Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Египетская культура

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Реферат №1

 

История медиакультуры: самоопределение от древности до Нового времени (название поменять)

 

 

Реферат

Студентки I курса магистратуры

Чередниченко Алены Витальевны

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор А.В. Федоров

 

 

Дата сдачи «____» ______________ 2015г.

Дата защиты «____» ______________ 2015г.

Оценка ____________________

Научный руководитель ___________________ / Федоров А.В./

 

 

Таганрог, 2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..  
1 Первобытный строй  
   
2 егопет…………………….  
3 китай  
4 греция……………………………….  
5 рим  
6 средневековье………………………………………………  
7 возрождение………………………………………………………  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………….…………………………………………….  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….  

Введение

«Культура представляет собой некий свод «правил игры» коллективнго сосуществования, мир символических образований, явлений и понятий, сформированными людьми с целью фиксации и трансформации социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т.п.; мир творческих новаций- способов и результатов познания» Культурология 20 век. (Энциклопедия. Том 1. - СПб: Университетская книга, 1998 - С. 336)

Так в «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение понятия «КУЛЬТУРА » (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Которые выраженны в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [17, 207].

Определение «культура» подразумевает человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения, и самопознания, накопление человеком, и социумом в целом, навыков и умений (Ожигов).

Следовательно, культуру можно рассмотреть как способ взаимодействия людей с окружающим миром и между собой. Важнейшей функцией культуры, в таком случае, является - коммуникативная. А любая коммуникация предполагает наличие отправителя информации, канал, по которому она поступает и, наконец, получателя, который воспринимает информацию.

В наше время мы используем различные виды коммуникаций. Такие изобретения 20-го века как телефон, радио, телевидение, Интернет, а также, развитие массовой печатной продукции привели человечество к информационной эпохе, образовали сложную систему массовых коммуникаций, которая и образует медиасреду или, просто, медиа.

Понятие медиа (от латинского «media», «medium» — средство, посредник) — это термин XX века, его первоначально ввели для обозначения любого проявления феномена «массовой культуры», поэтому у исследователей появилась возможность пересмотреть историю и теорию культуры, используя новую терминологию. Благодаря появлению нового феномена, статус и сфера культурной деятельности становятся гораздо более разнообразными, нежели это было раньше [25,23].

Современные исследователи- культурологи исходят из того, что ста- новление медиакультуры было составной частью культурноисторического процесса и потому происходило в первобытном обществе. При этом в своем развитии медиакультура прошла следующие этапы: бесписьменность, устное вербальное общение, рождение первых графических знаков из рисунков, письменность, книгопечатание, появление первых иллюстраций. (исходные данные)

Первобытный строй

Отправным пунктом данного процесса был тот факт, что мышление первобытного человека было синкретичным, процесс накопления информации шел медленно, и, главным образом, был направлен на удовлетворение жизненных потребностей человека. Сферой развития коммуникативных навыков была трудовая деятельность, а так же «первобытное искусство» в котором воедино сочетались «прагматический и информационный аспекты» (Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: – М.: Академиче- ский проект, 2008. – С. 19.)

Первобытное искусство отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Древний человек пользовался невербальными формами общения, выбирал полезные ему действия, осваивал их и передавал следующим поколениям. Отечественная исследовательница медиакультуры – Н. Ки- риллова – отмечает подражательность ритуального поведения древних. Эта психологическая потребность людей возглавляет список медиакультурных императивов современного мира, нацеленных на создание коллективного образа. Люди, животные, вещи в понимании древних обладали сверхъестественной силой.

Таким образом, становится ясно, что медиакультура как новый тип культуры зародилась на самых ранних стадиях развития человечества, когда потребность в обмене информацией уже возникла, а способов ее передачи еще не существовало.

Постоянную потребность человека в собеседнике можно отнести к медиакультурному основанию. Потребность человека контактировать с другими людьми и повествовать об этом породила пластический язык лен- ты рисунков, в которой изображения непрерывно следовали одно за другим. При этом способность к вербальному общению создала язык, через который в мир человека вошло понятие мифа. В этот период развивается способность человека к воображению, которое впоследствии проложило путь к художественному вымыслу и подтолкнуло к творчеству. Все процедуры ритуалов, бытовые навыки люди пытались зафиксировать для передачи потомкам. Для того чтобы социальный опыт человечества был стабилен и неизменен, людьми была предпринята попытка создания системы знаков. «Изобретение алфавитного письма явилось тем великим шагом, который от варварства привел человечество к цивилизации. В тот момент, когда впервые было высечено, нацарапано имя вождя, или бога, или племени – мы никогда не узнаем точно, – тогда началась история»(исходные данные). Именно появление знаковой системы разделило историю человечества на доисторическую и историческую (информационную) эпохи.

В дальнейшем можно наблюдать зарождение пиктографии идеографии в первобытном обществе, как большой шаг в культурном развитии, рассматриваемого исторического периода.

Пиктография – передача мысли с помощью рисунка. Ролан Барт пишет, что «пиктограммы были привычными видами сообщений». Некоторые исследователи относят к пиктограмме и наскальную живопись.

Идеограмма – письменный знак, условное изображение, соответствующее определенной идее автора. В отличие от пиктограммы она не имеет прямого сходства со смыслом обозначаемого предмета и ее внешний вид «зависит от социальных традиций, материала для письма и письменных инструментов»(Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – С. 75).

В целом, изображение получило двойную – пластическую и словесную значимость. Письменность и ее всеобщее распространение набирало силу за счет того, что умение писать все больше и больше было востребовано социумом.

Таким образом, можно считать внеязыковую знаковую систему, новым этапом развития общества где напрямую выражаются мысли, а не слова и предложения как было ранее. «Наскальное письмо» можно назвать родоначальником визуальной и аудиовизуальной культуры.

 

Египетская культура

 

Египетская культура продолжает развивать внеязыковую систему общения, которая существенно отличается от первобытной. Она отличается нескончаемыми рядами повествований, располагая человеческие фигуры, друг над другом, как строки в тексте. «Ленты таких рассказов воспринимают- ся как прообраз кинематографический», пишет искусствовед М. Андронико- ва.

Этоявление было названо искусством Древнего Египта, которое было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали по строгим правилам – канонам. В честь богов воздвигали грандиозные храмы. В скульптуре и живописи их изображали как в человеческом облике (солнечный бог Амон-Ра, властитель загробного мира Осирис и его супруга Исида – богиня любви и материнства, богиня справедливости и космического порядка Маат и др.), так и в виде животных или людей с головами животных (Хор – в образе сокола; бог мудрости, правосудия и письменности Тот – птицы ибиса; покровитель бальзамировщиков и проводник умерших в загробное царство Анубис – шакала; богиня войны, болезней и покровительница врачевателей Сохмет –львицы и т. д). В отличие от др. культур Древнего Востока, египтяне подчёркивали в образах богов не устрашающе - ужасные черты, а величие и торжественность. Фараонов (царей) почитали как живых богов. Искусство было ориентировано на потустороннюю жизнь. Египтяне верили в продолжение жизни после смерти, если будет сохранено тело.

Большое значение для египтян имело повествование жизни умершего, которое наносилось на стены гробницы в виде рисунков и посменных пояснений. Они верили, что душа должна соединиться с телом в ином мире как раз при помощи настенных иллюстраций, поэтому еще никогда не была так важна и почитаема фигура художника, как во времена древнеегипетской культуры, он был своего рода проводником в мир «вечного покоя». Начертания ранних письменных знаков и изображений не всегда были понятны обывателю. Тогда Египтяне прибегали к помощи словесного пояснения – к прародителям экранных титров. Примером может послужить пиктограмма в одном из поясов победной плиты египетского фараона Нермера. «Птица сокол одной лапой держит на веревке человеческую голову, а другой указывает на шесть булавовидных значков, торчащих из вытянутого поперек головы тела. Надпись сообщает: «Царь вывел 6000 пленников из равнинной страны». Царь заносит тяжелую булаву над головой поверженного на колени пленника. Вокруг сцены атмосфера конкретного сражения и образ непререкаемой победы фараона». (Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. – М.: Искусство, 1980. – С. 48. 12)

Зрительное упрощение египетского изображения связано с процессом сложения письменной системы, поскольку литература обрела само- стоятельное существование, независимое от изобразительного ряда, а изо- бражение, в свою очередь, стало все чаще обходиться без непосредствен- ного словесного подтверждения. Но в сознании людей изображение и слово всегда оставались неразделенными. Поэтому у литературы впоследствии возникла потребность в иллюстрировании повествования.

В древности инструментом управления обществом становились первые книги, носившие исключительно религиозное содержание. В Китае в 868 г. мастер Ван - Чи отпечатал индийское сочинение «Алмазная Сутра» с гравюрой Будды. В Европе книги начали появляться в XV в., но при этом литература не была утилитарной, возможно потому, что издатели уже тогда высоко оценивали ее преимущество и силу ее воздействия на человека. Ведь особенность книг религиозного содержания в том, что, кроме духовной составляющей, оно несет в себе еще и мистическую окраску, связанную со сверхъестественными явлениями, наделенными неземной силой.

 

Древний Китай

Китай – одна из первых стран, где появилась письменность, подтверждает прямую связь зарождающейся культуры с магией. Истоки формирования медиакультуры кроются в документах мистического характера, которые велись с целью записи ответов, приходящих из потустороннего мира. Самые древние китайские буквы (пиктограммы и идеограммы), иногда «создавались в результате производившегося на- блюдения за мелкими трещинами, образовывавшимися в результате соот- ветствующих операций над костным материалом (нижней частью черепа- шьего панциря, бараньей лопаткой и т.д.)» (Камеранович И. Классический Китай. – М.: Вече, 2006. – С. 232. 10 Бюттен А.-М. Классическая Греция. – М.: Вече, 2006. – С. 223-224.) Такое объяснение происхождения письменности выражает мнение о том, что иероглифы не являются изо- бретением человека, а следовательно, могут быть поставлены на уровень божественных творений. Письменные знаки реализуются в области чувства, звука и визуальном аспекте, пишет исследователь китайской культуры – И. Камеранович: «Этот последний придает письменному тексту внеш- нюю красоту, которая оказывается включенной в игры форм и ритма».)» (Камеранович И. Классический Китай. – М.: Вече, 2006. – С. 232. 10 Бюттен А.-М. Классическая Греция. – М.: Вече, 2006. – С. 223-224.), а значит, появление иероглифов можно расценивать первым шагом к аудиови- зуальной культуре.

Красной нитью через всю античную культуру прошла мифология.

Миф- древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. Недостоверный рассказ, выдумка(ожигов). Коммуникативная сторона мифа заключается в том, что миф нашел понятные человеку образы, уделяя внимание не только главным своим героям, но и их антагонистам, что дало возможность быть распространенными оппозици- онным выпадам против мнения, поддерживаемого большинством. «Эсхил сделал из Прометея мятежного героя, поднявшегося против несправедливо- сти и злоупотреблений властью»11(Найти источник). Тенденция обожествления героев также происходит из греческих мифов, которые совершали подвиги ради определенного места, нуждающегося в их защите. В результате та территория, которую охраняли эти персонажи, сделала их фигуры культовыми.

 

Древней Греции

Устная речь в Древней Греции имела большую популярность,на ряду с легендарной греческой скульптурой, о чем свидетельствует форма философских работ, написанных Платоном в форме диалога – беседы своего учителя Сократа с оппонентами. Технология, использования, такого рода, дискуссионных бесед может быть заимствована и современными медиашколами. Платоновский принцип «припоминания истины» в диалогах путем постановки наводящих вопросов поможет воскресить утерянные знания, восстановить утраченные принципы нравственности и морали. Несмотря на то, что в V веке уже широко были распространены книги, тексты продолжали передаваться устно. Это говорит о неискоренимом желании потребителя информации видеть за ней личность, а не просто набор символов на бумаге. Обезличенный текст никогда не заменит меж- личностный контакт и радость человеческого общения.

Силу воздействия устного слова на слушателя еще в V веке до н.э. почувствовал Платон. Французский историк Анн-Мари Бюттен утверждает, что философ даже «отказывал поэтам в предоставлении места в обществе, в значительной степени потому, что поэзия представляет собой силу, которая может способствовать и благосостоянию государства и, напротив, наносить вред» Бюттен А.-М. Классическая Греция. – М.: Вече, 2006. – С. 210. В отказе Плато- на поэтам мы видим первые предпо- сылки философа к введению цензуры. Ведь свобода слова стала выражаться уже во времена классической Греции, и право на выражение собственного мнения распространялось на всех.

Ученик Платона Аристотель ввел человечество в мир аналитики, которая получила дальнейшее развитие в публицистических формах, по- священных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества, и стала играть важную политическую и идеологическую роль, концентриру- ясь вокруг острых проблем. Философской школой киников в III в. до н.э. был создан жанр античной литературы «диатриба» – беседа на темы философии и морали, допускающая полемику, разрушающую воображаемого противника. В сторону оппонента не возбранялось применять нападки личного характера. Плодам воображения античных философов суждено было воплотиться в реальность. Сегодня беседы в форме поединка без правил приобретают все больший размах на ТВ. Ярчайшим примером могут послужить современные проекты В. Соловьева: «К барьеру» и «Поединок».

Таким образом, если исходить из определения Э. Холла: «Коммуни- кация – это культура, а культура – это коммуникация» (данные), то получается, что понятие медиакультуры родом из области культуры, направленной на общение и взаимодействие.

Из этого следует, что медийные функции в древней Греции выполняла литература в сочетании с ораторским искусством, одновременно способствуя развитию греческого полиса.

Древний рим

Римляне также высоко ценили письмо и литературу как и греки. Они получали удоволь- ствие от кодирования текста языко- выми средствами. «Знатные граждане составляли анонимные речи, писали любовные записочки и всякий вздор на маленьких деревянных таблич- ках…Наличие домашней библиотеки стало признаком высокого положения и богатства ее владельца»(Роббер Ж.-Н. Рим. – М.: Вече, 2006. – С. 115.)

От жела- ния самовыразиться в период импе- рии римляне перешли к литературе с республиканской идеологией, миссия которой заключалась в восхвалении го- сударства. Причем приветствовалось, когда писательский труд приобретал форму обращения к народу. Большой популярностью стало пользоваться ораторское искусство. Статус ора- тора был идеализирован: например, Катон и Цицерон утверждали, что го- ворить с народом на одном языке мог только порядочный человек. «Влия- тельные республиканские деятели … старались привлечь поэта в свою сви- ту, чтобы он воспевал их заслуги»(Роббер Ж.-Н. Рим. – М.: Вече, 2006. – С. 117).

Любое литературное произведение римляне произносили публично, так написанные строки становились жи- вой материей. Текст усваивался ухом и готовил человечество к появлению радио. Основными критериями сочи- нения стали: акценты, ритм и темп. Так люди начали открывать для себя магию звука и власть голоса. Каждое произнесенное слово имело для рим- лян огромное значение. С большим трепетом они относились к смыслу, озвученному на форуме. Можно пред- положить, что эти условия способ- ствовали развитию музыкальности ла- тинского языка. «Речи скорее пелись, чем произносились, и первое время их сопровождала игра на флейте, зада- вавшая тон выступлению»(Роббер Ж.-Н. Рим. – М.: Вече, 2006. – С. 121).

Относительно изобразительно- го повествования для нас представляет интерес лента римской исторической хроники. Фидий, например, опоясал Парфенон двухметровой вереницей рельефа, изображавшей праздничное народное шествие. Здесь необходимо обратить внимание на то, что зада- чей этого скульптурного произведе- ния было отнюдь не документальное повествование, а поэтический образ идеальной гражданской процессии, в которой принимали участие и люди, и боги. Удачный исход любого собы- тия римляне пытались увековечить. В ознаменование победы императора Траяна над Дакией они воздвигают в столице тридцативосьмиметровую триумфальную колонну, увитую спи- ралью рельефа. В двухстах метрах этой каменной ленты показана история пятилетней войны Траяна с даками. События излагаются в ней последова- тельно и подробно. Зачастую сцены жестоки в композиции скуль- птурного монумента имели место для того, чтобы внушить страх всем по- тенциальным противникам. Причем портретное изображение императора Траяна появляется в документальной скульптурной ленте девяносто раз, и зритель начинает узнавать своего ли- дера в лицо. Так Римляне научились выделять героя портретными сред- ствами.

Повтор информации занима- ет лидирующее место в арсенале со- временных манипулятивных средств. И цель у них та же, что и в древние времена: сделать героя узнаваемым, почитаемым и любимым.

 

Средневековье

На смену римскому скульптур- ному повествованию об исторических героях приходит живописный рассказ о жизни Иисуса Христа. В 313 г. хри- стианство становится господствую- щей религией. Ей необходимы циклы картин, которые могли бы связно пере- дать последовательность библейских событий.

Под каждым изображением ставятся «титулы» – поясняющие над- писи, как правило, сочиненные в сти- хах: они призваны довести до сознания прихожан содержание истинной веры. «Умершляй свое тело ради возвышения души» (ветхий завет).

Художники выбирают из Свя- щенного писания наиболее вырази- тельные, с точки зрения драматургии, сцены. Содержание каждой картины мотивирует действие, происходящее в сцене за ней следующей. Главное для итальянского живописца Джотто – ис- следование нравственных свойств ге- роев, передача их переживаний. В его фресках мы наблюдаем драматурги- ческую и новаторскую попытку жи- вописца показать характер главного героя.

Часть религиозного опыта, связанного с ин- тенсивным переживанием таинствен- ного и устрашающего божественного присутствия в научный оборот ввел теолог и историк религии Рудольфо Отто, позаимствовав из латыни по- нятие «нумен». Нуменом римляне называли божественную силу, власт- но распоряжающуюся человеческой судьбой. И Джотто в своей живописи удалось создать подобную атмосферу нуминозности. На примере Джотто мы видим попытку визуального искусства по- строить повествование на новой дра- матической основе.

Таким образом, художник выполнил задачу современ- ных экранных искусств – держать ин- терес зрителя. Джотто перевел дина- мику слова в динамику изображаемых событий, в эволюцию жестов и движе- ний своих персонажей. События, которые только упамянались в священ- ном тексте, в картина художника передаются во всем много- образии человеческих чувств. Подоб- ное художественное повествование, наполненное смыслом, философией, драматургически выстроенное не уступает художественной киноленте.

Поэтому художников, испытывающих потребность в органическом слиянии слова и пластики, можно назвать ран- ними режиссерами и сценаристами. В средневековой Европе, не- смотря на повсеместную власть церк- ви, на заре XI в. стала публиковать- ся уже учебная литература. Начало главы книги было принято украшать инициалом. Известно изображение, предвосхищающее главу «Доната», на инициале которой была нарисована порка нерадивого ученика в назида- тельных целях.

С этого времени изо- бражения пошли по пути письменных знаков – начали преследовать опреде- ленные императивы. Сразу за учебной литературой стала выходить научная. Она имела сугубо утилитарное значе- ние. «Начала геометрии» Евклида пе- реиздавались ежегодно по 6-7 раз. Это свидетельствовало о зарождении мас- сового спроса на информацию. Книги по астрономии служили мореплава- телям ориентиром в путешествиях. Потребность в сведениях различного рода создала ситуацию, когда одних печатных знаков книжной культуре стало остро не хватать. Все чаще изда- тели стремились к наглядности. «Кни- га хроник» по всемирной истории содержала сотни гравюр: портреты царей, императоров, пейзажи. Стрем- ление иллюстрировать свой продукт у первых издателей было настолько сильным, что изображение зачастую выступало в ущерб смыслу.

Однако, ценность этого, хоть и несовер- шенного, опыта – в том, что книжные иллюстрации открыли эффект мгно- венного воздействия изображения на читателя и давали ему возможность сделать предположение о содержании, не вчитываясь в текст, а всего лишь пролистав страницы издания.

Эпохи Возрождения

Сегод- ня гравюра обладает богатым списком средств художественной выразитель- ности: контурная линия, штрих, пят- но, тон, иногда цвет. Общественный интерес к гравюре с ее большими ти- ражами появился в Европе в начале эпохи Возрождения – с ростом само- сознания личности, с расширившейся 1. История и теория культуры 21 История медиакультуры: самоопределение от древности до Нового времени потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей»18. Здесь следует сказать о зарождающем- ся принципе (эффекте) наглядности, который чрезвычайно быстро пере- местился из религиозной в светскую среду.

Девизом новой исторической эпохи стало вырожение «Бог создал человека по образу и подобию своему».

Первые ксилографии в Европе имели духовное содержание, а затем в этой же технике начали исполнять- ся сатирические и аллегорические листы, азбуки и календари. Далее гра- вюры начали соревноваться в технике исполнения для придания сюжетам большей экспрессивности:

В Италии иллюстраторы пытались выделить свои работы по-разному: флорентий- цы – за счет орнамента, венецианцы и веронцы стремились к достижению трехмерности пространства. Немцы создавали дополнительный объем за счет нежной, моделирующей светоте- ни. Художники-графики стремились к героической монументальности обра- зов. С появлением жанровых мотивов гравюра послужила оружием острой социальной борьбы в Германии («ле- тучие листки») и Нидерландах (гра- вюры круга П. Брейгеля Старшего). «Битва сундуков и копилок», «Пирше- ство тощих», «Пиршество жирных». 18 Яндекс. Словари. [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: http: http:// slovari.yandex.ru/ Одновременно с тяжелыми фо- лиантами издавались и карманные книжки для повседневного чтения, и агитационные брошюры, и листовки политического содержания.

Это свиде- тельствует о том, что одним обменом сведений об окружающем мире люди не ограничились. Первые попытки воздействия на умы читателей показы- вают намерение управлять обществом с помощью общедоступной информа- ции.

С каждым днем арсенал средств воздействия на массы увеличивался. Вначале человечество получило для этих целей буквы, затем картинки, и, наконец, соединило это воедино и стало тиражировать. При этом пись- менный текст и рисунок имели одина- ковую значимость, ведь «письмо или изображение, письменная речь могут быть материальными носителями ми- фического сообщения»19. Информацию экономического содержания можно найти в древнем венецианском тексте, датированном XII веком. В нем говорилось, что ве- нецианский купец берет в свидетели двух человек для подтверждения того, что он отправил отцу в Венецию боль- шую партию продуктов на корабле. 19 Барт Р. Избранные Работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – С. 74. 22 Культура и цивилизация. 1`2011 Кумелашвили Нанули Ушангиевна В документе было указано название корабля – Марко Грити, и механизм оплаты стоимости груза. А 25 января 1348 г. в Венеции была сделана собы- тийная запись, повествовавшая о зем- летрясении, «после которого земля содрогалась 40 дней, а затем последо- вала эпидемия чумы, уничтожившая более трехсот братьев»20. Эта истори- ческая запись – первая ступень к собы- тийному репортажу. В современном медиамире такие сообщения служат основой для информационных посла- ний на радио, телевидении и Интер- нете. Цель их не всегда бывает инфор- мационной, а скорее манипулятивной, когда внимание зрителя пытаются за- воевать срочностью и сенсационно- стью – средствами утрирующими и, тем самым, искажающими истинную картину мира. Один из Венецианских купцов в это же время записал содержание Германо-венецианских переговоров по поводу наземных перевозок. Воз- можно, этот опыт стал отправной точ- кой для того, чтобы сегодня дискус- сии, встречи, круглые столы можно было наблюдать в реальном времени. Для этих целей медиакультура рас- полагает богатым арсеналом средств. 20 Оке Ж.-К. Средневековая Венеция. – М.: Вече, 2006. – С. 261. Диалоги печатаются в газетах слово в слово, передаются с помощью радио и телевизионного эфира, создавая эф- фект присутствия и имитируя разго- вор в реальном времени. Результаты переговоров могут также пересказы- ваться в лаконичной форме в инфор- мационных отчетах. В Венеции огромным успехом пользовалась историография. Сведе- ния записывались в форме хроник. Со времени Джованни Диаконо они стали тесно связаны с работой государствен- ного аппарата и правительственных структур. В то время предпринима- лись попытки составить и аполитич- ные летописи. В 1268 г., Мартино де Канале, например, состоявший на та- моженной службе, задался целью рас- сказать потомкам о том, как венеци- анцы строили свой город. Но, говоря об этом произведении, автор не смог обойтись без упоминания главы го- сударства и без его восхваления. Так летопись Мартино де Канале потеря- ла историческую и политическую не- зависимость. «Я хочу, чтобы все, кто придет в этот мир, знали, как строил- ся славный город, сколько имелось в нем богатств, и как могуществен был сеньор венецианцев, благородный дож»21. 21 Там же. С. 262. 1. История и теория культуры 23 История медиакультуры: самоопределение от древности до Нового времени Зарождение медийных направ- лений аналитики и публицистики, журналистского расследования, мож- но найти в хрониках Антонио Моро- зини, в которых откровенно говорится о проведении налоговой политики и анализируется заговор дожа Мариино Фальеро не как проявления амбиций правителя-тирана, а как вспышку со- циального конфликта. Искусство ана- лиза сегодня широко применяется в информационно аналитических и пу- блицистических изданиях. В средневековой Венеции го- сударство проводило завоевательную политику, и даже если тактика прави- тельства вызывала негативные отзы- вы, историографии полагалось неза- медлительно давать им отповедь, т.е. вести идеологическую контрпропа- ганду. Так, подчеркивает французский историк Ж.-К. Оке, «история станови- лась служанкой политики»22. В конце 15-го века начал развиваться новый жанр ведения дневников, куда запи- сывались текущие события. Сегод- ня рассказ от первого лица не теряет своей актуальности ни в литературе, ни в медиасреде. Ярким литератур- ным примером может служить роман «Прощай оружие» Эрнеста Хэмин- гуэя, а образцом видеоповествования 22 Там же. С. 263. правомочно считать фильм Игоря Бе- ляева и Михаила Сладкова о первой чеченской кампании «Дорога в Ад». К 1440-му году книги в Вене- ции стали объектом активной меж- дународной торговли, литературу коллекционировали, активно распро- странялась библиотечная культура. Для развития печатного дела венеци- анцы пытались привлечь инвесторов из промышленников или банкиров. За новое дело изъявили желание взяться две семьи: Агостини и Пирули, зани- мающиеся банковским делом. На счету первой 21 книга, на счету второй – 20. Кроме того, Пирули торговали кожей и металлами, из которых отливались печатные знаки, а Агостини владели предприятием по изготовлению бу- маги. «Так возникло новое явление – связь между владельцами капиталов и современной техники», что позволи- ло книжному рынку ориентироваться уже на широкую публику. Но не только издательский бум средневековой Венеции внес вклад в развитие медиакультуры. Истоки ау- диовизуальной культуры можно най- ти и в музыке этой страны. В XIV в. Происходило становление жанра «мо- тета», призванного прославлять не- которые важные события политиче- ской жизни страны. Как пишет Ж.-К. 24 Культура и цивилизация. 1`2011 Кумелашвили Нанули Ушангиевна Оке, дож был весьма благосклонен к «любому художественному прослав- лению Венецианской республики и чествованию лично его»23. С тех пор жанр мотета прочно укоренился. Дож Андреа Контарини (1368-1382) пору- чил композитору сочинить музыку к поэме, написанной в его честь «Бла- городнейший из князей». Так культу- ра становилась слугой политики.

 

Вывод

Проведенный анализ показыва- ет, что зачатки медиакультуры появи- лись еще в древние времена. Особый интерес представляет для нас возник- новение письменности и ораторского искусства. Такого рода занятия скла- дывались на фундаменте обожествле- ния знаков, мифологизации текстов, нуминозности атмосферы, архетипич- ности образов и философии смыслов. С точки зрения формы – наскальные рисунки первобытных людей, первые изображения древнеегипетских гроб- ниц, античная вазопись и средневе- ковая живопись, сцены победных и триумфальных шествий – есть изо- бразительная предыстория экранной культуры. В описанном периоде – от древ- ности до Средневековья, особо значи- мым представляется трансформация от зарождающегося ораторского ис- 23 Там же. С. 265. кусства к предпосылкам аудиовизу- альной культуры. Весьма любопытны и переход от рукописных книг к пе- чатным экземплярам, и открытие но- вого иллюстративного ресурса. Изо- бражение через наглядность усилило степень воздействия, и текст, чтобы не проигрывать картинке по степени выразительности, начинает добавлять ритм и слог к своей форме. Все названные инновации ста- ли мифологизироваться, ангажиро- ваться и коммерциализироваться. Так, к завершению средневекового перио- да с небольшим, но весьма действен- ным набором средств воздействия, медиакультура поднялась на следую- щую ступень развития, практически исключив из своего поля понятие не- зависимости и прозрачности инфор- мации. Подводя итог, можно сделать вывод, что человек реализовывал все свои стремления (попытки) к обще- нию. При этом в процессе эволюции шел постоянный процесс образования новых форм коммуникации, которые совершенствовались веками, транс- формировались в виды искусства – литературу и кино и заняли соответ- ствующее место в современности в следующих видах деятельности: пе- чать, кино, ТВ, Интернет.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. История и теория культуры 25 История медиакультуры: самоопределение от древности до Нового времени Список литературных источников

1. Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. – М.: Искусство, 1980. – 423 с.

2. Барт Р. Избранные Работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 616 с.

3. Бюттен А.-М. Классическая Греция. – М.: Вече, 2006. – 384 с.

4. Камеранович И. Классический Китай. – М.: Вече, 2006. – 416 с.

5. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. – М.: Академиче- ский проект, 2008. – 508 с.

6. Коновалова О.В. Методология исследования журналистики в контексте си- нергетической теории. Монография. – М., 2011. – 90 с.

7. Краткий философский словарь / сост. А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2002 – 191 с.

8. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – Т.2. – М.: Мысль, 1990 – 524 с. 9. Оке Ж.-К. Средневековая Венеция. – М.: Вече, 2006. – 384 с.

10. Роббер Ж.-Н. Рим. – М.: Вече, 2006. – С. 115.

11. Яндекс. Словари. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: http://slovari. yandex.ru/.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка реферата в баллах | ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ ПО ВРАЧЕБНОЙ РЕЦЕПТУРЕ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных