Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И поэзия парнасской школы




I. Идейные и эстетические позиции позиции поэтов «Парнаса». Обзор творчества Леконта де Лиля и других «парнасцев» (доклад).

II. Творческий путь Ш.Бодлера. История создания сборника «Цветы зла» (доклад).

III. Поэтический сборник «Цветы зла».

1. Структура книги; принцип чередования циклов.

2. Общие идеи сборника.

3. Тематика сборника:

а) тема искусства и его значения в разделе «Сплин и

идеал»; анализ стихотворения «Маяки»;

б) тема зла и социальной безысходности в разделах

«Парижские картины» и «Вино»;

в) тема бога и веры в разделе «Мятеж»; стихотворения

«Литания Сатане», «Каин и Авель»;

г) любовные стихи сборника; анализ стихотворения «Волосы».

4. Поэтические мотивы и образы:

а) мотивы ссылки, изгнания («Лебедь», «Привидение» и др.),

тюремного заточения (цикл «Сплин»);

б) образ воина, умирающего на поле боя («Непоправимое», «Ле­­бедь», «Старый колокол», «Жажда небытия», «Наваждение»);

в) мотив смерти (цикл «Смерть»; «Скверный монах», «Посмертные угрызения», «Погребение прóклятого поэта», «Веселый мертвец», «Непоправимое», «Поездка на Киферу», «Старый колокол», «При­видение», «Жажда небытия»);

г) образ мира, его пространственная организация в стихотворениях «Воспарение», «Фантастическая гравюра», «Танец змеи», «Человек и море», «Из бездны воззвал», «Поединок», «Духовная заря»).

5. Социальная направленность; эстетические особенности книги.

6. Романтические традиции, символизм и реалистические тен­ден­­­ции в сборнике.

IV. Место сборника «Цветы зла» в истории литературы.

Литература

Антокольский П. Предисловие // Бодлер Ш. Лирика. М., 1965.

История французской литературы. М., 1987. С. 373−375.

Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла: Стихотворения в прозе. М., 1993.

Катаев В. Мой Бодлер // Катаев В. Разное. М., 1970.

Левик В. «Он жил во зле, добро любя» // Вопросы литературы. 1964. № 7.

Пишуа К., Зиглер Ж. Шарль Бодлер // Иностранная литература. 2000. № 4.

Тимашева О. Современная критика о Бодлере // Вопросы литературы. 1973. № 7.

 

Тема № 14 (2 часа)

Новелла Стендаля «Ванина Ванини»

1. Участие Стендаля в национально-освободительном движении итальянского народа. Итальянская тема в его творчестве.

2. Новелла «Ванина Ванини» и её место в творчестве Стендаля. Художественное своеобразие. Стремительность развития действия как средство раскрытия характеров главных героев.

3. Стендалевская концепция итальянского характера. Образы Пье­т­ро Миссирили и Ванины Ванини как воплощение представлений Стендаля о двух типах итальянского национального характера. Сходство характеров и различие жизненных целей и принципов. Мастерство Стендаля-психолога.

Литература

Виноградов А. Стендаль и его время. / Предисловие М.Горького. М., 1981.

Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.

Елизарова М.Е. Стендаль: Повесть «Ванина Ванини» // Произведения зарубежных классиков в средней школе: Методическое пособие в помощь учителю. М., 1973. С. 99─106.

Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. М., 1960.

Фрид Я. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.

Тема № 15 (2 часа)

Повесть О.Бальзака «Гобсек»

I. Основные особенности французского реализма бальзаковского периода (доклад).

II. Требования Бальзака к искусству, изложенные в предисловии к «Человеческой комедии».

III. История создания повести «Гобсек». Повесть как составная часть «Человеческой комедии».

IV. Тема и сюжет, особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.

V. Система образов.

1. Образ Гобсека:

а) портрет; жизненная философия; эволюция образа;

б) романтическое и реалистическое в образе Гобсека;

в) Гобсек ─ продукт и опора буржуазного общества, образное выражение этой идеи.

2. Персонажи второго плана, принципы их создания и связь

с главным героем:

а) портрет;

б) принципы описания окружающей обстановки;

в) самораскрытие персонажей;

г) приём контраста.

VI. Особенности художественного метода Бальзака:

1. Создание «истории нравов» и материальное воплощение мышления людей, отображающих своё время.

2. «Страсти» ─ основной двигатель личности, социальная и психологическая обусловленность страстей.

3. «Поэзия отрицательных величин».

4. Трагикомизм как форма восприятия действительности.

5. Историзм и масштабность в изображении действительности

6. Соотношение эстетических принципов с методом изображения действительности в «Гобсеке».

 

Задание для домашней самостоятельной работы

1. Проанализировать портрет главного героя, выбрать из текста сравнения и метафоры. Найти общие признаки и распределить по группам.

2. Проанализировать монолог главного героя. Найти проводимые им сравнения и аналогии своего «я».

3. Сопоставить авторские портретные характеристики персонажа и мнение героя о самом себе.

Литература

Анисимов И.И. Бальзак // Анисимов И.И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. М., 1977. С. 44−49.

Верцман И.Е. Проблемы художественного познания М., 1967. (См. главу «Эстетика Бальзака»).

Гордон Я.И. Оноре Бальзак: Лекции для студентов филологических факультетов. Душанбе, 1967.

Гриб Б.Р. Избранные работы. М., 1956.

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970.

Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1970.

Муравьева Н.О. Бальзак: Очерк жизни и творчества. М., 1958.

Обломиевский Д.Д. Бальзак: Этапы творческого пути. М., 1961.

Пузиков А.И. Бальзак и его герои // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. М., 1976. С. 7−58.

Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1960.

Самарин Р.М. Бальзак // История французской литературы. Т. 2. М., 1956. С. 564−810.

Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». М., 1982.

Тема № 16 (2 часа)

Роман О.Бальзака «Евгения Гранде»

1. История создания романа «Евгения Гранде» и его место в «Человеческой комедии» Бальзака.

2. Особенности композиции романа:

а) отказ от единого главного героя ─ композиционного центра;

б) экспозиция романа как средство характеристики главных действующих лиц;

в) основные моменты развития действия романа.

З. Антибуржуазная направленность романа. Разоблачение хищнической психологии накопления (Шарль Гранде). Принципы создания образа и эволюция его характера:

а) парижское воспитание, влияние деловых людей и аристократки Аннеты;

б) смерть отца и встреча с Евгенией;

в) окончательное развращение в Индии.

4. Принципы создания и типизации образа Феликса Гранде как буржуазного хищника:

а) реализм образа Гранде, отсутствие черт романтической исключительности (в отличие от Гобсека);

б) историческая обусловленность и основные черты характера Гран­де; жильё, портрет, речевая характеристика как средства раскрытия внутреннего облика героя;

в) образ жизни;

г) отношение к жене, дочери, племяннику, служанке, друзьям дома, к согражданам;

д) столкновение с дочерью ─ основной сюжетный конфликт;

е) завершение образа в сценах болезни и смерти.

5. Антиромантическая направленность романа. Принципы создания образа Евгении Гранде:

а) стремление автора к прозаичности в обрисовке главной героини и к показу глубокого драматизма обыденной жизни;

б) реализм образа Евгении; прочная связь с окружающим миром в отличие от героинь писателей-романтиков (портрет, реалистическая обусловленность характера);

в) динамичность образа (чистота, враждебность миру собственников в начале романа; душевный переворот при встрече с Шарлем; столкновение с отцом ─ проявление оппозиции по отношению к буржуазному обществу; и в конце ─ примирение с ним; Евгения ─ верная хранительница отцовских богатств, т. е. устоев буржуазного общества).

6. Принципы создания образов второстепенных героев (госпожа Гранде, Наннета, окружение семьи Гранде: Крюшо, Грассены).

7. Особенности реализма Бальзака. Новаторство в выборе жизненного материала и в разработке темы.

8. Жанровое своеобразие романа (сочетание кропотливых, научно-точных наблюдений, медлительно-тяжеловесных описаний и элементов философского анализа с напряжённым развитием действия).

9. Стиль и язык романа.

Литература

Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967.

Обломиевский Д. Бальзак: Этапы творческого пути. М., 1961. Гл. V.

Муравьёва Н.И. О.Бальзак: Пособие для учителя. М., 1958.

История французской литературы. Т. 2. М., 1956. С. 467─470.

Кучборская Е. Творчество Бальзака. М., 1970.

Реизов Б. Г. Бальзак // Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. М., 1977.

Петрова Е. Бальзаковский парадокс. М., 1981.

Тема № 17 (2 часа)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных