ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И поэзия парнасской школыI. Идейные и эстетические позиции позиции поэтов «Парнаса». Обзор творчества Леконта де Лиля и других «парнасцев» (доклад). II. Творческий путь Ш.Бодлера. История создания сборника «Цветы зла» (доклад). III. Поэтический сборник «Цветы зла». 1. Структура книги; принцип чередования циклов. 2. Общие идеи сборника. 3. Тематика сборника: а) тема искусства и его значения в разделе «Сплин и идеал»; анализ стихотворения «Маяки»; б) тема зла и социальной безысходности в разделах «Парижские картины» и «Вино»; в) тема бога и веры в разделе «Мятеж»; стихотворения «Литания Сатане», «Каин и Авель»; г) любовные стихи сборника; анализ стихотворения «Волосы». 4. Поэтические мотивы и образы: а) мотивы ссылки, изгнания («Лебедь», «Привидение» и др.), тюремного заточения (цикл «Сплин»); б) образ воина, умирающего на поле боя («Непоправимое», «Лебедь», «Старый колокол», «Жажда небытия», «Наваждение»); в) мотив смерти (цикл «Смерть»; «Скверный монах», «Посмертные угрызения», «Погребение прóклятого поэта», «Веселый мертвец», «Непоправимое», «Поездка на Киферу», «Старый колокол», «Привидение», «Жажда небытия»); г) образ мира, его пространственная организация в стихотворениях «Воспарение», «Фантастическая гравюра», «Танец змеи», «Человек и море», «Из бездны воззвал», «Поединок», «Духовная заря»). 5. Социальная направленность; эстетические особенности книги. 6. Романтические традиции, символизм и реалистические тенденции в сборнике. IV. Место сборника «Цветы зла» в истории литературы. Литература Антокольский П. Предисловие // Бодлер Ш. Лирика. М., 1965. История французской литературы. М., 1987. С. 373−375. Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла: Стихотворения в прозе. М., 1993. Катаев В. Мой Бодлер // Катаев В. Разное. М., 1970. Левик В. «Он жил во зле, добро любя» // Вопросы литературы. 1964. № 7. Пишуа К., Зиглер Ж. Шарль Бодлер // Иностранная литература. 2000. № 4. Тимашева О. Современная критика о Бодлере // Вопросы литературы. 1973. № 7.
Тема № 14 (2 часа) Новелла Стендаля «Ванина Ванини» 1. Участие Стендаля в национально-освободительном движении итальянского народа. Итальянская тема в его творчестве. 2. Новелла «Ванина Ванини» и её место в творчестве Стендаля. Художественное своеобразие. Стремительность развития действия как средство раскрытия характеров главных героев. 3. Стендалевская концепция итальянского характера. Образы Пьетро Миссирили и Ванины Ванини как воплощение представлений Стендаля о двух типах итальянского национального характера. Сходство характеров и различие жизненных целей и принципов. Мастерство Стендаля-психолога. Литература Виноградов А. Стендаль и его время. / Предисловие М.Горького. М., 1981. Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. Елизарова М.Е. Стендаль: Повесть «Ванина Ванини» // Произведения зарубежных классиков в средней школе: Методическое пособие в помощь учителю. М., 1973. С. 99─106. Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. М., 1960. Фрид Я. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967. Тема № 15 (2 часа) Повесть О.Бальзака «Гобсек» I. Основные особенности французского реализма бальзаковского периода (доклад). II. Требования Бальзака к искусству, изложенные в предисловии к «Человеческой комедии». III. История создания повести «Гобсек». Повесть как составная часть «Человеческой комедии». IV. Тема и сюжет, особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение. V. Система образов. 1. Образ Гобсека: а) портрет; жизненная философия; эволюция образа; б) романтическое и реалистическое в образе Гобсека; в) Гобсек ─ продукт и опора буржуазного общества, образное выражение этой идеи. 2. Персонажи второго плана, принципы их создания и связь с главным героем: а) портрет; б) принципы описания окружающей обстановки; в) самораскрытие персонажей; г) приём контраста. VI. Особенности художественного метода Бальзака: 1. Создание «истории нравов» и материальное воплощение мышления людей, отображающих своё время. 2. «Страсти» ─ основной двигатель личности, социальная и психологическая обусловленность страстей. 3. «Поэзия отрицательных величин». 4. Трагикомизм как форма восприятия действительности. 5. Историзм и масштабность в изображении действительности 6. Соотношение эстетических принципов с методом изображения действительности в «Гобсеке».
Задание для домашней самостоятельной работы 1. Проанализировать портрет главного героя, выбрать из текста сравнения и метафоры. Найти общие признаки и распределить по группам. 2. Проанализировать монолог главного героя. Найти проводимые им сравнения и аналогии своего «я». 3. Сопоставить авторские портретные характеристики персонажа и мнение героя о самом себе. Литература Анисимов И.И. Бальзак // Анисимов И.И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. М., 1977. С. 44−49. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания М., 1967. (См. главу «Эстетика Бальзака»). Гордон Я.И. Оноре Бальзак: Лекции для студентов филологических факультетов. Душанбе, 1967. Гриб Б.Р. Избранные работы. М., 1956. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1970. Муравьева Н.О. Бальзак: Очерк жизни и творчества. М., 1958. Обломиевский Д.Д. Бальзак: Этапы творческого пути. М., 1961. Пузиков А.И. Бальзак и его герои // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. М., 1976. С. 7−58. Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1960. Самарин Р.М. Бальзак // История французской литературы. Т. 2. М., 1956. С. 564−810. Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». М., 1982. Тема № 16 (2 часа) Роман О.Бальзака «Евгения Гранде» 1. История создания романа «Евгения Гранде» и его место в «Человеческой комедии» Бальзака. 2. Особенности композиции романа: а) отказ от единого главного героя ─ композиционного центра; б) экспозиция романа как средство характеристики главных действующих лиц; в) основные моменты развития действия романа. З. Антибуржуазная направленность романа. Разоблачение хищнической психологии накопления (Шарль Гранде). Принципы создания образа и эволюция его характера: а) парижское воспитание, влияние деловых людей и аристократки Аннеты; б) смерть отца и встреча с Евгенией; в) окончательное развращение в Индии. 4. Принципы создания и типизации образа Феликса Гранде как буржуазного хищника: а) реализм образа Гранде, отсутствие черт романтической исключительности (в отличие от Гобсека); б) историческая обусловленность и основные черты характера Гранде; жильё, портрет, речевая характеристика как средства раскрытия внутреннего облика героя; в) образ жизни; г) отношение к жене, дочери, племяннику, служанке, друзьям дома, к согражданам; д) столкновение с дочерью ─ основной сюжетный конфликт; е) завершение образа в сценах болезни и смерти. 5. Антиромантическая направленность романа. Принципы создания образа Евгении Гранде: а) стремление автора к прозаичности в обрисовке главной героини и к показу глубокого драматизма обыденной жизни; б) реализм образа Евгении; прочная связь с окружающим миром в отличие от героинь писателей-романтиков (портрет, реалистическая обусловленность характера); в) динамичность образа (чистота, враждебность миру собственников в начале романа; душевный переворот при встрече с Шарлем; столкновение с отцом ─ проявление оппозиции по отношению к буржуазному обществу; и в конце ─ примирение с ним; Евгения ─ верная хранительница отцовских богатств, т. е. устоев буржуазного общества). 6. Принципы создания образов второстепенных героев (госпожа Гранде, Наннета, окружение семьи Гранде: Крюшо, Грассены). 7. Особенности реализма Бальзака. Новаторство в выборе жизненного материала и в разработке темы. 8. Жанровое своеобразие романа (сочетание кропотливых, научно-точных наблюдений, медлительно-тяжеловесных описаний и элементов философского анализа с напряжённым развитием действия). 9. Стиль и язык романа. Литература Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967. Обломиевский Д. Бальзак: Этапы творческого пути. М., 1961. Гл. V. Муравьёва Н.И. О.Бальзак: Пособие для учителя. М., 1958. История французской литературы. Т. 2. М., 1956. С. 467─470. Кучборская Е. Творчество Бальзака. М., 1970. Реизов Б. Г. Бальзак // Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. М., 1977. Петрова Е. Бальзаковский парадокс. М., 1981. Тема № 17 (2 часа) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|