ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основания научного знанияТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: Рационально такое научное знание, которое адекватно рацио мира, т.е. его порядку, его законам. Представление о том, какое же именно знание соответствует законам мира, менялось исторически. Отсюда еще одно понимание рациональности: рационально то, что соответствует науке определенного ИСТОРИЧЕСКОГО периода, принимается ею.
Классическая. (17 – нач. 20 в). Элиминация из описания всего, что относится к субъекту и его деятельности. Требование экспериментального подтверждения теоретических построений. Требование воспроизводимости эксперимента. Лапласовский детерминизм, отрицающий случайность. Математическое описание природы: книга природы написана на языке математики. Механистическая картина мира. Объяснить явление – значит найти его механическую причину. Мир состоит из неделимых атомов. Тела перемещаются в абсолютном пространстве и времени. Неклассическая. (1 пол 20 в.), Вызвана переходом от исследования макрообъектов к исследованию микро- и мегаобъектов. Пример – квантово-релятивистская механика. Отказ от устранения субъекта из описания предмета. В описание объекта входит описание средств и приемов наблюдения. Относительность объекта к средствам наблюдения. Приборный идеализм. Нет абсолютного пространства-времени. Отказ от лапласовского детерминизма и механицизма. Спор о полноте квантовой механики. Понимание относительности истины. Постнеклассическая. (вторая пол. 20 в. – наст. Вр.). Объектом исследования становятся человекоразмерные системы, включающие человека и его деятельность: человеко-машинные системы, биотехнологии, экосистемы. Конкуренция разных картин реальности в рамках одной науки. Включает в предмет исследования не только субъекта исследования, но и соотнесение результатов исследования с человеческими целями и ценностями Аксиологическая ориентация. Новая проблема – последствия вызванного наукой воздействия человека на природу. Экологический кризис. Сон разума порождает чудовищ. Не порождает ли чудовищ и бодрствующий разум? НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. Качественное изменение науки, вызванное изменением ее предмета, методов эксперимента и теоретического описания. Менее глобальные изменения, чем смены типов рациональности. Примеры: Коперниканская революция в астрономии. Возникновение математической физики в 16 – 18 вв. Происхождение видов Ч.Дарвина Возникновение электродинамики Создание квантово-релятивистской физики. Предшественники научной революции: 1. Антиномии. 2. Факты, не объясняемые старой теорией. 3. Возникновение конкурирующих теорий.
Из этих примеров видно, что революция происходит, когда: 1. по-новому видится прежний фрагмент действительности: Птолемей – Коперник. 2.открывается новая область действительности - микромир. 3. возникают новые методы обработки уже известного эмпирического материала – некоторые разделы математики. ПАРАДИГМА (греч. paradeigma – образец, пример для подражания.Кун: признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки и решения проблем. Они содержат образцы решения проблем, круг проблем, имеющих смысл. 4 компонента: 1. Математические формулировки законов. 2. Образцы решения конкретных задач. 3. Философские основания. 4. Ценности. Парадигмальные теории: физика Аристотеля, система Птолемея и Коперника, теория относительности, теория атома Н. Бора, политэкономия Маркса или Кейнса. Различаются эволюционный этап развития науки (нормальная наука) и научная революция. Научная революция может менять либо все компоненты парадигмы, либо одну из них. Научное сообщество – группа людей, разделяющих одну парадигму. Нормальная наука – наука, развивающаяся в рамках парадигмы. Головоломки – проблемы, решаемые парадигмой. Аномалия – проблема, не разрешимая парадигмой. Кризис – недоверие к парадигме Научное сообщество – группа людей, разделяющих одну парадигму. Нормальная наука – наука, развивающаяся в рамках парадигмы. Головоломки – проблемы, решаемые парадигмой. Аномалия – проблема, неразрешимая парадигмой. Кризис – недоверие к парадигме Научная революция – смена парадигмы. Две интерпретации научных революций: 1. Принцип соответствия в научных революциях: имеющееся знание не отбрасывается, а меняет свое положение в общей системе знаний, например, ньютоновская механика оказывается вырожденным случаем теории относительности.в результате научной революции имеющееся знание не отбрасывается, а меняет свое положение в общей системе знаний, например, ньютоновская механика оказывается вырожденным случаем теории относительности.
2. Парадигмы несоизмеримы, при смене парадигмы происходит «переключение гештальта.» Основания научного знания 1. Идеалы и нормы научного иследования. Три уровня 1) то, что отличает науку от других форм знания, 2) то, что отличает науку Нового времени от других; 3) то, что составляет специфику методов конкретных наук. Идеалы – цели научного исследования, для чего. 2. Научная картина мира. Состоит из картины мира в целом, создаваемой синтезом результатов отдельных наук, и карнит мира, создаваемых отдельными науками (физикой, биологией и т.д. Обеспечивает систематизацию знаний и играет роь исследовательской программы.. 3. Философские основания. Пример с эвристической функцией закона отрицания отрицания ТЕХНИКА. С овокупность устройств, создаваемых людьми и преобразующих природные объекты в средства удовлетворения человеческих потребностей. Основная часть производительных сил общества. Занимает в процессе труда промежуточное положение между человеком и природой. Основной закон развития техники - замена человеческих сил силами природы, передача технике функций человека На рубеже 19-20 в.в. возникла философия техники. Донаучная техника и техника, основанная на науке. Наука стала активно участвовать в разработке техники лишь с середины 19 в. Три этапа развития техники: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|