Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

ИОГАН КАСПАР БЛЮНЧЛИ

 

Территория

Народ составляет личную основу государства; территория есть его вещественная сторона. Когда народ приобрел землю, когда является территория, тогда только государство получает надлежащую твердость.

Самое пространство, внешний объем государственной территории имеют великое значение для существования и развития государства. Эллинское устройство, выросшее из городской жизни, неприменимо в большой стране, формы новой, представительной монархии делаются карикатурою на узком пространстве.

Часть земной поверхности, на которой сидит народ и господствует государство, называется страной или территорией. Величина ее, подобно образованию самого народа, определяется историческими событиями. Государство расширяет свою территорию, когда распространяет свою культуру и господство на невозделанные пространства, не принадлежащие никакому государству, или когда приобретает чужие территории вполне или частию посредством договоров, или вследствие добровольного присоединения, или посредством завоевания. Последний способ приобретения, пользовавшийся прежде особенным уважением, теперь утратил это значение в цивилизованном порядке мира.

История не знает вечной, неизменной государственной территории. Пространство, занимаемое государствами, зависит от приращения или убыли народных сил. Но государственная территория имеет прочный характер, и се пределы не подвержены, подобно числу народонаселения, непрерывным колебаниям. Только от времени до времени, вследствие великих событий, изменяется пространство государственной территории. Обыкновенно оно заключено в твердые границы....

Территориальное право

(так называемая государственная собственность)

Верховное право государства над всей государственной территорией часто называют государственной собственностью. Это название было относительно верно в средневековом феодальном государстве, так же как в абсолютных государствах Азии в прежние времена. Но к новому понятию о государстве оно не может быть приложено ли в каком отношении. "Собственность" есть понятие права частного, а не государственного. Соединение и смешение частной собственности с верховным правом государства составляло естественную основу для понятия от государственной собственности до тех пор, пока государство, или его глава, как в древнеиудейском государстве Бог, в Египте фараоны, считались единственными собственниками земли, а отдельным лицам предоставлялось только право временного пользования их участками. Понятие государственной собственности естественно и в римском государстве, где земля, по крайней мере в завоеванных провинциях, состояла в формальной собственности римского народа или императора, а провинциалам принадлежало только меньшее, хотя реальное право собственности... на их участки. Это смешение государственного права с частным понятно и в некоторых средневековых государствах... Но с отделением частного права от государственного понятие государственной собственности над всей территорией сделалось несостоятельным.

Верховное право государства над территорией, территориальное право (imperium) должно, следовательно, отличать от собственности (dominium) государства. Последняя заимствует свое содержание из частного права, несмотря на то, что субъектом права здесь "государство, казна; первое, напротив, имеет существенно политический характер и по своей природе может принадлежать только государству (при известных обстоятельствах главе государства)…

Территориальное право имеет прежде всего своим положительным содержанием полноту государственной власти над всей территорией. На всем ее пространстве государство имеет право требовать признания своего законодательства, приводить в исполнение свои правительственные постановления, чинить суд и расправу. Государство имеет власть не только над лицами, но и над страною, и над вещами, в ней находящимися.

Но эта власть государственная, а не частная....

Отрицательное содержание территориального права состоит в праве государства исключать всякое другое государство или вообще всякую другую власть из государственного господства в пределах своей территории и воздерживать от всякого в ней захвата. Если новое государство не допускает, чтобы суд пли полицейская власть в его стране принадлежала другому государству или если оно не признает такой власти чужого государства и на основании частного права, то это нечто иное, как простое следствие начала исключительного территориального господства.

Наконец, с публичным характером территориального права несовместимо отчуждение территории или ее части, в формах и по понятиям частного права... По новому государственному праву, напротив, начало неотчуждаемости и неразделенности территории считается правилом. Но в виде исключения допускается отчуждение по форме публичного права на основании закона или вследствие международных трактатов….

При отчуждении части государственной территории Гуго Гроций требует сверх того, по естественному праву, согласия не только всего государственного тела, но и жителей этой части территории. Это требование справедливо, ибо здесь дело идет о всем государственном бытии этих жителей, законодательство же государства не может быть их верным представительством в такой момент, когда оно склонно к разрыву своего общения с ними. Но в большей части подобных случаев требования обстоятельств всегда будут сильнее этого положения естественного права....

Ограничения территориального права в пользу других государств (повинности государственного права) возможны, а именно по аналогии с сервитутами частного права. Но чтобы получить признание от государственного права, и эти ограничения требуют каждый раз государственного или международного основания, должны черпать свое содержание из государственного права. Так, например, государственным договором соседнему государству предоставляется пользование военною дорогою, пролегающею через государственную территорию: или, по желанию соседнего государства, какой-нибудь город объявляется вольною гаванью; или почтовая регалия отдастся чужому почтовому управлению. Но как в частном праве сомнительные случаи толкуются в пользу свободы имущества и объем повинностей по возможности ограничивается, так еще в большей мере в государственном праве свобода территорий должна быть охраняема от подобных ограничений. Ибо гармония и единство государственного организма, так же как потребность свободного преобразования государственных учреждений соответственно требованию общественного блага, легко встречают препятствия и стеснения от продолжительных ограничений и задержек извне....

Деление территории

Государственная территория бывает обыкновенно так обширна, что для политического управления в ней принимаются различные подразделения. В них можно различать четыре главных вида:

1. Области

Провинции римской империи были первоначально самостоятельными территориями, которые подчинялись господству римского государства. И новое деление на области объясняется часто прежним обособлением стран, соединившихся позднее в одно большое целое. Иногда новые провинции создавались государством, к которому принадлежат, но столь же часто, как в немецкой империи, из областей (герцогств) образовались новые государства.

Характеристическую черту этой высшей степени государственного деления составляет во всяком случае относительное государственное обособление этих частей. Вследствие такого обособления они имеют относительно самостоятельное областное управление, которое хотя и подчиняется общему управлению, но пользуется во имя особенного значения области широкими правами. Сверх того, при представительном правлении области имеют свое областное законодательство и областные собрания, ограничивающиеся, правда, особыми интересами области.

Единство нового государства не благоприятствует этому делению. Во Франции, Испании, Англии в настоящее время и в Пруссии уничтожена законодательная особенность областей, в Австрии в так называемых коронных землях она ограничивается главным образом интересами просвещения и хозяйства. Но как ни велик интерес государства в полном и решительном единстве организма однако же совершенное уничтожение областной свободы разрушает много естественных особенностей и потребностей; преувеличенное однообразие легко может повредить народной жизни в ее здоровых и плодотворных частях.

2. Округи…

Округи представляют собою еще более крупные деления государства: но они составляют лишь части территории, не имея притязаний быть в то же время, подобно областям, отдельными странами....

...Истинное основание этому делению лежит не в особенности страны или племени народа, а в самом государственном управлении, которое имеет политическую потребность устроить свою деятельность по степеням. Следовательно, это деление составляет по большей части продукт государственного организма, хотя в частности необходимо принимать в соображение историческую связь населения округа и его естественное тяготение. Если области можно сравнить с различными домами, принадлежащими к замку, то округи уподобляются скорее различным этажам дома.

В округах сосредоточивается обыкновенно управление и высший суд.

3. Дистрикты, или уезды...

Они составляют обыкновенно подразделение округов и имеют в таком случае особое управление, подчиненное окружному, и среднюю инстанцию суда….

4. Общины городские и сельские с принадлежащими к ним землями...

Составляя низшую ступень деления государственной территории, они имеют высокое жизненное значение, представляющее некоторую аналогию с территорией самого государства. Личная (корпоративная) община находится в таком же отношении к своей земле, в каком политически организованный народ - к своей стране. Она наполняет свою землю своею общею жизнью. Конечно, эта жизнь не есть высшая политическая, как жизнь народа, а обращена, прежде всего, на общие интересы культуры и хозяйства.

Изменения в политическом делении территории составляют дело закона. Государство должно на всех ступенях деления охранять и свои общие интересы и гармонию своего организма. Но чем выше ступень деления, тем решительнее действуют общественные интересы, тем более простора для государства в определении границ. Напротив, низшая ступень, община, находится по своей цели в таких разнообразных и тесных отношениях к существующим общинным корпорациям, что здесь должна быть принимаема в соображение преимущественно их воля. Главные соображения, которыми должно руководствоваться государство при своих делениях, следующие: а) политическая целесообразность деления; в) естественные связи и противоположности, - например речные области и долины, составляющие одно целое; с) исторические отношения населения; d) экономическое тяготение например, к городу как к центру. Чисто математические соображения, основанные на одном вычислении, имеют лишь второстепенное значение.

(С. 186-198)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кватро роллы 660 руб. | Для граждан Украины до 18 лет


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных