ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тестовые задания по теории культуры
1. Проанализируйте приводимые ниже фрагменты текстов и определите подходы к определению «культуры» на основе превалирующего в определениях компонента. К примеру, английский исследователь М. Арнольд писал в 1869 году, что «культура есть стремление к совершенству или должна быть таковым, совершенство, к которому стремится культура – это разум и красота, любовь и свет… Культура состоит во внутреннем состоянии ума и духа, а не во в внешнем ряде обстоятельств»2. Данный подход можно охарактеризовать как аксиологический (ценностный), поскольку автор определения оперирует понятиями совершенство, разум, красота, любовь, свет, которые, безусловно, относятся к сфере человеческих ценностей. · «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Э. Тайлор); · «…образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартных верований и практик, которым следует племя» (К. Уислер); · «…социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» (Э. Сепир); · «Культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека» (Т. Карвер); · «То, что отделяет человека от животных, мы называем культурой» (В. Оствальд); · «Тот конечный фрагмент лишенной смысла бесконечности, который с точки зрения человека обладает смыслом» (М. Вебер); · «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано в результате деятельности двух и более индивидуумов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (П. Сорокин); · «Культура – это результат наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества» (Р. Линтон); · «…сумма всех сублимаций, всех субститутов, реактивных образований,… всего того в обществе, что сдерживает и подавляет импульсы или помогает их удовлетворению в искаженной форме» (Г. Рохейм); · «…наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи, ценности» (Б. Малиновский); · «Культуру можно определить как совокупность ментальных и физических реакций и действий, которые характеризуют поведение индивидов, составляющих социальную группу» (Ф. Боас); · «Культура состоит из материальных объектов – орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, т.е. человеком, для борьбы за существование или выживание» (Л.Э. Уайт); · «Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогрессу человечества» (Философская энциклопедия. – М., 1964); · «Культуру мы рассматриваем как продукт общества, как важнейший аспект общественной жизни… Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает прежде всего тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью… Культура не только функционирует, но и развивается» (Э.В. Соколов); · «Культура как специфический способ человеческой деятельности» (Э.С. Маркарян); · «…искусственное порождение интеллекта и труда человека, она не наследуется генетически, а только методом обучения, и она обязательно аксиологична в своем мироощущении» (А.Я. Флиер).
2. Впервые термин «культурология» употребил: а) Г. В. Ф. Гегель; б) В. Оствальд; в) С. Пуффендоф; г) Л. Э. Уайт.
3. Культурологию как науку о культуре определил впервые: а) К. Маркс; б) В. Оствальд; в) Л. Э. Уайт; г) А. Дж. Тойнби. 4. Впервые слово «культура» появилось в трактате: а) Фукидида, «История Пелопоннесской войны»; б) Аристотеля, «Физика»; в) Лукреция, «О природе вещей»; г) Катона Старшего, «О сельском хозяйстве».
5. Соотнесите названия трудов и их авторов:
«Тотем и табу» Ж.Ж. Руссо «Идеи к философии истории человечества» Э. Тайлор «Наука логики» Л.Э. Уайт «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» К.Г. Юнг «Курс позитивной философии» З. Фрейд «Первобытная культура» И.Г. Гердер «Об общественном договоре» О. Конт «Психология бессознательного» Ф. Энгельс «Homo ludens» («Человек играющий») Й. Хейзинга «Наука о культуре» Г. В.Ф. Гегель
6. Исключите лишнее. Представители философской мысли Просвещения понимали под культурой: а) структурное образование, знаковую систему, охватывающую все области деятельности человека; б) цивилизованное состояние человечества; в) рациональную организацию общества; г) исторический прогресс человека и общества по законам разума.
7. Г. В. Ф. Гегель связывал прогресс истории и культуры: а) с выражением Абсолютного духа в свободной творческой деятельности человека; б) с проявлением бессознательного в деятельности человека; в) с развитием производительных сил; г) с развитием игры в человеческой деятельности.
8. Культура, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса: а) относится к области коллективного бессознательного; б) относится к области бессознательного; в) является «надстройкой» по отношению к базису, в основе которого лежит предметно-практическая деятельность человека; г) может считаться символической формой в человеческой истории.
9. Теория архетипов коллективного бессознательного выдвинута: а) Г. Маркузе; б) Э. Фроммом; в) З. Фрейдом; г) К.Г. Юнгом.
10. Как знаковое системное образование рассматривают культуру: а) марксисты; б) позитивисты; в) представители психоанализа; в) структуралисты.
11. Перечислите важнейшие функции культуры (не менее 5) и приведите примеры каждой из функций. Например, одной из главных функций культуры является кумулятивная. Культура аккумулирует (накапливает) в себе все продукты материальной и духовной деятельности человечества за всю историю его развития, поэтому культуру можно сравнить и с постепенно наполняющимся сосудом, и с компьютером, хранящим в определенном порядке все поступающие в его базу документы.
12. Культура представляет собой сложное образование, но тем не менее традиционно в ней выделяют материальную и духовную культуру. Что включает в себя материальная культура?
13. В сферу духовной культуры не входят: а) артефакты; б) религии; в) ценности; г) нормы.
14. Иногда ученые выделяют, наряду с материальной и духовной культурой, область социальной культуры. Справедлива ли подобная классификация и что, на ваш взгляд, можно отнести к области социальной культуры?
15. Массовая культура: а) создается для широких масс; б) имеет развлекательный характер; в) создается ради коммерческого успеха; г) обладает высокой художественностью.
16. В культурологии существуют такие понятия, как «национальная культура» и «народная культура». Разведите данные понятия, определив, в чем различия между ними.
17. Приведите примеры следующих видов искусств: визуальные аудиальные словесные синтетические
18. Назовите важнейшие функции религии как сферы духовной культуры.
19. Научному знанию не свойственны: а) вера в сверхъестественное; б) объективность; в) рациональность; г) точность.
20. Идейное направление эпохи, которому свойственны вера в технический прогресс и совершенство техники, называется: а) сциентизм; б) антисциентизм; в) технофилия; г) технофобия.
21. Исключите лишнее. Социализация – … а) процесс, протяженностью во всю жизнь человека; б) начинается в период общения ребенка со сверстниками; в) детерминирован общественно-политическими и социокультурными условиями исторической эпохи или географического региона; г) процесс освоения социальных ролей и общественных норм.
22. Чем отличается процесс социализации от процесса инкультурации. Назовите важнейшие признаки инкультурации.
23. Процесс освоения культурных норм «чужой» культуры называется: а) социализацией; б) инкультурацией; в) аккультурацией; г) маргинализацией.
24. Перечислите виды отклонений в социализации личности и их характерные черты. Глоссарий Адаптация – процесс приспособления индивида или целого общества к изменяющимся внешним условиям (культурным нормам, общественным установкам, климату). А. свойственна внутренним мигрантам, эмигрантам, индивидам или обществам, попавшим в непривычные для них социокультурные условия. Аккультурация – процесс взаимодействия и взаимовлияния культур, результатом которого является частичное усвоение основных приоритетов чужой культуры. Американские культурантропологи Р. Линтон и М.Дж. Херсковиц рассматривают А. как процесс полного приспособления к чужой культуре. Аксиология – учение о ценностях и ценностных ориентациях. Антропогенез – процесс эволюционного формирования человека как вида. Антропоцентризм – представление о центральном месте человека в мире. Ареал культурный – зона пространственного, географического распространения той или иной культуры. Артефакт – 1) любой предмет, созданный в процессе материальной деятельности человека; 2) искусственный предмет, имеющий определенную ценность для всего человечества. Ассимиляция – процесс взаимодействия и взаимовлияния различных культур, итогом которого является полное уподобление одной культуры другой, полное приятие ценностей и норм чужой культуры. Американские культурантропологи Р. Линтон и М.Дж. Херсковиц рассматривают А. как ступень в ходе аккультурации. Вестернизация – процесс и результат активного воздействия ценностей, идеалов, стереотипов поведения, и норм западного образца на незападные культуры. В. имеет как позитивные (распространение принципов и идей демократии, конституции, порядка), так и негативные стороны (отрицание и забвение народами собственных культурных традиций и приятие западных массовых стереотипов и ценностей). Гармония – согласованность, стройность, соразмерность частей в целом. Гендер – пол как социокультурная характеристика; отличие женского пола от мужского. Глобализация – процесс объединения, интеграции наций и культур в единую мировую «сеть» в результате развития транспортной системы, мирового рынка и масс-медиа. Г. охватывает области экономики, политики, образования, культуры. Г. имеет ряд позитивных (расширение социокультурных связей наций) и негативных черт (потеря культурами национальной идентичности). Гносеология – раздел философии, занимающийся исследованием особенностей и специфики познания. Гуманизм – идейно-философское направление эпохи Возрождения, обосновывающее ценность человека как личности. Деперсонализация личности – лишение индивида статуса личности. Д.л. проявляется в отношении человека со священным началом в различных религиях или типах культуры (например, в культурах Древнего Востока или в культуре Средневековья). Динамика культуры – 1) процесс видоизменения, метаморфизации, трансформации культуры в ходе исторического развития. Важнейшим механизмом Д.к. является инновация; 2) способ изучения культуры, при котором в центре внимания исследователей находятся вопросы развития, кризисов культуры. Диффузия культурная – проникновение важнейших черт одной культуры в поле другой в результате их взаимодействия. Д.к. может происходить как между национальными культурами, так и между отдельными социальными группами или классами. Доминирующая культура – культурные нормы, ценностное поле, принимаемые большинством или всеми представителями того или иного общества. Духовная культура – вид культуры, результат духовной деятельности человека, включающий в себя такие элементы, как нормы, обычаи, традиции, ценности, идеалы, веру, верования и др. поле Д.к. составляют мифология, религия, философия, наука. Иногда к ней относят и художественную культуру. Европоцентризм – мировоззренческая установка, базирующаяся на утверждении о превосходстве европейской культуры; представление о западной культуре как об идеале для развития всех национальных культур. Знак – материальное воплощение, предмет или явление, указывающее на другой предмет или явление, замещающее его. З. является базой коммуникации, хранения и передачи информации. Знание – результат гносеологической деятельности человека, закрепленный в той или иной форме. Можно выделить З., получаемое в ходе эмпирического познания, экспериментальной деятельности человека, и З. теоретическое, формирующееся в результате мыслительных операций разного уровня. Идеал – образец; система абстрактных формул, предельно выражающая представления человека о совершенстве. Индивид – 1) каждый отдельно существующий организм, особь; 2) единичный представитель человечества. Инкультурация – процесс освоения индивидом, личностью культурных норм, ценностей, знаний, традиций данной (своей) культуры. Термин «И.» введен американским культурантропологом М.Дж. Херсковицем. Инновация – появление нового качества, предмета или явления, ранее не свойственного данной культуре. Искусство – художественная культура, художественная деятельность и результаты этой деятельности (например, литература, живопись, фотография, киноискусство и др.). Картина мира – представления о мире, о его устройстве, о личности, об обществе, об истории и др. К.м. обусловливает человеческое поведение. Выделяют К.м. разного уровня: мифологическую, религиозную, философскую, научную, художественную. Когнитивный – связанный с познанием, с познавательными способностями и интеллектуальными возможностями человека. Коммуникация – процесс общения, взаимодействия между людьми с целью передачи или получения информации. К. производится при помощи различного уровня знаковых систем (например, вербальной и невербальной). Контркультура – направление или сеть направлений идейно-политического, социокультуного порядка, нормы, ценности, образцы поведения и виды деятельности представителей которых противоречат доминирующей культуре. Культура массовая – форма культуры, рассчитанная на большое количество людей (широкую массу потребителей) вне зависимости от национальной дифференциации, получившая распространение в результате развития технических возможностей человечества. М.к. распространяется в условиях развитых рыночных отношений, поэтому можно утверждать, что М.к. создается ради коммерческой выгоды отдельных личностей. М.к. не требует глубокого духовного освоения от потребителей, оперируя привычными стереотипами (например, примитивные сюжеты в массовой литературе или однообразные представления о женской или мужской красоте). Среди образцов М.к. можно назвать современную массовую литературу (любовные, женские романы, криминальные или иронические детективы, фэнтези), моду, эстраду, шоу-бизнес, кинопромышленность и др. Культура материальная – совокупность артефактов, предметов человеческой материальной деятельности, имеющих определенные функции для общества и последующего развития культуры. Культура мировая – совокупность материальных и духовных достижений всех национальных культур. Культура народная – форма культуры, создаваемая непрофессиональными субъектами культуры, представителями народа, чаще – группами субъектов. Культура национальная – совокупность материальных и духовных достижений конкретной нации в области культуры (культурные нормы, традиции, ценности, образцы поведения, определенные артефакты, присущие только данной социокультурной общности), формирующие облик данной нации. Культура элитарная – форма культуры, создающаяся для высокообразованной части общества, для ценителей и почитателей высокого искусства (среди образцов К.э. называют классическую литературу, классическую музыку и др.). Культурный шок – результат процесса резкого расхождения между нормами, традициями, ценностями одной (или прежней) культуры и другой (или новой). К.ш. представляет собой сложную реакцию общества (иногда – частных лиц) на процесс замещения своей (привычной) культуры другой (ранее не свойственной). К.ш. возникает у аборигенных народов при колонизации, у мигрантов и эмигрантов. Яркими примерами К.ш. в отечественной истории являются нашествие татаро-монгольского ига, реформы Петра I, перестройка. Культурогенез – процесс происхождения культуры. Личность – социальный индивид, совокупность социальных характеристик, социальных ролей человека. Маргинальная культура – ситуация глубокого разрыва в жизни личности между двумя культурными или социальными практиками, при которой индивид намеренно или неосознанно не может «влиться» ни в одну из таких систем. Представителями М.к. являются мигранты, нищие, нувориши. Масс-медиа – совокупность средств хранения, переработки, распространения и получения информации. М.-м. включают в себя средства массовой коммуникации (СМК) и средства массовой информации (СМИ). Массовая культура – см. Культура массовая. Материальная культура – см. Культура материальная. Мировая культура – см. Культура мировая. Миф – способ обобщения мира в наглядно-образной форме, характерный для ранних стадий развития культуры человечества (для первобытной культуры, для примитивных культур). М. развивается как способ объяснения человеком явлений реальной действительности. Систематизация конкретных знаний о мире в М. происходит на основе фантазии. Мифология – совокупность мифов того или иного народа. Молодежная субкультура – см. Субкультура молодежная. Мораль – особая форма сознания, тип социальных отношений, способ регуляции общественных отношений. Фиксируется в виде идеалов (милость, эмпатия, добро). М., в отличие от социальных норм и права, относится исключительно к области духовной жизни общества. Народная культура – см. Культура народная. Нарциссизм – вид отклонений в социализации личности, при котором индивид обращен к собственному миру и отвергает проблемы окружающего его реальности. Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на производство и систематизацию знаний о мире; специфический вид познавательной деятельности; результат и продукты познавательной человеческой деятельности. Национальная культура – см. Культура национальная. Норма культурная – образец поведения или шаблон человеческой деятельности, предписываемый обществом. Обычай – установленный традицией стереотип поведения, закрепленный длительным опытом коллектива. Политика культурная – совокупность государственных мероприятий по финансированию культуры, регулированию и контрололированию процессов развития культуры. П.к. включает в себя сохранение культурного наследия, культурное строительство, повышение культурного потенциала. Потенциал культурный – система материальных и духовных достижений той или иной культуры. Протокультура – система заученного поведения у всех видов животных. Термин «П.» ввел в научный оборот А. Холлоуэллом. Прототрадиция – система повторяющихся действий у животных. Термин «П.» ввел Э.С. Маркарян. Религия – явление духовной культуры; мировоззрение, основанное на вере в Бога (богов), сверхъестественной силе, создающей и упорядочивающей мир и человеческую жизнь. Ритуал – обряд, сложное символическое поведение человека или группы людей, основанное на культурных ценностях. Секуляризация – процесс обмирщения культуры, высокая степень свободы общества от церковных опеки и контроля. Социализация личности – процесс освоения индивидом социальных ролей и социокультурных норм, становление личности. Статика – 1) состояние покоя, неподвижности, неизменности в культуре. Основным механизмом С. в культуре является традиция; 2) способ изучения культуры, при котором в центре исследования находятся вопросы о структуре и внутреннем строении культуры, о ее частях. Субкультура – автономное образование в культуре, характеризующееся определенным набором ценностных и нормативных ориентаций, определяющее облик определенных социальных страт или возрастных и иных групп (например, С. молодежная, С. пожилых; С. врачей). Субкультура молодежная – совокупность морально-ценностных ориентаций, нравственных и культурных норм отдельной группы (субкультуры) подростков от 13 до 20 лет, например, субкультура готов, панков, рэперов, хиппи и др. Субъект культуры – индивид или группа людей, включенных в процесс создания, распространения, потребления, передачи предметов культурного наследия или объектов культуры. Сциентизм – мировоззренческая установка, абсолютизирующая роль науки в жизни общества. Типология культур – научная классификация видов и форм культур, систематизация периодов в развитии культуры по наиболее выраженным в них свойствам. Традиция – механизм статики в культуре; элементы духовной жизни общества, передающиеся от поколения к поколению в течение длительного времени. Т. наиболее присуща т.н. традиционным (восточным) обществам. Ценности – система общепринятых представлений, эталонов и образцов поведения, принятых в обществе. Ц., в отличие от культурных норм, предполагают определенную свободу выбора индивидом состояния, объекта, явления в качестве высшего идеала. Ценностные ориентации – индивидуальные или групповые предпочтения конкретных ценностей в качестве наивысших. Экологическая культура – вид социальной деятельности человека, основанный на утверждении разумного природопользования, бережного отношения к природе и приоритета экологических ценностей. Экологические ценности – ценности, связанные с разумным отношением человечества к окружающей среде, к природе. Литература
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|