ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Становление контрастной полифонииКОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ
Контрастная полифония образуется при одновременном сочетании различных мелодий. В ней проявляется одна из специфических особенностей музыкального искусства. Одновременные реплики персонажей в драматических произведениях встречаются крайне редко, так же как и попытки совмещения разных изображений (например, так называемая двойная экспозиция в фотографии, кино, телевидении, когда одно изображение служит как бы фоном другому). В музыке контрастное многоголосие встречается часто и в самых разных жанровых и выразительных ситуациях, оно выполняет важные смысловые и формообразующие функции. В европейской музыке контрастное сочетание мелодических голосов возникло в ходе длительного исторического развития. Есть основания полагать, что уже в Древней Греции и Древнем Риме музыка была не только одноголосной. Из античных текстов следует, что более двух тысяч лет назад уже сложилось понимание консонирующих и диссонирующих интервалов. Однако достаточно конкретными материалами наука не располагает. Зато точно известно, что почти все первое тысячелетие нашей, эры в Европе звучала почти исключительно одноголосная музыка. Этому в немалой степени способствовала и традиция церковного пения (григорианский хорал, канонизированный в конце VI века). Только в IX веке появляется органум, иногда называемый диафонией (явление, родственное подголосочности), который поначалу представлял собою лишь регистровое расщепление напева: основная мелодия удваивалась в нижнюю кварту, квинту или октаву. Строгий органум (пример). В преддверии второго тысячелетия голосоведение становится несколько более свободным, хотя все еще сохраняется ритмический принцип «нота против ноты» (punctum contra punctum), т. е. эквиритмия. Свободный (непараллельный) органум (пример). И только в конце ХI – начале ХII столетия складывается мелизматический органум, в котором основной, главный голос (vox principalis) ведет традиционный хоральный напев в его каноническом виде, а сопутствующий голос (vox organalis), поющий, как правило, выше основного, свободно орнаментирует, распевает свой вариант напева так, что на один звук хорала у него приходится от двух-трех до десятка, а то и более, звуков. При этом словесный текст произносится обоими голосами синхронно, эквиритмично. Мелизматический органум (пример). В XII – ХIII веках сложился новый жанр светской вокальной музыки - мотет, в котором впервые имело место одновременное изложение нескольких мелодических мыслей. Собственно музыкальное многоголосие подчеркивалось и разными словесными текстами у разных голосов. К нижнему - теноровому - голосу, который пел на латыни мелодию, так или иначе варьирующую хоральный напев (иногда это был и инструментальный голос), приписывались сверху еще два с разными текстами, причем на родном языке и как бы не зависящие друг от друга: при сочинении учитывалось лишь отношение каждого из них с тенором: Спустя три столетия этот принцип нашел свое дальнейшее развитие в жанре кводлuбета (от лат. – что угодно) – юмористической, часто пародийной вокально-ансамблевой пьесы, сочетающей законченные мелодии и тексты или их фрагменты как в последовательности, так и одновременно. С ХIII столетия начинает определяться и мажорно-минорное ладовое сознание, с опорой на которое в эпоху Возрождения расцветает полифония строгого стиля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|