Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поп-дизайн - культура для молодых

Не смотря на то, что в поп-культуре мастера оттал­кивались от т.н. "низменного искусства", это совсем не означало, что стиль "поп" был стилем товаров повседнев­ного потребления. В отличие от приверженцев "хорошего дизайна" дизайнеры стиля "поц" искали менее серьезный смысл в своих произведениях. Стиль "поп" был стилем для молодых. К 60-м годам идея производства добротных и долговечных товаров уходит на второй план, уступая место лозунгу "сегодня использовал - завтра выбросил". Это был настоящий прорыв в философии промышленного производства и дизайна!,, Пятнистый детский стул Петера Мурдока из гофрокартона, цветное пневматическое крес­ло из поливинилхлорида Ди Паса, Д'Урбино стали одни­ми из выдающихся представителей легкодоступной и ши- рокораспространяющейся "культуры недолговечности". В сверкающих глянцем обложках модных журналов рекла­мировались оригинальные идеи платьев из бумаги.

Среди дизайнеров, работающих в стиле "поп", осо­бой популярностью пользовался пластик. В 60-х годах были созданы многие виды пластиков и освоены процес­сы их производства. При этом самым большим преиму­ществом была низкая стоимость этого материала. Яркие радужные цвета и необычные и смелые формы стиля "поп" вытеснили последние остатки послевоенного аске­тизма и дали новый стимул шагающему, по миру опти­мизму, который поддерживался беспрецедентным эконо­мическим благосостоянием населения и сексуальной сво­бодой.

Одним из первых, еще в 1959 году, с пластиком начал экспериментировать известный впоследствии ди­зайнер Энзо Мари, отличающийся радикальными взгля­дами. В результате его творческих поисков возникли многочисленные объекты высочайшего качества, выпу­щенные фабрикой "Danese": цилиндрическая подставка для зонтов (1962), ваза «Паго-Паго» (1969), модульная система для оборудования выставок (1965).

В связи с тем, что поп-дизайн ориентировался, глав­ным образом, на молодежный рынок, товары были деше­выми и, как следствие, часто посредственного качества. Эстетика недолговечности этих товаров была частью их стоимости, поскольку являлась противоположностью вне­временной классики современности.

Поп-дизайн развивал свои собственные принципы и закономерности формообразования, противоположные идеологии "современного движения", но при этом не находился с ним в противоречии. "Поп" означал быть современным, быть модным и в высшей степени соответ­ствовать времени.

Поп-дизайн был неотделимо связан с американской мечтой абсолютно потребительского мировоззрения. не- прекрытого материализма, которая в начале 60-х овладе­ла всем западным миром. Аппетит к "попу" был ненасыт­ным и всеобъемлющим. Даже объекты "современного движения" становились воплощением поп-мечты. Ричард Хамилтон включал электроприборы Брауна в свои кар­тины, возвышая их до поп-символов.

Поп-культура не только творилась из бесчисленных источников, но и создавала собственные галереи из мо­ментально возникших героев и героинь. Оформленная в 1967 году Петером Влеком обложка альбома Битлз "Клуб одиноких сердец сержанта Пепперса" похожа на своеоб­разный иконостас поп-героинь и героев. Ален Джонс создал в натуральную величину полуобнаженных краса­виц, которые одновременно служили предметами мебели. Тем самым он поставил под вопрос границы между ис­кусством и функциональным дизайном.

Художники начала 60-х видели одну из главных задач своей работы в том, чтобы публика принимала участие в их искусстве. Они стремились сократить ди­станцию между своим произведением и зрителем, втянув последнего как активного участника в свое произведение. V "Только двинься наблюдатель - произведение должно тотчас же измениться". Для этого художники рассматри­вали создание трехмерных конструкций, которые зритель должен пройти (или обойти). Иллюзия третьего измере­ния создавалась также оптическими и световыми эффек­тами. Так возникли новые направления в искусстве "Situation Art", "Op Art" (оптическое искусство), "Кине­тическое искусство".

Оп-арт

Направление Оп-арт, названное из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учетом физико­психологических особенностей зрительного восприятия. Художники этого направления были, в основном, заняты созданием оптических иллюзий. Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство являлось строго беспредмет­ным. Оно развилось частично из геометрической абстрак­ции, хотя его родословная' восходит и еще дальше, к Мондриану. В то же время; оп-арт стремился расширить мир оптической иллюзии всеми имеющимися в распоря­жении художника способами, используя возможности новых материалов и технических средств, создаваемых наукой, в том числе и лазерной технологией.

Значительное место в оп-арте занимают конструк­ции или “Инвайронменты”, воздействие которых зависит 7 от света и движения, и не может быть достаточно пере-

дано в альбомной репродукции.

Из-за опоры оп-арта на науку и технику его возмож­ности казались практически беспредельными. Однако, до­стигнув своей зрелости в конце 60-х - начале 70-х оп-арт в дальнейшем затормозился в своем развитии. Главное затруднение было связано с тематикой произведений. Оп­арт выглядит откровенно рассудочным и чрезмерно сис­тематическим течением, сходным скорее с науками, чем с гуманитарными профессиями. И, хотя достигаемые им эффекты бесспорно потрясающи, они относятся к узкой области интересов, лежащих, как правило, вне основного русла современного развития искусства. Своим разнообра­зием и выразительностью, необходимыми для того, чтобы это искусство стало живой традицией, оп-арт обязан лишь небольшой группе мастеров.

Главным теоретиком стиля оп-арт, как и его наиболее изобретательным практиком был французский художник Виктор Вазарели. Большая часть его работ выполнена буквально в черно-белой гамме, например, масштабное полотно “Вега”, название которой происходит от самой яркой звезды в созвездии Лира. Это огромное поле из черно-белых клеток, правильность которых нарушается из-за изгибов линий, образующих квадраты. Картина по­буждает нас двигаться взад-вперед, а когда мы делаем это, нам кажется, будто это само поле приходит в дви­жение, то расширяясь, то изгибаясь, то сжимаясь. Если бы “Вега” была трехмерным объектом, разнообразий эф­фектов стало бы больше.

Поп-дизайн вместе с другими течениями анти-дизай­нерской направленности противостоял "современному дви­жению", заявлявшему "меньше - значит лучше" и привел к радикальному дизайну 70-х. Он черпал свое вдохновение из многочисленных источников Арт-нову, Оп-арт, Арт- Деко, "Футуризм", "Сюрреализм", "Психоделическое ис­кусство", "Восточный мистицизм", "Кич", "Космических полетов". Средства массовой информации способствовали популяризации поп-дизайна! Нефтяной кризис начала 70- х годов снова вернул дизайн к рациональным принципам формообразования. '/Поп-дизайн сменили возрождающиеся ремесла, с одной стороны, и стиль Хай-тек, с другой, тем самым был положен фундамент для нарождающегося сти­ля "Постмодерн".

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Создание файла новой базы данных и таблицы.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных