Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возрождение в Нидерландах




(Бельгия, Голландия, Люксембург).

В Нидерландах мощное протестантское движение завершилось буржуазной революцией, реформация (антипапское движение) победив в Германии, затем победила и в Нидерландах.

Здесь жил очень работящий народ, неутомимый труженик, поглощённый кропотливой и упорной работой, благодаря которой их бедный край превратился в один из самых цветущих уголков Европы. Французский историк Ипполит Тэн писал о жителях этой страны: «У них особенный талант без скуки делать самые скучные вещи».

Эти люди безраздельно были преданы повседневности; возвышенной поэзии они не знали, но трепетно чтили самые простые вещи: чистое уютное жилище, тёплый очаг, скромную, но вкусную еду.

В 14- 15 веках начался бурный расцвет городов, где особенно развивались ремёсла ювелирные и декоративно-прикладные, а так же кузнечное и литейное дело. Среди горожан было немало людей искусства: живописцы, скульпторы, резчики, ювелиры, гончары, стеклодувы.

Уже в начале 15 века Нидерланды стали называть «Мастерской Европы».

 

ЛИТЕРАТУРА. ЭРАЗМ РОТЕРДАМСКИЙ

Эразм Ротердамский - философ, литератор, мыслитель, гуманист.

«Похвала глупости» - его сатира высмеивала схоластическую религиозную философию, религиозную нетерпимость, невежество церковников.

 

ЖИВОПИСЬ.

Во всех слоях общества наблюдалось стремление к украшению своего жилища и опоэтизирование повседневности. Поэтому для искусства Нидерландов характерно благоговейное почитание своего дома и своей семьи. Нидерландские художники обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всём этом видели прекрасное.

Их КРЕДО – «ПРАВЕДНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ».

В живописи появляется так называемое БЮРГЕРСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, которое отражало оправдание интереса людей к материальным благам, художники прямо и непосредственно показывали, что жизнь человека невозможна вне материальной среды.

БЫЛА ПРОВОЗГЛАШЕНА СВЯТОСТЬ ПОВСЕДНЕВНЫХ ЗАНЯТИЙ ЧЕЛОВЕКА.

 

1. Ян ван Эйк (1400 – 1441)

· «Портрет супругов Арнольфини»

Итальянский купец Джовани Арнольфини жил в Брюне в качестве представителя банковского дома Медичи. Картина посвящена его женитьбе. Эта картина типично бюргерского направления:

- Новобрачные, соединив руки, клянутся в верности, причём жених подтверждает святость договора жестом, обращённой к небесам руки. В 15 веке такой обряд в присутствии свидетелей мог заменить церковное венчание. В круглом зеркале за спиной новобрачных отражаются стоящие в дверях свидетели.

- На зеркале надпись «Ян ван Эйк был здесь». Это означает, что живописец, который был близким другом семьи, был одним из свидетелей.

- Бракосочетание происходит в святая святых бюргерского дома – спальне, слева кровать под пологом, как символ супружества.

- Многие изображённые предметы имеют скрытый смысл: собачка напоминает о верности, комнатные туфли о домашнем уюте, метла о чистоте, чётки о благочестии, круглое выпуклое зеркало о всевидящем глазе божьем.

· Гентский алтарь из собора Святого Бавона

В картине яркий натурализм: в нижнем ряду портреты заказчиков, причём фигуры разделены изображением окна, в котором городской пейзаж точно соответствующий виду из окна в доме заказчиков и ниша с умывальником.

Внутренние створки алтаря – небесный Иерусалим с готическими башнями.

Свои картины Ян ван Эйк подписывал «Как я могу». Смирение и достоинство.

 

Братья Лимбурги.

Поль, Жан и Эрман Линбурги воспитывались у своего дяди художника, в 1402 году поступили на службу к герцегу Беррийскому и обогатили его коллекцию

 

· «Великолепным часословом».

Часословы – это своеобразные календари с церковными праздниками, они были очень популярны в это время в Европе. Их украшали роскошно, расписывали их лучшие мастера. Из 129 миниатюр этой коллекции 65 принадлежать кистям братьев Лимбурги. Обычно в часословах месяца года изображались как сцены работы и отдыха. Лимбурги же изобразили всё, что только возможно. Например: крестьяне дружно убирают сено на острове посреди реки Сены в центре Парижа; здесь переданы мельчайшие подробности быта и костюма. Этот часослов стал энциклопедией повседневной жизни Франции того времени.

3. Иероним Босх (1460 – 1516).

Творчество Босха стоит особняком в искусстве Нидерландов. Он единственный сохранил средневековую уничижительную оценку человека, от такой оценки отказались все художники эпохи Возрождения. Он же своим творчеством отважился проникнуть в глубину человеческой психики, показать её мрачную и трагическую суть, а порой отражал и самое порочное в человеке.

Сюжетная основа его картин – Демонстрация Отрицательного. Изображая земное существование людей как греховное, он доводит это до гротеска, причём в поздних его картинах граница между адом, раем и земной жизнью вообще стираются.

Первые уроки Босх получил от деда и отца, профессиональных живописцев. Женился он на одной из самых богатых невест в городе, жил богато, к нему обращались с заказами многие, в том числе и короли Франции и Испании.

· «Семь смертных грехов»

Гордыня, чревоугодие (обжорство), блуд, жадность, гнев, уныние, тщеславие.

Он показал, как идут к гибели самые обычные люди; сцены привычных будничных злодейств у него движутся по кругу. За грехами следует воздаяние: по углам картины 4 изображения – смерть, страшный суд, ад и рай.

· «Воз сена»

Трёхстворчатый алтарь, но он не для молитвы, а скорее для раздумья. Идея взята из нидерландских пословиц: «Мир – стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько сможет». Тема дороги – это тема хода жизни. В середине изображён огромный воз сена, состоящий из недолговечных соблазнов: власти, богатства, почести, наслаждений. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий (воины, учёные, знать, короли, церковники и т.д.), колёса безжалостно давят застигнутых в расплох неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы.

И этот воз едет прямо в ад, а в пустых небесах за происходящим наблюдает Христос.

· «Сад наслаждений»

(картина большая: центр220/195; створки 200/97, хранится в Испании,

в Мадриде)

Это самое известное и загадочное произведение Босха, оригинальное и не имеющее аналогов в искусстве. Здесь использованы ряд канонических тем: сотворение мира, зарождение животных и человека, ад, рай. В центре круглый водоём с причудливыми сооружениями – это источник жизни, из которого выбираются разнообразные существа. На переднем плане Бог благославляет Адама и Еву. В центральной части раскинулся волшебный «сад любви», населённый множеством обнажённых фигур, которые плавают, скачут, оседлав оленей, грифонов, пантер, кабанов, составляют невиданные кавалькады.. Правая створка – ад, левая створка – рай. Ад – оскудневшая, вытаптанная земля; фонтана жизни нет, «трухлявое дерево смерти» растёт из замёрзшего озера. Это царство птицеголового дьявола, который заглатывает грешников, пропускает их через свою утробу и низвергает в бездну. Отдельные фигуры и сцены объединены не логикой повествования, а символическими связями, смысл которых приходится искать за пределами картины. Первым попытался расшифровать изображение триптиха монах Хосе де Сигуэнца в 1605 году. Он считал, что «Сад наслаждений» - это нравоучительная картина: изображение земной жизни человека, погрязшего в греховных наслаждениях и обречённого на гибель в аду. Эта картина до сих пор остаётся неразгаданной тайной великого живописца.

· «Несение креста».

Картина окрашена индивидуальными переживаниями и личной болью – вся плоскость заполнена человеческими лицами: физиономиями стражников, палачей, праздных зевак. Ещё более страшными делают эти лица переполняющая фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злорадство – это настоящий «человеческий зверинец». И только две фигуры, два Человеческих лица есть на картине: спокойное и кроткое лицо Христа и Святой Вероники, в руках у которой платок с образом спасителя. Христос идёт направо – навстречу смерти; Вероника налево – в мир жизни, унося его лик на платке (по преданию она обтёрла лицо Христа).

Демонические, с горькой иронией «фантасмагории» Босха – явление уникальное в мировом искусстве.

 

4 Питер Брейгель (1525/30 – 1569).

Его живопись – богатейший материал о жизненном укладе и обычаях нидерландского народа, противопоставление добра и зла, смысла и бессмыслицы. Питер Брейгель родился в крестьянской семье, учился в Анверпене у Питера Кука, прославленного в те годы живописца, был принят в члены «Святого Луки», ездил за опытом в Италию.

· «Падение Икара».

Это нравоучительная картина. Невольно смотришь в небо, но не находишь там героя. Мы видим крестьянина, пашущего на своём поле; стоит, рассеянно опираясь на свой посох пастух; деловито закидывает удочку рыболов, но где Икар? Его ноги видны из воды, он почти скрылся в пучине, и ветер разносит в стороны перья его распавшихся крыльев. У древнего Овидия об Икаре и его друге Деласе такие строки:

«Каждый, увидевший их,

Рыбак ли с дрожащей удою,

Или с дубиной пастух,

Иль пахарь, на плуг приналегший, -

Все столбенели и их,

Проносящихся вольно по небу

За неземных принимали богов».

Брейгель придал этому сюжету совсем другое звучание: у Брейгеля Икара не желают видеть ни пастух, ни пахарь, ни рыболов – все они поглощены своими бытовыми делами, подчеркивая тем самым равнодушие к подвигам и дерзновенности.

· «Битва Масленицы и Поста».

Это тоже нравоучительная картина: на ней представлена как бы обычная сцена ярморочных представлений, которые устраиваются во время проводов зимы; здесь изображены и сцены гулянья, и карнавальные представления, и просто озабоченные люди, спешащие по своим будничным делам. Повсюду кипит жизнь: моют окна, играют в карты, торгуют, просят подаяния. Площадь – это символ земного мира,

Но через неё идут ДВОЕ – мужчина и женщина в одежде пилигримов (странствующих актёров), а перед ними карлик в шутовском наряде с зажжённым факелом среди белого дня. Он указывает им дорогу среди живущих, находящихся в вечной суете и ведомых греховной волей.

Кто он? Глупый маленький шут или истинный мудрец?

· «Вавилонская башня».

Она напоминает Римский Колизей и одновременно муравейник. На всех этажах кипит неустанная работа, но связь между строителями уже потеряна из-за начавшегося смешения языков. Башня и строится, и разрушается одновременно. Таково человеческое бытие.

· «Нидерландские пословицы».

Это картина - энциклопедия нидерландского фольклора. На небольшом пространстве (117 – 163) художник поместил более 100 иллюстраций к народным пословицам, басням и поговоркам.

- Крыть крышу блинами. (Как сыр в масле.)

- Водить друг друга за нос.

- Вставлять палки в колёса.

- Разбрасывать розы перед свиньями.

- Бросать деньги в воду. (Сорить деньгами.)

- Вешать плащ на ветер. (Держать нос по ветру.)

Все пословицы объединены одной темой: «Напрасная трата сил и средств в пустые дела». Нелепость и глупость происходящего, ставшая привычкой и безумием. Выделяются две фигуры:

- щёголь, самонадеянный повеса, который вертит на пальце земной шар, вообразивший, что он движет миром;

- рядом с ним оборванец, согнувшийся в три погибели с искажённой гримасой, влезает внутрь подобного шара, он тоже желает двигать миром.

А у левого края на фасаде дома выставлен третий земной шар с крестом, обращённым вниз. «Мир перевёрнут вверх дном».

 

 

ВТОРОЙ ЭТАП в творчестве Питера Брейгеля связан с изменившейся

политической обстановкой: Нидерланды были захвачены Испанским королём. Испанские власти установили гнёт и произвол, не считались с обычаями страны. По Нидерландам прокатилась волна погромов, и король Испании Филипп II решил жестоко наказать непокорную страну. Разорения, массовые казни, бесчинства чужеземных солдат стали уделом каждого города и каждой деревни.

В творчестве национального художника начинается новый этап. Своими картинами он начинает вести свою национально- освободительную борьбу.

· «Избиение младенцев в Вифлееме».

По Евангелию царь Иудеи Ирод, узнав о рождении сына Божьего – Иисуса Христа, повелел умертвить всех младенцев.

В глубине композиции в окружении всадников руководит расправой человек, похожий на герцога Альбу – наместника Испанского короля. Жуткий смысл происходящего не сразу доходит до сознания зрителя: земля величественна в своём снежном убранстве и сама природа отторгает человеческую жестокость.

· «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец».

Эти картины написаны в самое тяжёлое для нидерландского народа время в 1566-1567 годах. Изображения праздничных торжеств простых людей – протест художника на царивший произвол и горе. В эти годы был издан указ испанских властей, чтобы число гостей на крестьянских свадьбах не превышало 20 человек, поэтому не все решаются переступить порог сарая. На почётном месте сидит невеста, но жениха не видно. Это символично и по смыслу отражает библейскую притчу о Церкви Небесной, ожидающей Жениха Небесного как Спасителя. В картинах крестьянского танца звучит голос свободы.

· Цикл картин «Месяцы» написан по временам года.

Неприметные сельские виды представлены как целая вселенная. Цикл представляют 6 картин_

- «Охотники на снегу» (декабрь-январь),

- «Хмурый день» (февраль – март),

- (апрель – май) утрачена,

- «Сенокос» (июнь –июль),

- «Жатва» (август – сентябрь),

- «Возвращение стада» (октябрь- ноябрь).

Красота родной земли в каждом миге её бытия, как залог существования вселенского закона, гораздо более мудрого и милосердного, чем установленные законы земных владык. Космический аспект картин органически слит с житейской повседневностью. Полезная деятельность людей включена в извечный ход жизни и природы. Величие рабочей красоты.

 

· «Слепые».

Это последняя из известных картин Питера Брейгеля. Жуткая вереница калек, лишённых не только зрения, но и поводыря, бредёт из глубины картины на зрителя к переднему краю живописного пространства, на деле же к краю оврага. Их медленный осторожный шаг прерывается: идущий первым, падает. Ужас сконцентрирован не в сюжетной ситуации (овраг не глубок), а в образах – череда ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных. Картина посвящена словам Христа: «Может ли слепой водить слепого»? Иисус имел слепоту духовную и как напоминание об этом - в глубине картины изображена церковь, единственное место, где можно получить исцеление, но что бы дойти туда НУЖНО БЫТЬ ЗРЯЧИМ.

 

Нидерландская культура в середине 16 века достигла высочайшего расцвета, но в это время произошло событие, из-за которого Нидерланды как государство прекратило своё существование. Национально-освободительная война против испанской агрессии разделила страну на 2 части: северную (Голландию) и южную (Бельгию и Люксембург). Южные земли вошли в испанское правление ещё на 100 лет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных