Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Урок № 2. «Троецыплятница».

Урок №1. Вятская свистопляска.

Задание: изобразить по представлению праздник Вятской свистопляски.

Материалы: альбомный лист, карандаш, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Репродукции картин Кустодиев «Деревенский праздник», Васнецов «Старая Вятка», Шибанова; дымковские игрушки и свистульки, ученические работы прошлых лет.

Литературный ряд: В. Семибратов «Вятские: какие они есть. Общее и особенное», энциклопедия земли вятской.

 

Содержание урока

Завязка

Нам, вятчанам, повезло – наша история не только битвы, походы, да забота о хлебе насущном. Умели наши предки, и повеселиться: петь, плясать, играть, водить хороводы, любили и силушкой помериться, показать свою удаль…

 

Первым кто описал свистопляску, был адъюнкт Российской академии, капитан Н.П. Рычков. Он в 1770 путешествовал по Вятской земле и записал предание об этом событии.

В 1392 году вятчанам стало известно о готовящемся нападении татар, и они, не надеясь на собственные силы, послали за помощью к соседям – устюжанам. Те снарядили большую рать и тёмной ночью подошли к городу не с западной стороны, откуда их ждали вятчане, а с северной, со стороны Раздерихинского оврага.

Стража на кремлёвском валу, заметив внизу какое-то войско, подняла тревогу. Городские жители, приняв устюжан за татар, начали битву - с вала полетели камни, бревна, затем обороняющиеся совершили вылазку за кремлёвские ворота. Устюжане, думая, что против них сражаются занявшие город татары не уступали. Только утром, с ужасом обнаружив, кто есть кто, прекратили воины сечу. Убитых с обеих сторон, оказалось, пять тысяч. От руки вятского воеводы Михаила Россохина погиб предводитель устюжан Афаил и его сын Нестор. «Своя своих не познаша и побиша. «Вятчан после этого случая прозвали «слепородами».

Убитых похоронили на месте битвы у северного склона рва, и каждый год вятчане стали поминать погибших, поминание это сопровождалось плясками и свистом, потому и день стали называть свистопляской. Свист во время праздника объяснялся тем, что именно так прозвучал сигнал к началу битвы…

 

Кульминация.

В этот субботний майский день, раньше обычного, просыпался древний Хлынов. Работный люд – кузнецы, чеботари, медники и даже степенные бояре да купцы, все спешили на берег Вятки к Раздерихинскому оврагу.

Из Дымково, Макарья и неблизкого Волкова пробирается вятский люд в свою столицу. Перевозчики трудятся в поте лица, беря за провоз не алтын, а гривенник. Мужики не торгуются – сегодня праздник.

Только закончилась панихида по «убиенным Анфалу и Нестору со товарищи» в деревянной часовне, что стоит с незапамятных времён у северного склона оврага, тут как тут торговцы, офени в нарядных рубахах с лотками да коробами. Кричат, зазывают покупателей, товар свой на все лады складным словом расхваливают. Чуть поодаль раскинуты пёстрые балаганы, чего в них только нет! Свистульки глиняные - поточки, свирели лубяные, дудки звучные, дудки берестяные, игрушки глиняные расписные, что за рекой в Дымково мастерицы лепят- то ли козёл, то ли баран, а, может, зверь какой заморский…

У ребятни глаза разбегаются, только и слыхать: «Тять, купи поточку», Мамка дай семишник, свистульку куплю». Взрослые не скупятся, без покупки никто не уходит, и вот уже площадка на мысу наполняется свистом. Все поддаются какому-то азарту: дуют в свистки, дудки, стараются издать как можно более громкий звук.

Молодой парень в лаптях, по виду пастух, заиграл в рожок, полилась весёлая мелодия, и затопали дружно десятки ног, пустились в пляс стар и млад, жалея, что под ногами не сосновые плахи, а молодая весенняя трава, потому не слыхать их дробного топота.

А тут хоровод. Взявшись за руки, девушки в белых сарафанах плывут по кругу, поют неспешно, величаво:

Выходили же девицы

Из ворот на улицу,

Выносили же девицы

Ясна сокола на рученьках…

Нарасхват идёт необычный товар - глиняные шараши. Загодя слепленные,, высушенные, раскрашенные, лежат они в коробушке у каждого торговца. Товар недорог - алтын пара. Да на что он нужен? А так, забавы ради. Размахнешься хорошенько, да и кинешь крашеный шарыш в овраг. Каждому хочется подальше забросить, иной молодец изловчится - на другой склон рва глиняный снаряд заметнёт.

Молодой монастырский послушник стоит- смотрит, хочется позабавиться, да не решается - святая церковь «бесовские игрища» не поощряет. А, где наша не пропадала - подоткнул подрясник, размахнулся неловко - шарыши до дна оврага не долетел - сноровки нет. Пошёл монах под свист и улюкание гуляющих от греха подальше.

Внизу ребята ловят шары, набирают за пазуху, в подол рубахи, бросают друг в друга… Толкотня, суматоха, кому-то попало в голову, кто-то не поделил добычу - потасовка!

Где тут наших бьют?- засучивают рукава парни постарше, и вот уже стихийно начавшаяся ребячья драка выливается в бой стенка на стенку. Посадские бьются с заречными. Мелькают кулаки, трещат рубахи, кто-то уже, охая и сплёвывая кровавую слюну, отползают в сторону - их не трогают, бой идёт честный, по неписанным правилам: лежачего не бить, за колья не хвататься, свинчатку в голицу не прятать. Сегодня заречных больше- начинают теснить посадских. Те всё чаще поворачивают головы, ищут глазами кого-то.

Затрещали кусты, и на поле брани появился саженого росту детина - глаза горят, огненная борода развевается - Богдашка-кузнец, надёжа посадских. Врезался молодец в толпу - повалились по обе стороны заречные от ударов пудовых кулаков. Богдашка на них не глядит, зрит в самый центр побоища, там глава заречных Илейка - перевозчик, косая сажень в плечах, его товарищей месит, аж стон стоит.

От первого удара Илейка и не поморщился, сам заехал обидчику в ухо. Зазвенело в голове, закипела кровь молодецкая, и пошёл кузнец крошить справа и слева. Заречный умело увёртывался, норовя в то же время обхватить противника длинными лапищами, не дать ему размаха. Вокруг бой затих, обе стороны перестали махать кулаками, во все глаза на вожаков глядят - на них вся надежа, только от них зависит исход битвы. Богдашка шагнул назад, Илейка приняв манёвр за отступление, размахнулся, и тогда посадский, нагнувшись, неожиданно нанёс сокрушительный удар головой в живот. Илейка охнул и как сноп повалился наземь. С торжествующими воплями кинулись посадские на заречных и гнали их до самой реки. Тут и битве конец. Победители и побеждённые, забредя по колено в реку, омывали свои раны и кровоподтёки. Холодная вода быстро остудила горячие головы, спустя малое время дружная ватага направилась в город. Впереди обнявшись, шли Богдашка с Илейкой, путь честной компании лежал в пивную избу.

Солнце клонилось к закату, праздник заканчивался. Ещё слышался там и сям свист, ещё бегали по склону рва ребятишки, бросаясь шарышами, но уже собирали балаганы торговцы, офени с пустыми коробушками расходились по домам, усаживались в лодки заречные гости с городскими покупками… Прощай, свистопляска! До следующего года.

Развязка.

Хотелось бы вам хоть раз в жизни побывать на празднике свистопляски? Посвистеть в свистульки, покидать шарыши, отведать старинных сластей… Жаль нет у нас машины времени и воспоизвести этот праздник мы можем лишь в своем воображении…

Задание.

Вот и попробуйте воссоздать на своих рисунках, этот звонкий, вятский, весенний праздник, так как вы его себе представляете. (Рисунок в карандаше, на следующем уроке работа в цвете).

Последействие.

Дома спросите у своих родителей, какие еще обряды и праздники были на Вятке.

Урок № 2. «Троецыплятница».

Задание: цветовое решение работы «Вятская свистопляска».

Материалы: альбомный лист, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: ученические работы прошлых лет.

Литературный ряд: В. Семибратов «Вятские: какие они есть. Общее и особенное», энциклопедия земли вятской.

 

Содержание урока

Завязка.

Из многочисленных народных обычаев, обрядов и праздников, которыми так богат Вятский край, ни один не представляется столь загадочным и таинственным как троецыплятница.

Крайне своеобразный, старинный, глубоко укоренившийся в народном сознании, обряд этот связан с этнографической группой собственно вятчан (в г.Вятка, в Котельниче, Слободском, Орлове).

В доношении Вятской епархии от 15 мая 1895 года объявлено: В городе Хлынове в женскую богадельню, для некоего суеверия ношено много кур от посадских жен, которые под допросом показали, что в день рождества пресвятой Богородицы надлежит им по обещаниям, при рождении детей или болезнях близких, приносить и употреблять только одним женам куретниц, а мужскому полу и девкам грех, а оставшиеся кости и перья и черепа относят в воду. Суеверие это идет из давних лет, за что в архиерейском приказе учинено было наказание всем плетьми, о неразглашении впредь того суеверия были взяты расписки. А старостиха богадельни, по учинении наказания, скована и сослана в г. Слободской под начал (под стражу).

Несмотря на тяжелое наказание, которому подверглись хлыновские женщины, обряд не исчез в народной памяти, а продолжает существовать даже в наши дни.

Кульминация.

Обряд этот не раз описывали в «Ведомостях». Праздник этот, «куричьей братчины» состоит в следующем. Домашние несчастья, болезнь членов семьи, преимущественно тяжелые роды, вызывают крестьян исполнить куричью братчину. Подобный обед считался священным, если давший обед не смог его исполнить, то в случае болезни и на смертном одре завещает своим детям или родственникам исполнить его при первой возможности после погребения.

Обряду приписывается чудодейственная сила, рассказывали, что один любопытный, желая видеть обряд спрятался в комнате, но когда хотел взглянуть на оный – ослеп.

Намеривающийся исправить братчину, извещает о том кого нужно из соседей и родственников, собирает с них при этом петухов, куриц, яиц, хмель, солод и прочее (отсюда и пошло название братчины). Назначив день празднования, просит прибыть к нему в это время в гости. Празднование не проходит одним днём.

Первый и главный день принадлежит собственно женщинам., в числе которых должны быть по крайней мере три вдовы, а если можно и повивальные бабки. Главным предметом угощения в этот день служат курицы, и важнейшие из них те, что высидели цыплят три раза и поэтому называются троецыплятницами. За отсутствием вдов или за неимением троецыплятница, праздновать братчину нельзя.

Утром в назначенный день для отправления братчины, хозяин колет куриц и петухов, а приготовление их к обеду предоставляется старшим вдовам, а иногда повивальным бабкам, как более опытным и знающим преданья старины. Кровь и перья заколотых куриц уносят на речку или ручей.

Хозяин вместе со своими домашними женщинами, отправляется к священнику с просьбой отслужить молебен в церкви или в доме и, между прочими святыми, непременно женам мироносицам.

По возвращении из церкви или по отправлении икон и уходе священника, если молебен был на дому, остаются в доме одни женщины, запирают дверь, приготовляют стол, ещё молятся, затеплив свечи перед домашними иконами, и, наконец садятся обедать, старшие вперед. Если обещание исправить братчину было дано самим хозяином, позволяют ему остаться в избе, принимая определенные меры предосторожности – садят отдельно к суднице или залавку около печки, закрывают с головой платком или скатертью, чтобы не мог видеть происходящего в избе.

Садились обедать за два стола. За первый старые, за второй молодые женщины. Главное место за солом занимала старшая годами вдова. Обед начинался тем, что каждая женщина вынимала из кармана или из-за пазухи запасное яйцо, разбивала его и съедала. Потом ставят на стол троецыплятниц, старшая вдова отломив голову передавала курицу другим, а те друг другу, ломая её руками, ножи и вилки употреблять было грешно. Затем подавали прочих куриц и наконец ставили кашу. Хозяину подавали только петуха. На всём продолжении обеда соблюдали глубокое молчание, не пили ни пива, ни вина.

По окончании обеда с хозяина снимали покрывало, тщательно собирают все кости от куриц, складывают их в посуду, молятся и идут хоронить или опускать кости в реку, сохраняя при этом молчание. По возвращении в избу еще молятся, и тем заканчивается первый день.

На другой день те же гости приходят к хозяевам братчины вместе с мужьями, приносят с собой всякой стряпни и пиво. Садятся за один стол, едят одинаково и веселятся по обыкновению с песнями и плясками.

 

Развязка.

Скажите, какое впечатление на вас произвел обряд троецыплятница? Предполагаемый ответ – мистический, загадочный, уходит корнями в старину, в язычество.

А праздник свистопляски? Предполагаемый ответ – светлый, радостный.

Что вас больше всего в нем впечатлило, удивило?

Давайте вновь вернёмся к нему и сделаем ваш рисунок в цвете – светлым и радостным!

Афиширование.

Давайте посмотрим ваши рисунки, кому из вас лучше удалось передать атмосферу праздника. Обсуждение.

Мне нравятся все ваши работы, такие непохожие друг на друга и похожие на авторов. Согласны?

 

О каких обрядах нашего края вы бы ещё хотели узнать?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Критерии оценок выступлений


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных