Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Водные биоресурсы и аквакультура. сельскохозяйственных животных

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра разведения

сельскохозяйственных животных

 

 

Питание рыб. Определение состава пищевого комка

Методические указания

для студентов биолого-технологического факультета

 

Направление подготовки

Водные биоресурсы и аквакультура

 

Профиль подготовки

Фермерское рыбоводство

 

Квалификация выпускника

 

Бакалавр

 

Уфа – 2011

 

 
УДК 639.3

ББК 47.2

К 23

 

 

Составитель: доцент, к. с.-х. н. Каримова С.Г.

 

Рецензент: ведущий специалист РБ по рыбоводству Юсупов Р.Б.

 

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой разведения с.-х. животных, доцент Валитов Ф.Р.

 

 

1 Тема: Питание рыб. Определение состава пищевого комка

1.1 Цель занятия: освоить методику изучения питания рыб

1.2 Материал и оборудование: Свежая или фиксированная рыба, измерительные доски, штангенциркули, линейки, весы технические и аптечные, предметные и покровные стекла, чашки Петри, микроскопы бинокулярные, лупы, препаровальные иглы, кю­веты, скальпели, ножницы, весы, вата, пинцеты, счетные камеры Богорова, определители кормовых организмов и рыб, материалы по средней массе кормовых организмов.

1.3 Содержание темы: В общем ком­плексе рыбохозяйственных исследований изучение питания рыб является одним из звеньев проблемы установления закономерностей формирова­ния запасов и уловов рыб.

Знание особенностей питания используется при разведке их скопле­ний, проведении акклиматизационных мероприятий, при анализе причин колебания численности и темпа роста, при установлении оптимального промыслового размера и разработке мероприятий по наиболее рациона­льному использованию кормовых ресурсов водоемов.

Существуют два метода сбора и обработки материала по питанию: метод индивидуального сбора и обработки желудочно-кишечных трактов, когда каждая рыба анализируется отдельно, и метод группового сбора и обработки (тракты собираются от группы рыб и содержимое обрабатывается как нечто единое). Метод группового сбора и обработки менее трудоемок и требует меньше времени на разборку и обработку пищевого комка, но он неудобен тем, что обезличивает материал.

Методом группового анализа пользуются в основном для получения качественных данных по питанию (вид пищи, размеры съеденных объектов и др.).

При работе с однородными группами можно применять комбиниро­ванный метод, т.е. собирать материал групповым методом, а обрабаты­вать кишечники в пробе индивидуальным методом, то есть каждый ки­шечник отдельно. Такой метод позволяет получать более правильную картину питания, например, выяснить частоту встречаемости пищевых компонентов в кишечниках рыб исследуемой группы. Как правило, следует применять метод индивидуального сбора и обработки.

Сбор материала проводят на судах и береговых пунктах. Предва­рительно составляется план сбора материала по районам и сезонам. Сбор материала проводится активными орудиями лова, которые зах­ватывают рыбу без выбора и не остаются долго в воде. При лове пас­сивными орудиями лова (ловушками, ставными неводами), в которых рыба отбирается по размерам и остается в воде в течение суток и более, получается неполноценный материал, так как пища в желудках рыб, особенно при высокой температуре воды, сильно разрушается. Неприго­ден для изучения питания и лов на наживку, ибо при этом способе вылав­ливают преимущественно голодную рыбу.

При проведении работ нужно вести журналы сбора материалов.

Одновременно с пробами на питание из тех же мест обязательно бе­рутся гидробиологические пробы (бентос, нектон, планктон, перифитон и др.). Эти материалы необходимы для выяснения кормовой базы, степени ее использования, вопросов элективности пищевых организмов, пищевых взаимоотношений, получения материалов для средних стан­дартных масс пищевых организмов.

Попутно с ихтиологическими и гидробиологическими сборами про­водятся также гидрохимические и гидрологические исследования. Сбор материала по питанию в водоеме желательно проводить во все сезоны года и в различных районах. Большую ценность представляют систе­матические круглогодичные материалы из нескольких или даже одного места, чем разрозненный материал из многих мест.

Проба на питание состоит из 10-100 рыб в зависимости от целей исследования. Рыбу длиной до 20 см (мелкие виды, личинки и мальки всех видов рыб) фиксируют целиком, делая у более крупных экзем­пляров надрез на брюшке. У рыб длиной более 70 см фиксируют только желудочно-кишечные тракты, их следует брать немедленно после притонения или по выемке из пассивных орудий лова. В связи с развитием промысла рыб в тропических водах Мирового океана при сборе материала на питание следует учитывать высокие температуры этих районов, достигающие в поверхностных слоях 28-29°С. Высокие температуры приводят к ускоренному перевариванию пищи. Поэтому рыбу сразу же после подъема на палубу, не производя никаких предварительных изме­рений и взвешиваний, фиксируют 10%-ным раствором формалина. Его вводят в полость тела через боковую стенку небольшой пипеткой с от­тянутым стеклянным концом.

Перед извлечением желудочно-кишечного тракта проводят биологи­ческий анализ, т.е. каждую рыбу, подлежащую вскрытию, предвари­тельно измеряют (определяют всю длину - L и длину до конца чешуй­чатого покрова - t), взвешивают (общая масса - G и масса выпотрошен­ной рыбы - g), определяют пол и стадию зрелости половых продуктов, упитанность, жирность. Затем берут материал для определения возраста и темпа роста. Данные биологического анализа записывают в ихтиологи­ческий журнал (табл. 1).

Таблица 1 Станция 4; 2/V - 201... г.

Вид рыбы Длина, см Масса, г Пол, стадия зрелости Масса гонад, г Возраст  
L l G g
               

 

Извлечение желудочно-кишечного тракта проводится следующим образом. Рыбу вскрывают ножницами или скальпелем по брюшной сторонё от анального отверстия до головы. Желудочно-кишечный тракт вырезают от пищевода до анального отверстия. Края переднего и зад­него концов тракта перевязывают суровой ниткой, чтобы пища не вы­падала.

При сборе материала следует обращать очень серьезное внимание на этикетировку проб. Этикетка должна быть написана четко на пергамен­те тушью или простым карандашом. Этикетки, написанные тушью, рекомендуется предварительно опустить в спирт, просушить и только после этого помещать вместе с желудочно-кишечными трактами в по­суду с фиксатором. Карандаш для этикеток лучше всего употреблять средней твердости.

При сборе материала от крупных рыб, у которых извлекается желу­дочно-кишечный тракт, этикеткой снабжается каждый тракт в отдельно­сти. Этикетка, свернутая в трубочку, подвязывается к кишечнику. Нес­колько кишечников помещают в салфетку. Все кишечники одной пробы с этикеткой кладут в общую марлевую салфетку или мешочек и поме­щают в какой-либо сосуд, предназначенный для перевозки и хранения материала. На этикетке пишется вид рыбы, место и дата лова, время суток, орудие лова, общие длина и масса, номер рыбы в пищевом журнале.

Целые личинки и мальки, мелкие виды рыб, желудочно-кишечные тракты взрослых особей фиксируют 4-5%-ным раствором формалина в стеклянной или металлической посуде. Раствор формалина перед фик­сацией нейтрализуют толченым мелом или содой (1 чайная ложка на 1 л раствора).

При перевозке материала в металлической посуде рекомендуется крышки запаивать. При хранении фиксированного материала надо тща­тельно следить за концентрацией формалина в посуде.

Личинок и мальков, после разбора пробы, раскладывают в пробир­ки, закрывают пробками и заливают воском и хранят в прохладном месте.

При работе в полевых условиях ведется пищевой (рейсовый) жур­нал сбора материалов по питанию рыб, куда заносятся географические, гидрологические и гидрохимические данные о станции. Записываются также данные об улове рыбы - общем и по видам; о прилове беспозвоночных и данные о ры­бах, пищевые тракты которых взяты на анализ, или о рыбах, которые зафиксированы целиком (табл. 2, 3).

Основной задачей при исследовании содержимого желудочно-кишеч­ных трактов является определение состава пищевого комка и значение отдельных пищевых компонентов.

 

Таблица 2. Пищевой (рейсовый) журнал для сбора материала по взрослым рыбам и их молоди

Проба №---------------------------- Дата ---------------------------

Район --------------------------- Судно ---------------------------

Станция № ------------- Время лова от ---- до -------------

Широта_________ Долгота ——Орудие лова -----------

Вид_________________ Время фиксации ----------------

Глубина (или горизонт лова) -------------- Волнение____

Освещенность--------------------------------------------------------

Грунт ______ Ветер ----------- Температура воды: поверх-

ностная _____________придонная __________________

Соленость -------------- Кислород ------------------------------

Общий улов Вид рыбы
скумбрия ставрида сельдь пеламида
кг        
шт.        

 

Прилов беспозвоночных_________________________

Вид............................ Число -----------------------------------

Таблица 3 Пищевой журнал

Вид рыбы Номер кишеч- ника Номер по ихтиологическому журналу Длина, см Масса, г Пол, зре-лость Номер метки Приме- чание
               
               

 

Обработка материала ведется в полевых и лабораторных условиях. В полевых условиях определяют общее наполнение пищеварительного тракта и преобладающую пищу. В лаборатории обработку ведут коли­чественным методом. Для этого фиксированных рыб или кишечники накануне помещают в сосуд с водой для отмывки от формалина. Воду рекомендуется менять несколько раз.

Отмоченный желудочно-кишечный тракт перед вскрытием очищают от обрывков внутренностей и ожирков. Потом измеряют длину кишеч­ника, это необходимо для получения данных, характеризующих отно­шение его длины к длине тела рыбы. Затем желудочно-кишечный тракт расправляют и отмечают степень наполнения пищей его и отделов (пи­щевода, желудка, кишечника у желудочных рыб или передней, средней и задней части тракта у безжелудочных) по шестибалльной шкале Ле­бедева: 0 - пусто; 1 - единично; 2 - малое наполнение; 3 - среднее наполнение; 4 - много, полный желудок или отдел кишечника; 5 - масса, растянутый кишечник.

По степени наполнения отделов пищеварительного тракта можно приблизительно установить время кормежки рыбы. Например: пище­вод - 1, желудок - 0, кишечник – 0. Это говорит, что рыба только что начала пита­ться. Пищевод - 3, желудок - 4, кишечник - 2 - рыба уже довольно долго кормится в данном районе. Пищевод - 0, желудок - 0, кишеч­ник - 1 - рыба уже давно прекратила кормиться и ушла с кормового участка.

Наполнение желудочно-кишечного тракта записывается в соответ­ствующей графе карточки трехзначным числом, например 321, что оз­начает: наполнение пищевода - 3, желудка - 2, кишечника - 1, или у безжелудочных рыб - передней, средней и задней кишки (табл. 4).

После определения количества пищи в баллах желудочно-кишеч­ный тракт разрезают на 3 указанных выше отдела и из каждого отдела извлекают шпателем или скальпелем содержимое на тарелку, чашку Петри или часовое стекло в зависимости от объема пищевого комка. Содержимое кишечников мальков удобнее выдавливать копьецом или толстой изогнутой иглой под лупой на предметное стекло. Затем пище­вой комок обсушивают фильтровальной бумагой до тех пор, пока на ней не перестанут оставаться заметные следы влаги, и взвешивают на торзионных, аптекарских или технических весах.

 

 

Таблица 4. Карточка для обработки материала по питанию рыб

Вид ___________ Проба №----------- № по пищевому журналу

№ по ихтиологическому журналу ----------------------------

Судно --------------------------------------------------------------------

Район________ Станция №------- Время лова--------------

Орудие лова ----------------------------------------:--------------

Широта_____ Долгота____ Дата-------- Время фик­сации

Maсca рыбы, г _____ Степень наполнения желудка, г__

Длина рыбы, см ____Масса содержимого желудка, г____

Пол, зрелость ------- Степень наполнения кишечника ___

Возраст ____ Масса содержимого кишечника, г -------

Жирность -------- Индекс наполнения: общий ----- цвет

пищи -------------, желудка-------------------- Стадия переварен-

ности-------------------

Содержимое желудка или кишечника Число экзем- пляров Масса, г Размер, см Примечание
         
         

Обработал___________________

 

У желудочных рыб взвешивают отдельно содержимое желудка и кишечника, у безжелудочных лучше проводить раздельное взвешива­ние и дальнейшую обработку пищевого комка переднего, среднего и заднего отдела кишечника. Полученные фактические показатели массы пищевого комка заносят в соответствующую графу индивидуальной карточки.

После взвешивания содержимое каждого отдела пищеварительного тракта просматривается под микроскопом.

На глаз определяют цвет пищевого комка и степень переваривания пищи в разных отделах пищеварительного тракта по следующей схеме: 1 - организмы хорошей сохранности, без всяких признаков разруше­ния; 2 -организмы слегка переварены, видовое определение и под­счет вполне возможны; 3 - полупереваренные организмы, частично разрушенные, определение и подсчет по отпавшим частям возможны; 4 - сильно переваренные, совершенно разрушенные организмы, но опре­делимы по отдельным частям тела (костям, глазам, конечностям, каудальным ветвям, панцирю, ротовым частям, отолитам, щетинкам и дру­гим частям); 5 - совершенно неопределимая масса.

Полученные данные по окраске и степени переваренности пищи заносятся в соответствующие графы карточки (табл. 4) в виде ци­фровых выражений: например, 1, 2, 4, что означает: в первом отделе хорошая сохранность пищи - 1, во втором слегка переваренные организмы – 2,третьем сильно переваренные, но определимые по остаткам – 4; или, например, 0, 4, 5,: т.е. в переднем отделе пищи нет, в среднем и заднем сильно переваренная, но в различной степени.

Далее приступают к качественной и количественной обработке пи­щевого комка: определяют видовой состав, численность и массу ком­понентов.

Если пищевой комок небольшой, то его обрабатывают полностью. При наличии большого количества содержимого обычно просматривают навеску, составляющую 0,1 часть комка. Полученные результаты по ко­личеству и массе пищевых компонентов переводят на массу комка каждого отдела желудочно-кишечного тракта. Остальную часть комка просматривают качественно и просчитывают лишь крупные кормовые объекты, которые могут не попасть в навеску. Из всех методов циф­ровой обработки материалов по питанию (просчета количества экзем­пляров отдельных пищевых компонентов, определения процента встре­чаемости пищевых компонентов, их объема и массы) наиболее точен и совершенен весовой метод, или метод индексов.

Индекс наполнения кишечника представляет собой отношение мас­сы сырого вещества содержимого пищеварительного тракта к массе тела рыбы и выражается в процентах, или децимиллях (0/000) массы тела. Для установления спектра питания определяют частные индексы, это отношение массы отдельных организмов пищевого комка к массе рыбы. Массу отдельных компонентов можно определить по процентному со­держанию их в комке, однако лишь приблизительно. Поэтому в послед­нее время широко пользуются методом восстановленных масс. При этом просчитывают всех особей (целые и остатки) в пищевом комке. По размерам или возрастам каждого пищевого компонента восстанавли­вают их живую массу. Восстановленная масса всех пищевых компонен­тов, а также масса грунта (если он есть) складываются, и от этой суммы находят процентное содержание каждого компонента по живой массе.

На основании частных и общих индексов вычисляют процентный сос­тав пищи данного вида рыб в среднем для пробы, сезона, района, возра­стной группы и др.

Задания

1.4.1 Взвесить рыбу, вскрыть её и извлечь желудочно-кишечный тракт. Измерить длину кишечного тракта.

1.4.2 Произвести визуальные наблюдения о степени наполнения пищей отделов кишечника по шкале Лебедева.

Контрольные вопросы

1 Как производится фиксация и этикетирование ихтиологических проб?

2 Расскажите о методике взятия проб на питание рыб?

3 Как определяется степень наполнения кишечника и какие выводы можно сделать из этих исследований?

Как устанавливают степень переваренности пищи?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Поп-арт. Энди Уорхол


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных