ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВЕК. АРХИТЕКТУРА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.Санкт-Петербург был задуман Петром I для того, чтобы укрепить позиции Россия на Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле. Название его тогда звучало немного иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского монарха). 16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Проектировал Петропавловскую крепость и её собор щвейцарец Доменико Джованни Трезини. Петропавловский собор выглядит весьма необычно для православного храма: над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII в. Неслучайно он стал символом Петербурга — в нём заложены основы своеобразного архитектурного стиля новой столицы. Высокая колокольня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались повторить эту деталь в других важнейших зданиях города (например, в Адмиралтействе). Первые каменные дома для дворян начали возводить на Васильевском острове (дворец Александра Даниловича Меншикова - сподвижника Петра I; Кунсткамера; здание Двенадцати коллегий — министерств Петровской эпохи). Здание Двенадцати коллегий (Трезини) очень необычно по своему архитектурному замыслу и нетрадиционно для русской архитектуры: оно состоит из 12 одинаковых частей, расположенных на одной линии. Здание развёрнуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней. Здание Адмиралтейства (оно вмещало всё необходимое для строительства кораблей: верфи, мастерские и склады) было основано в 1704 г., рядом с ним поселились мастера-корабелы и моряки. Неподалёку от Адмиралтейства Пётр I заложил свой первый дворец, названный Зимним. Царь в нём почти не жил, называя его «конторой», но каждый день здесь бывал и работал.Чуть выше по течению Невы располагался Летний дворец (Трезини), который Пётр подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Это одно из старейших зданий города. В настоящее время музей является филиалом Русского музея. Петр I очень гордился окружавшим это здание Летним садом, лично выписывал для него из-за границы диковинные растения. Сад тогда не был похож на современный. В нём преобладали не деревья, а однолетние травы и цветы. Их высаживали на фигурных клумбах, которые образовывали орнаменты, похожие на ковровые узоры. Подобные парки в России называли регулярными или французскими, так как мода на них пришла из Версаля (резиденции французских королей под Парижем). Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий. В первые годы после его основания там ещё бродили дикие звери - а спустя всего семь лет улицы Петербурга уже освещало около тысячи фонарей. После петровских времен, в годы правления Анны Иоанновны, в Петербурге появились новые архитекторы: М. Г. Земцов (церковь Святых Симеона и Анны), П. М. Еропкин, И. К. Коробов (перестроил здание Адмиралтейства - на нём появился знаменитый шпиль — «адмиралтейская игла» с флюгером в форме корабля) – все они учились у европейских мастеров и продолжали их традиции в архитектуре. Именно поэтому архитектурный облик Санкт-Петербурга так сильно отличается от того, как выглядели и выглядят другие города России. Во времена царствования Елизаветы Петровны (1 пол.18 в.) в русской архитектуре расцвёл стиль барокко (основные черты: пространственный размах, сложность и криволинейность форм, пышность и обилие украшений). Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей («русское барокко» - допетровская архитектура Руси - «московское узорочье», характеризовавшееся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта (ярусные храмы – восьмерик на четверике). Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов. Главным представителем русского зрелого барокко был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли построил в Санкт-Петербурге, у слияния рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец (не сохранился; теперь на этом месте расположен Михайловский (Инженерный) замок). Затем Растрелли возвёл новый Зимний дворец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I (в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. 5 зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр). Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Растрелли работал и в окрестностях Петербурга. Им был построен и расширен Большой дворец в Петергофе, а также Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе (загородной резиденции Елизаветы). Фасады этого дворца щедро украшены объёмными архитектурными и скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают горизонтальную протяжённость здания длиной 306 м. Растрелли строил в Петербурге не только дворцы, но и великолепные церкви и соборы. Они соединяют традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко. Смольный Воскресения Христова собор (Смольный собор) (!не путать со Смольным институтом, построенным Кваренги в 1806 г.) входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. В результате такого оригинального архитектурного решения возникает необычная иллюзия размеров собора. По мере приближения собор визуально уменьшается, не теряя своей величественности. Cо второй половины 18 века основным стилем в архитектуре становится классицизм, который характеризуется простотой и чёткостью планов. Один из первых образцов этого стиля — огромное здание Академии художеств, возводившееся на протяжении почти четверти века (1763— 1788 гг.). Авторами проекта были вице-президент, а позднее ректор академии Александр Филиппович Кокоринов и француз Жан Батист Мишель Валлен-Деламот. Чистота классицистических пропорций и одноцветный фасад существенно отличали это сооружение от построек барокко. План здания академии строго симметричен, составлен из простейших геометрических фигур: корпуса постройки образуют квадрат, а огромный внутренний двор — круг. В России архитектурные стили часто существовали одновременно. Наиболее ярко это проявилось в творчестве итальянца Антонио Ринальди. Под Петербургом по его проектам были сооружены здания, напоминающие постройки французского рококо, — дворец Петра III, павильон «Катальная горка» и Китайский дворец. Мраморный дворец сочетает элементы классицизма (мерно чередующиеся пилястры и окна с наличниками строгого рисунка) и рококо (облицованные разноцветным мрамором полукруглые завершения некоторых окон, причудливая башенка с часами, спрятанная во дворе). А вот Иван Егорович Старов придерживался канонов классицизма. Самое знаменитое его произведение — Таврический дворец князя Г. А. Потёмкина-Таврического в Петербурге. Старов создал классицистический тип дворца-усадьбы, применив особую композицию с основным корпусом и боковыми флигелями (пристройками). Джакомо Кваренги, итальянец по происхождению и поклонник римских древностей, был последовательным представителем классицизма: возвёл в Петербурге Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт благородных девиц и др. Однако самыми удачными сооружениями архитектора были, наверное, прекрасно вписанные в пейзаж загородные дворцы в окрестностях Петербурга, например, в Царском Селе - Александровский дворец (для любимого внука Екатерины II, будущего императора Александра I). Чарлз Камерон тоже был страстным поклонником античности и ярким представителем классицизма. Участвуя в перестройке Екатерининского дворца в Царском Селе, Камерон создал новый архитектурный ансамбль, который оказал на русскую архитектуру конца XVIII — начала XIX в. огромное влияние. Это так называемая «Камеронова галерея», окружённая колоннадой. С одной стороны галереи расположена лестница, ведущая к пруду, а с другой — висячий сад и павильон «Агатовых комнат». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|