Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Романтизм во французской литературе XIXв.

Лекция № 10

1. Социально-исторические и литературные условия возникновения французского романтизма.

2. Два направления во французском романтизме.

3. Эстетические требования романтиков

 

В конце 18 в. во Франции произошла Великая французская революция, основной результат которой явилось уничтожение феодализма. Произошла смена формаций. К власти пришла буржуазия. Произошли определенные социально-исторические перемены.

Основным условием возникновения нового литературного направления в конце 18, начале 19 вв. было крушение феодализма и возникновение на его развалинах нового общества. Результатами революции были недовольны все. Революционно настроенная общественность и писатели были недовольны потому, что в конце 18 в. началось буржуазное перерождение революции и результатами революции воспользовалась буржуазия.

Консервативно настроенная часть Франции также была недовольна результатами революции. Консерватор не будет аплодировать революции. Консерваторы хотели возврата к старым порядкам. Они говорили: «Золотой век позади нас».

Одним из основных условий возникновения нового литературного направления является всеобщее недовольство результатами революции. Романтизм был первой реакцией на великую французскую революцию. Романтики были первыми критиками буржуазного общества. В атмосфере грандиозных исторических перемен оказалось, что ни одно из существующих литературных направлений не может выразить новое мироощущение.

Классицизм провозглашал дворянские добродетели с его культом разума, с его следованием определенным образцам. Ему, классицизму, надо было защищать идеи абсолютизма.

Просветительский реализм не мог предусмотреть в своих произведениях то, что буржуазия будет создавать столь пессимистическое общество. Сентиментализм вообще открещивался от мировых событий.

В 90-х годах, после революции возникает новое литературное направление—романтизм. Вначале возникло само слово романтизм. За этим словом стояло требование новизны, обновления искусства. Вскоре термин стал означать новое литературное направление.

Романтизм впервые возник в Германии, где не было революций. В то время, когда Франция сражалась на баррикадах, германия осмысляла события. Затем романтизм возник во Франции, Англии и России.

В романтизме выделяют два направления, два крыла:

1. Прогрессивный романтизм (революционный).

2. Консервативный романтизм (реакционный).

Прогрессивные романтики были недовольны буржуазным обществом. Их мысль устремлялась в будущее. Они опережали действительность (Виктор Гюго и Жорж Санд). Консервативные романтики устремлялись в прошлое, в феодализм. Они несколько отставали от жизни (Франсуа-Рене Шатобриан).

Эстетические требования романтизма:

1. Философской основой романтизма является идеализм как объективный, так и субъективный. Романтики опирались на немецкую философию.

2. Для романтиков характерно резкое неприятие буржуазного мира – пафос отрицания буржуазной действительности. «Вскипеть негодованием по отношению к буржуазному обществу» —формула их поведения, их лозунг.

3. Для романтизма характерен резкий разрыв действительности и идеала. Идеал никогда не будет черпаться из действительности. Этот разрыв будет выражаться в двоемирии. Мир расколот пополам. Одна часть – это ненавистные обстоятельства, буржуазный быт и все, что с этим связано. Вторая часть – мир мечты, идеала, т.е. мир человека. Первичным будет духовное начало, мечта, идеал. Романтизм оторвал личность, человека от мира объективного. Характер героев писался не в контексте обстоятельств, которые их окружали.

4. Характерным для романтизма было воспроизведение действительности с подчеркнуто субъективным осмыслением. Художник воссоздает не логику жизни, а показывает желаемое, то, о чем можно мечтать, а не то, что окружает человека в момент его жизни, т.е. то, что должно быть, а не то, что есть.

Романтикам хотелось показать в назидание самой жизни такие формы, какие она не являла собой на самом деле. Они хотели возвратить человеку хотя бы в литературе, в искусстве все то, что отнимал буржуазный мир. Они хотели показать яркую и счастливую жизнь, в то время, как буржуазный мир был тускл и отнимал счастье. Творчество романтиков было направлено против обыденности. В творчестве они утверждали непривычное, исключительное. Огромное место занимает у романтиков культ эмоций. Это был протест против разума, утверждаемого просветителями, а также против мира бессердечности.

Первыми романтиками были романтики консервативные или реакционные, т.к. недовольство революцией охватило консервативно настроенных писателей. А для того, чтобы появились прогрессивно настроенные романтики нужно было время. Они должны были созреть внутри нового общества и внутри консервативных романтиков.

Шатобриан Франсуа-Рене (François-René de Chateaubriant, 1768-1848). Родился в обедневшей дворянской семье. Был младшим сыном. Был тесно связан с аристократической средой, считал своим долгом служить ее интересам. Приезжает в Париж сделать военную карьеру. Критически относится к коррупции двора и церкви, увлекается книгами Руссо. Революцию он не принимает. Живет какое-то время за границей. Отметим его известное сочинение «Гений христианства», в котором он надеялся вернуть престиж католицизму, дискредитированному просветителями. Уделяет большое внимание эстетической ценности христианской религии. Однако его отношения с церковью не складывались. С точки зрения церкви Шатобриан слишком субъективно истолковывал ее догматы. Слишком много уделялось внимания эмоциям, вызванным торжественностью богослужения.

Шатобриан показывает, что христианство означало новый подход к изображению человека, поскольку обратило внимание на внутренний мир личности. Параллельно ему удается сформулировать основные принципы романтизма. Так, например, выдвигая идею «смутности страстей», он формулирует основополагающий принцип романтизма—субъективность. По ходу рассуждений формулируются и другие особенности романтизма, например, восхваление величия природы и пробуждаемых ею эмоций. В трактате эта тема трактуется как наглядное проявление творца. Категория страстей анализируется в полном соответствии с изменениями, которые произошли в обществе после принятия христианства. Отметим две его мысли: мысль о нравственном содержании страсти в новое время (гордость была в языческие времена достоинством, а теперь это недостаток), вторая мысль – это «смутность страстей». Это положение является основополагающим при характеристике романтического героя. Превалируют мысли о глубокой меланхолии, беспредельной горечи и скрытого беспокойства. Шатобриан создает собственные иллюстрации к тезису о «смутности страстей». Это повести-исповеди «Рене» и «Атала».

Повесть «Рене» была издана в 1805 г. «Рене» — произведение, в котором Шатобриан впервые в мировой литературе создает литературный образ разочарованного героя. Для героя характерна преждевременная старость души, усталость не от дел, а от мыслей, разочарование, мировая скорбь.

У героя повести Рене и самого Шатобриана имеется много общих биографических совпадений. Младший сын в аристократической семье, рано осиротевший, потерявший любимую сестру. Отъезд из Франции. Однако характеры у них разные. В Америке, в эмиграции, среди индейцев Рене мечтает начать новую жизнь. Он рассказывает свою историю старому индейцу Шактасу и католическому миссионеру Суэлю. Судьба героя воспроизводится по типичной для того времени схеме. Детство, юность, путешествие, соприкосновение с обществом сильных мира сего, личная драма. Выслушав Рене, миссионер Суэль выносит ему суровый приговор за безверие и скептицизм. Он советует ему покаяться и жить проще. Однако католическая мораль вступает в противоречие с внутренним миром героя, с его идеализацией. В глубоком погружении героя в свои мысли, во вселенской меланхолии, в отчуждении от людей Шатобриан видит превосходство своего героя над окружающим его обществом. После Рене Шатобриана в литературе появляется такой тип разочарованного романтического героя. Это «болезнь века», рожденная ломкой общественных отношений, вызванной Великой французской революцией. Сам Шатобриан считал Рене предшественником героев Байрона.

Автор говорит о Рене: «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, достоин лишь вашего сожаления, о старцы; но что бы вы ни думали о Рене, эта картина дает вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…».

Мюссе Альфред де (1810-1857). Поэт, писатель. В 1836 г. пишет роман «Исповедь сына века» (La Confession d’un enfant du siècle») Мюссе, в отличие от Шатобриана исторически верно пытается объяснить трагическую судьбу своего героя, причины его разочарования. Главный герой Октав рассказывает свою историю—в один миг он потерял друга и возлюбленную. Он разочарован в дружбе и в любви. Это разочарование переходит в отчаяние и затем в ярость. Все состояние героя рисуется болезненным. Герой крайне эмоционален. Он постоянно плачет. Он слаб и не приспособлен к жизни.

У него есть друг—полная ему противоположность—циничный Деженэ. Под его руководством Октав проходит своеобразную школу жизни, школу воспитания. В результате он изведал все наслаждения, превратил свою жизнь в непрерывную оргию. Он приходит к выводу, что его душевные силы растрачены недостойно и он пытается найти в себе возможность нравственного возрождения. Начинается вторая жизнь героя. Уезжает в деревню, пытается избавиться от своих недугов, но у него ничего не получается. Его не спасает даже любовь.

Главным героем романа является не молодой человек, который заражен пессимизмом, который лишен идеалов, воли к деятельности. Главным героем является История. Мюссе объясняет исторически верно, с прогрессивных позиций причину разочарования целого поколения. Причина не в том, что революция произошла, а в том, что она остановилась на полпути. Идеалы погасли. В романе Мюссе большое место занимают исторические вставки, в которых говорится, что нынешнее поколение—сыны империи и внуки революции. После революции нечем было жить, наступили будни, буржуазная проза. Октав говорит, что его поколение—это несчастное поколение. Отцы—это были люди, которые делали великое дело, а теперешнее посленаполеоновское поколение погрузилось в пессимизм, безверие, будни. Поколение искалечено Реставрацией. В романе рассказ о сентиментальном переживании героев становится косвенным выражением оппозиции по отношению к бездумно складывающимся обстоятельствам.

Сам Мюссе был разочарован в современной действительности, что сказалось на измельчении его романтического героя. Это уже не необыкновенная личность, отличная от других. Свершение великих подвигов прошло. Повседневность поглотила возвышенные души. Жизненная философия героев Мюссе ярко выражена в пьесе «Фантазио». (1833). Героя ничего не радует, не вдохновляет. Мир кажется ему однообразным, наскучившим и избитым. Единственное желание Фантазио—это «усесться на парапет, глядя на течение реки, начать считать—один, два, три, четыре—и так дальше, до самой смерти». На все это его друг Спарк отвечает: «Твои слова у многих вызвали бы смех, но меня ты приводишь в содрогание. В этих словах вся история нашего века».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поп-арт. Энди Уорхол | Орындау критерийлері: Power Point презентациясы.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных