Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.




Вопрос 2. Психика

Психика рассматривается как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу.

Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

– возникновение и развитие психики в животном мире;

– возникновение и развитие человеческого сознания;

– развитие психики в онтогенезе человека, т.е. начиная от рождения и до конца жизни.

Источником развития психики является борьба внутренних противоречий (борьба между старым и новым). Психическое развитие есть всегда возникновение чего-то нового, причем переход от одного этапа развития к другому носит скачкообразный характер (критические и литические периоды развития).

Психика имеет сложное строение, в которой выделяют:

познавательные психические процессы, позволяющие человеку познавать окружающий мир через посредство ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения;

психические состояния, включающие мотивацию, эмоциональные переживания, волю;

психические свойства – индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками (темперамент, характер, способности).

А.Н.Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных. К.Э.Фабри в пределах каждой стадии различает низший, высший и наивысший уровни.

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

На стадии предметного воспр иятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Т.е. отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии животное способно решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.

В науке существует целый ряд попыток решения проблемы развития психики:

1) антропопсихизм (связана с именем Р.Декарта). Сущеость ее состоит в том, что возникновение психикисвязывают с появлением человека, психика существует только у человека. Тем самым вся предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой вовсе.

2) учение о панпсихизме является противоположной предыдущей теории и состоит в утверждении о всеобщей одухотворенности природы.

3) биопсихизм – промежуточный взгляд на проблему, заключающийся в том, что психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.

4) сущность нейропсихизма состоит в том, что психика признается не является свойством всякой живой материи, а только таких организмов, которые имеют нервную систему.

Научная психология исходит их совершенно иных положений и ставит своей задачей ответить на вопрос о происхождении психики, описание условий, в результате которых должна была появиться такая сложная форма жизни. Сегодня известно, что основным условием появления жизни является возникновение сложных белковых молекул, которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Для выживание они должны усваивать (ассимилировать) из окружающей среды те вещества, которые являются предметом питания и необходимы для поддержания их жизни; одновременно они должны выделять во внешнюю среду продукты распада (диссимиляция). Два процесса ассимиляции и диссимиляции являются основными условиями существования сложных белковых образований.

Сложные белковые молекулы (коацерваты)обладают особыми свойствами: отвечать на воздействия полезных веществ и благоприятных условий их усвоения, а также на вредные воздействия, грозящие их дальнейшему существованию и не реагировать на нейтральные воздействия, не входящие в процесс обмена веществ.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных