ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ КАДРАПри работе над композицией кадра следует прежде всего исходить из основной идейно-художественной задачи: донести до зрителя содержание, смысл снимаемого кадра в правдивой и выразительной форме. Правдивое и выразительное раскрытие содержания кадра требует непременного выделения тем или иным способом главного, сюжетно важного объекта изображения. В кинематографе и на телевидении наиболее важным объектом чаще всего является человек. Единство, или целостность, — качество, необходимое для композиции в любом виде искусства; вне единства композиция не существует. В кино- телесъемке единство многосторонне. Оно выражается в использовании композиционных построений, которые подчинены законам восприятия, законам красоты. Выбор такого композиционного построения, которое обеспечивает наиболее ясное и четкое выявление главного содержания кадра, полное и выразительное раскрытие темы, подчинение главному элементу содержания элементов второстепенных, является одной из основных задач композиции. Главный объект в кадре должен быть активен, на нем должен быть сделан акцент. Из сказанного следует, что содержание определяет работу оператора над изобразительной формой кадра, над решением всей композиционной задачи.
Говоря о соподчинении элементов, следует иметь в виду, что кадр чаще всего распадается на отдельные части в том случае, когда в изображении есть отчетливо различимые горизонтальные или вертикальные линии. В таких случаях нужно позаботиться о том, чтобы каким-то приемом скрасить, затушевать этот распад. Единство — необходимое условие самого существования композиции, многообразие необходимо для ее содержательности, эстетической действенности. РАВНОВЕСИЕ В визуальном смысле, так же как и в физическом, равновесие — это такое расположение предметов или элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Такие факторы, как форма, направление, месторасположение, в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. В этом случае кажется, что ни одно изменение невозможно, а в целом данная композиция выглядит «нуждающейся» во всех составляющих ее частях. Несбалансированная композиция выступает случайной, временной и, следовательно, необоснованной. Ее элементы стремятся к изменению своего места и формы, с тем чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре.
Отсутствие равновесия не всегда передает момент текучести, присущей всей фигуре в целом. На иллюстрации 3 симметрия креста показана настолько четко, что кривая линия воспринимается просто как какое-то частичное искажение фигуры. Здесь, следовательно, равновесие модели чувствуется до такой степени, что дает возможность изолировать все остальное как навязчивый элемент. При таких условиях отсутствие равновесия вызывает появление местной, локальной помехи в восприятии единого целого.
Полезно описать два фактора, обусловливающих момент равновесия: «вес» и направление того или иного элемента художественной композиции. Вес зависит от месторасположения изображаемого элемента. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной оси, проходящей по центру, композиционно «весит» меньше, чем элемент, находящийся вне осевых линий, указанных на структурном плане (ил. 4). Композиционный вес нельзя смешивать с «важностью» — главным акцентом кадра. Объект, расположенный в центре, предполагает большую важность, чем предметы, находящиеся по бокам. Предмет верхней части композиции «тяжелее» того, что помещен внизу, а предмет, расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем предмет, расположенный с левой. При анализе изобразительной композиции также может оказаться полезным и принцип рычага, заимствованный из физики. Согласно этому принципу, вес изображаемого элемента возрастает пропорционально его расстоянию от центра равновесия. Хотя это и верно, все же не стоит забывать, что вес изображения не существует в пустом пространстве и что обычно на восприятие оказывают сильное воздействие другие мощные факторы расположения изображаемого объекта, которые в известной степени нарушают принцип рычага. По-видимому, эффект рычага можно применить и в отношении третьего измерения — глубины. Чем дальше от зрителя расположены предметы, тем больший вес они несут. Перспектива, которая управляет зрением в удаленном пространстве, обладает огромной уравновешивающей силой. Вероятно, это особый случай более общего эффекта удаления. Этот фактор не поддается какой-либо количественной оценке, так как предмет, расположенный на некотором расстоянии от зрителя, благодаря перспективе кажется относительно большим. В результате этого данный предмет может выглядеть более тяжелым, чем это допускает площадь его изображения в кадре или на картине. Все зависит и от размеров объекта. При прочих равных условиях предмет больших размеров будет и выглядеть тяжелее. Очень важное значение на восприятие, к сожалению, мало исследованное, играет цвет. Красный цвет тяжелее голубого, а яркие цвета тяжелее, чем темные. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства. Частично это является результатом эффекта иррадиации, который заставляет яркую поверхность выглядеть относительно большей. Феномен, называемый эффектом иррадиации, заключается в том, что светлый квадратик на темном фоне воспринимается несколько большим, чем равный ему темный квадратик на том же темном фоне.
На композиционный вес оказывают влияние форма и направление снимаемых объектов. На иллюстрации 5 изображен относительно маленьких размеров круг, уравновешивающий две большие фигуры — треугольник и прямоугольник. Вертикально расположенные формы воспринимаются более тяжелыми, чем наклонные. Направление, так же как и вес, влияет на равновесие. Форма изображаемых объектов предполагает соответствующие оси симметрии, а эти оси создают направление силы. Оси, образованные формой, допускают движение в двух противоположных направлениях. Эллипс (ил. 6) указывает направление не только вверх, но и вниз. Направленные силы создаются также и содержанием. Оно определяет фигуру человека, идущего вперед или падающего назад. В любом конкретном кадре действует за и против некоторое число разобранных выше факторов, создавая в конце концов равновесие целого. Когда используется реальное движение, например в кино и ТВ, то направление указывается самим движением. Равновесие достигается либо между событиями, происходящими в одно и то же время (например, когда двое танцоров симметрично движутся относительно друг друга), либо между событиями, следующими одно за другим. При монтаже фильма, например, следует учитывать, что за сценой, изображающей движение слева направо, следует давать сцену, изображающую движение справа налево. Элементарная потребность в такого рода уравновешивающей компенсации была ясно показана экспериментами, в которых после демонстрирования на киноэкране в течение определенного времени линии, изогнутой посередине под тупым углом, прямая линия воспринималась как линия, изогнутая в противоположном направлении. Подобным образом, когда испытуемый рассматривал прямую линию, умеренно отклоненную от вертикали или горизонтали, а затем истинно вертикальную или горизонтальную линию, то последние казались наклоненными в противоположную сторону. Нижняя часть зрительно воспринимаемого кадра требует большего веса. Один из психологов пишет: «Если кого-нибудь попросить без всякого измерения разделить перпендикулярную линию пополам, то его отметка неизменно кажется несколько выше действительной. Если линия разделена пополам с предельной точностью, то очень трудно себе представить, что верхняя половина нисколько не длиннее нижней». Чем это явление объясняется, пока неизвестно. Любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой стороне кадра или картины. Очевидно, эти явления имеют глубокие корни — корни, которые простираются к самым основаниям природы наших чувств. Композиция покоится на своего рода контрапункте, то есть на множестве взаимно уравновешивающихся элементов. Но эти антагонистические силы не являются противоречивыми и не конфликтуют между собой. Они не создают неопределенности. Неопределенность запутывает художественное изложение, потому что она вынуждает зрителя колебаться между двумя или более утверждениями, не образующими единого целого. Само по себе каждое отношение, каждая связь не находятся в состоянии равновесия; взятые же все вместе, они в структуре произведения взаимно уравновешивают друг друга. Стремление к равновесию можно описать как стремление к простоте (что, между прочим, является основным законом зрительного восприятия). Упраздняя неясность и разобщенность, равновесие усиливает простоту композиции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|