед глазами путешествующих по космическому пространству: их как бы опьяненный от замешательства взгляд, чувство зачарованности...

Нечто подобное доводится испытывать космонавтам с тех пор, как человек впервые облетел Земной шар в 1961 году. Известно: для тех, кто находится вне атмосферы Земли, облака не кажутся голубоватыми, какими мы видим их с поверхности Земли. Ведь кажущаяся голубизна — результат поглощения Солнечного света атмосферными слоями. Наблюдатель, находящийся над Земной атмосферой, видит черное Небо, а Земля кажется ему окутанной голубоватой дымкой — из-за того же поглощения света атмосферой Земли. У Луны, однако, атмосферы нет, поэтому она видится в своем истинном цвете на фоне черного Неба. Так что перед взором находящегося в космическом пространстве человека предстает совершенно новое зрелище. Подобные фотографии сегодня прекрасно известны всем.

И снова следует сказать, что сравнивая текст Корана с данными современной науки, не устаешь поражаться мыслям, которые нельзя так просто взять и приписать человеку, жившему более четырнадцати веков тому назад.

Земля

Как и все те моменты, которые уже были нами рассмотрены, Аяты Корана, касающиеся Земли, встречаются в самых различных местах этого Писания. Они плохо поддаются классификации. Приведенная здесь схема их классификации — всего лишь личная схема автора.

Для более четкого разъяснения можно начать с выделения определенного числа Аятов, касающихся сразу нескольких проблем. Это Аяты общего характера, содержащие в себе призыв поразмышлять над Божьим Милосердием и Благословением, в чем помогут приводимые здесь примеры.

Можно выделить и другие группы Аятов, касающихся более конкретных вопросов, например:

· круговорота воды в природе;

· рельефа Земли;

· атмосферы Земли.

Аяты, содержащие общие положения

Помимо доводов, призванных побудить человека к размышлению над Милосердием Бога по отношению к Его созданиям, в этих Аятах можно встретить положения, интересные с точки зрения современной науки. Особенно поражает то, что здесь напрочь отсутствуют какие бы то ни было представления о явлениях природы, распространенные во времена ниспослания Откровения Корана. Позже ошибочность всех этих представлений была доказана наукой.

С одной стороны в этих Аятах отражены элементарные идеи, легко воспринимаемые людьми, которым Коран изначально был адресован. Этими людьми были жители Мекки и Медины, а также бедуины Аравийского полуострова. С другой стороны, в них содержатся размышления общего характера, поучительные для более образованных слоев населения в любую эпоху и в любом месте, если только эти люди начинают задумываться над смыслом прочитанного. И это — свидетельство универсального характера Корана.

Поскольку классификация таких Аятов в самом Коране отсутствует, они приводятся здесь под порядковыми номерами соответствующих Сур:

"Который Землю сделал для вас ковром, а Небо — зданием, и низвел с Неба воду, и вывел ею плоды пропитанием для вас. Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!"

(Коран: Сура 2, Аят 22)

"Поистине в творении Небес и Земли, в смене дня и ночи, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с Неба и оживил ею Землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между Небом и Землей, — знамения людям разумным!"

(Коран: Сура 2, Аят 164)

"Он — Тот, Кто распростер Землю и устроил на ней прочно стоящие (горы) и реки и из всяких плодов устроил там пары по двое. Он закрывает ночью день. Поистине, в этом — знамения для людей, которые думают!"

(Коран: Сура 13, Аят 3)

Аллах говорит:

"И Землю Мы распростерли, и бросили на нее прочно стоящие, и произрастили на ней всякую вещь по весу. И устроили для вас на ней пропитание и для тех, кого вы не кормите. Нет вещи без того, чтобы у Нас были ее сокровищницы, и низводим Мы ее только по известной мере"

(Коран: Сура 15, Аяты 19-21)

"Он, Который сделал для вас Землю равниной, и провел для вас в ней дороги, и низвел с Неба воду, и вывели Мы благодаря ей пары разных растений. Ешьте и пасите ваши стада; поистине, в этом — знамение для обладающих разумом!"

(Коран: Сура 20, Аяты 53-54)

"Тот ли, Кто сделал Землю твердой, и устроил в расщелинах ее каналы, и устроил для нее прочно стоящие, и устроил между двумя морями преграду? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, большинство их не знает!"

(Коран: Сура 27, Аят 61)

Здесь указывается на то, что Земная кора тверда в своей основе. Известно, что на ранних этапах существования Земли, до того, как ее кора остыла, она находилась не в твердом состоянии. Однако Земная кора не везде одинаково тверда, поэтому есть такие ее зоны, где время от времени происходят землетрясения. Что касается преграды между двумя морями, то это лишь образное выражение, указывающее, что пресные воды огромных рек, озер и соленые воды морей не "смешиваются", существует изолированные крупные водные бассейны.

"Он — Тот, Который сделал вам Землю покорной, ходите же по ее раменам и питайтесь от Его удела; и к Нему Воскресение"

(Коран: Сура 67, Аят 15)

"и Землю после этого распростер, вывел из нее ее воду и пастбище, и горы — Он утвердил их, на пользу вам и вашим скотам"

(Коран: Сура 79, Аяты 30-33)

В некоторых из этих Аятов особо указывается на значение воды и ту практическую роль, которою играет ее присутствие в почве, влияя на плодородие. В странах, которые расположены в пустынных регионах, вода, несомненно, является важным элементом, от которого зависит жизнедеятельность людей. Коран, однако, не ограничивается сугубо географическими аспектами — значением воды для конкретных регионов Земли. Наукой установлено: Земля — это планета, изобилующая водой, что с этой точки зрения делает ее уникальной планетой Солнечной системы. Именно на этом факте акцентирует внимание Коран. Не будь воды, Земля была бы мертвой планетой, безжизненным космическим телом, как и Луна. Среди всех упоминаемых в Коране явлений природы воде отводится первостепенное значение и место. В Коране с удивительной точностью описано такое явление, как круговорот воды в природе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных