Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Билет№27 Культура античности. Эстетико-пластический характер античной культуры.

(Начало - 11-12 в. до нашей эры – окончание – 5 век, 476 год до нашей эры, падение критомикенской цивилизации).

Рассмотрение греко-римского культурного наследия с культурологической точки зрения сопряжено с определенными трудностями.

Во-первых, сложен сам феномен античности, поскольку, с одной стороны, она предстает как некая целостность, обладающая общими чертами. С другой - античная культура внутренне неоднородна, так как включет в себя древнегреческую и древнеримскую составляющие, которые обладают своей спецификой.

Во-вторых, античная культура не есть нечто неизменное. Она динамична и в своем развитии проходит ряд относительно самостоятельных этапов (например, греческая классика, эллинизм, ранний и поздний и др.), каждый из которых вносит свой вклад в культурное целое.

В-третьих, делая акцент на культурологическом аспекте, необходимо основываться не столько на последовательности исторических событий, но прежде всего - на изучении процессов, происходящих в мировоззрении, образе жизни, идеологии, системах ценностей, норм, эталонов, в верованиях, знаниях, идеалах, составляющих феномен культуры и усваиваемых людьми как членами общества.

Античная культура формируется в рамках рабовладельческого общества, где главное социальное противоречие - противопоставление свободных (рабовладельцев) и несвободных (рабов). Но именно эта ступень общественного развития освободила категорию свободных от тягот физического труда и создала условия для бурного и разностороннего развития всех видов культурной деятельности (материального производства, научно-философских знаний, художественного творчествеа и пр.). Поэтому важно показать, несмотря на противоречивость, прогрессивные тенденции в развитии античной культуры.

Греко-римская античность - колыбель западноевропейской культуры. Как говорил Я. Буркхард, швейцарский историк: "Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи". Достаточно вспомнить ставшие привычными выражения: "олимпийское спокойствие", "гомерический смех", "сизифов труд", "титанические усилия" и др. Греческая культура тесно связана с римской культурой, но они не тождественны, каждая из них самобытна. Чтобы понять это, надо обратиться к истокам античной цивилизации, к особенностям ее возникновения.

ГРЕЦИЯ

Мифологическое мышление, мировосприятие. Единство природного мира выражается на начальной ступени мифического мышления в отсутствии четкой дифференциации между живым и неживым. Именно эта ассоциация названных представлений и определяет собой основополагающий для мифического сознания принцип анимизма. Полное тождество живого и мертвого на ранней стадии мифического сознания приводит к представлению о вечности мира. Ничто не исчезает бесследно. Смерть — лишь возврат к исходному положению. Смерть — та же жизнь, но в ином обличий. Смерть для греков – ценность.

Миф рождается стихией самой первобытной жизни, обоснованной через самое себя. Мифология всегда играла в культуре античности огромную роль. Ее понимание менялось, она по-разному трактовалась, но все же оставалась проявлением античного мировоззрения.

Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до новой эры и закончила свое развитие с концом общинно-родового строя. Она существенно отличается от ранних форм устного народного творчества, где всегда ощущается стремление к фантазии и поучению. В мифе живут особой жизнью и природа, и сами общественные формы, переработанные художественным образом, наделенные эстетической направленностью, отражающие мифологическую картину всего космоса, богов, героев, которая принимает законченно-систематический вид. В греческих мифах действуют боги, герои (потомки богов и смертных), гиганты (мифологические чудовища), обычные земные люди, персонифицированные образы судьбы (Мойра), мудрости (Мать-Земля), времени (Кронос), добра, радости (Грации) и т. д., определяются стихии (огонь, вода, воздух) и духи стихии (Океаниды, Гарпии, Нимфы, Нереиды, Дриады, Сирены), подземное и надземное царства (Олимп и Тартар). Греческая мифология — это красота героических подвигов, поэтическое определение мирового порядка, Космоса, его внутренняя жизнь, описание мироустройства, сложных взаимоотношений, освоение духовного опыта.

Религия античной Греции имеет две главные характеристики:

Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.

Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.

Посейдон — бог моря, брат Зевса.

Афина — богиня мудрости, справедливой войны.

Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.

Арес — бог войны.

Артемида — богиня охоты.

Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.

Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.

Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.

Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.

Гестия — богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.

Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов.

Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.

Основные характеристики искусства Древней Греции: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как "центр Вселенной и меру всех вещей". Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Главная цель древнегреческого искусства — эстетическое наслаждение.

Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков. В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем, воплотившаяся в греческом искусстве.

В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.

Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия — любовь к Мудрости — сформировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни.

Знания имели практический смысл, они создали почву для искусства-мастерства — «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины

Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии.

Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота,.наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию.

РИМ

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э.- времени основания города. Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы Тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., явным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Аресом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой. Вулкан - с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было.

Греческая литература, наряду с народным италийским творчеством, оказала сильное воздействие на становление и развитие римской литературы. Первыми произведениями на латыни были переводы с греческого. Первым римским поэтом был вольноотпущенный греческий раб Ливии Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, "Одиссею" Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Ливии Андроник был и композитором и руководил исполнением культовых хоровых песен.

Греческая трагедия с ее идеями трагической вины и неизбежного рока не нашла отклика у римлян, живущим по четким нормам права. Римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной действительностью. Значительную роль в римской трагедии играл хор, затем уступивший сольному пению.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н.э. Наиболее выдающимися писателями, мастерами прозы периода поздней Республики были Варрон и Цицерон. Главное произведение Варрона (116-27 до н.э.) "Древности дел божеских и человеческих" - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения.

Цицерон (106-43 до н.э.) был выдающимся государственным деятелем, непревзойденным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем. В своих философских произведениях он стремился приобщить римлян на их родном языке к ценностям греческой философии. Он пытался связать риторику и философию, поставив их на службу государства. Для всех последующих поколений классическая проза Цицерона служила недосягаемым образцом.

Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии - наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Страсть к коллекционированию, любовь к украшательству и просто снобизм превратили Рим в музей греческого искусства. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй.

Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры.

Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и такая скульптурная форма, как портретные скульптурные бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона). В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон.

Большое развитие получила юриспруденция - наука о праве. Одно из величайших достижений Древнего Рима - римское право.

Для религии эпохи империи характерно установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.

Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др.

Больших успехов добилась медицина. Врач Галей (ок. 130 - ок. 200, принимается система Птолемея - геоцентрическая, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

Одно из высочайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней Империи (например, Гораций, Овидий).

К 1-11 вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, вмещавшего 50 тыс. зрителей, и Пантеона, храма во имя всех богов. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Причины упадка и гибели римской империи

В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерные признаки кризиса античной культуры - низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство.

IV-V вв. н.э. - период поздней Империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату - неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в Империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Бирюза – камень удачи и мира


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных