Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рождественский собор Снетогорского манастыря

Монументальная живопись Пскова начала 14-15 вв.(Рождественский собор Снетогорского манастыря. Ц. Успения в Мелетове)

Почти все церкви Пскова, начиная со второй половины XIV века, расписывались. Об этом свидетельствуют летописи и многочисленные фрагменты фресок, найденные во время археологических раскопок на территории Довмонтова города, примыкающего к Крому. Они показывают, что местные мастера были хорошо знакомы с творчеством новгородских и пришлых греческих и южнославянских мастеров, но при этом всякий раз вносили свой акцент, придающий целому особую камерность и одновременно живописную подвижность и неповторимую индивидуальную выразительность. Вместо характерного для живописи Новгорода мажорного, слитного и сильного звучания цветовых аккордов в псковских иконах и росписях все строится на сложном многоголосии, сложном разделении голосов. Здесь всегда все серьезно, сдержанно, нет и нотки горделивости, но и нет даже оттенка самоуничижения. Образы святых исполнены достоинства и сдержанной силы, страстная вера сочетается в них со способностью терпеливо ожидать прихода Спасителя и свершения справедливого суда.

Рождественский собор Снетогорского манастыря

Дата начала росписи храма известна благодаря записи на полях Псковского паремийника. Храм был расписан в 1313 году, вскоре после окончания строительства. Наряду с новгородским храмом Николы на Липне собор Снетогорского монастыря стал одним из первых примеров возрождения монументальной живописи на Руси после длительного перерыва середины - второй половины XIII века, вызванного монгольским нашествием. Кроме того, именно в этот период в Пскове складывается своя самобытная художественная школа, отличная от искусства других крупных художественных центров Руси. Фрески Снетогорского монастыря являются ярким образцом псковского искусства.

Программа росписи

Система росписи храма с одной стороны повторяет многие сюжеты, характерные для памятников домонгольского периода и для XIV века представляющиеся архаичными. С другой стороны она содержит множество новых и уникальных для своего времени сюжетов, часто представляющих собой оригинальную находку псковских художников.

В куполе изображено Вознесение Господне, повторяющее росписи многих новгородских храмов XII века и собора Мирожского монастыря. Фрески в барабане купола утрачены. На парусах сохранились фигуры евангелистов с их символами и фрагмент убруса с образом Нерукотворного Спаса.

В центральной алтарной апсиде в нижних регистрах представлен двухъярусный фронтальный святительский чин, так же архаичный для византийской живописи XIII - XIV столетий и повторяющий старые образцы домонгольского времени. Выше была изображена традиционная Евхаристия.

Особый интерес представляют композиции верхней зоны алтаря - конхи и свода вимы. Несмотря на крайне плохую и фрагментарную сохранность живописи, представленные здесь сюжеты поддаются расшифровке и реконструкции. В конхе была изображена сидящая на троне Богоматерь с Младенцем на левой руке. Необычным является жест правой руки Богоматери поднятой вверх и буквально указывающей отведенным пальцем на расположенное выше изображение. Выше, в своде сохранилась нижняя часть фигуры в белых одеждах, сидящей на престоле и окруженной мандорлой, вписанной в ромб. По сторонам от фигуры сохранились фрагментарные изображения херувимов и других небесных сил. Возможно, что здесь же располагались и фигуры пророков Исайи, Иезекиля или аввакума, свидетелей представленного видения. Очевидно, что на престоле был изображен Христос, однако точная иконография его изображения остается неизвестной. Общий смысл композиции прочитывается следующим образом: Бог, являвшийся в Ветхом Завете пророкам, Вседержитель и грядущий Судья мира воплотился через Богородицу и стал Младенцем, чтобы принести себя в жертву ради спасения человечества. Тема Христа-жертвы прямым образом связана с нижними регистрами росписи алтаря и совершавшимся здесь богослужением.

На подпружных арках, несущих купол, изображены ветхозаветные первосвященники, прообразующие новозаветное священство. Их ряд завершается образами Захарии и его сына – Иоанна предтечи, соединяющего собой Ветхий и Новый завет.

Своды и стены ветвей подкупольного креста заняты несколькими повествовательными циклами. Порядок сюжетов по своему продуман, хотя в расположении циклов есть некоторая спонтанность. Это было вызвано непривычностью поставленной перед художниками задачи, вынужденными после длительного перерыва собственными силами возрождать искусство монументальной живописи.

Важнейшее место здесь занимает цикл евангельских событий, включающий прежде всего изображения двунадесятых праздников. Композиции расположены в три регистра: 1) в сводах и люнетах, 2, 3) и в два ряда на стенах боковых ветвей подкупольного креста.

В южной части храма в 3 регистре росписи на восточной стене изображено Рождество Богоматери (занимающее традиционное место храмового образа справа от алтаря) и Введение во храм. Боаговещение изображено выше во 2 ярусе, традиционно по сторонам от алтарной апсиды: слева архангед гавриил, справа Богоматерь. Рождество Христово представлено вслед за Введением в 3 регистре на южной и западной стенах южной ветви креста. Композиция Рождества состоит из множества различных небольших сцен, подробно иллюстрирующих все связанные с праздником события. Здесь есть и фигура плачущей о убиенных детях рахили, иллюстрарующая пророчество Иеремии. Кроме того, поклонение волхвов было дополнено аллегорическими фигурами природных стихий, из которых сохранилось изображение пустыни, так же приносящих свои дары Младенцу Христу. Эти необычные подробности являются иллюстрацией рождественской стихиры "Что Ти принисем, Христе", впоследствии вошедшие в иконографию Собра Богоматери.

Цикл праздников продолжается в 1 регистре на своде и в люнете южной ветви креста, где изображены Сретение, Крещение и Воскрешение Лазаря (эта часть программы копирует роспись собора Мирожского монастыря). Композиции страстного цикла вынесены во 2 меньший регистр композиций. Здесь на восточной стене южного рукава изображены Вход в Иерусалим и Преображение (хронологически неправильное расположение Преображения после Входа в Иерусалим - распространенная черта многих памятников византийской и древнерусской живописи). Далее на южной стене были расположены композиции Омовение ног и тайная вечеря.

Таким образом, евангельские сцены разделены на несколько обособленных циклов. Сверху представлены несколько крупных композиций: Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Распятие и Воскресение. При этом изображения Сретения и Распятия, Воскрешения Лазаря и Воскресения Христа перекликаются по смыслу друг с другом, Распятие и Воскресение традиционно представлены друг напротив друга. Ниже в меньшем масштабе изображены события предшествующие страстям Христа, другие сцены страстей и события после Воскресения Христа: Вход в Иерусалим, Преображение, Снятие со креста, жены-мироносицы у Гроба, Преполовение и Сошествие Св. Духа.

Свой отдельный цикл изображений расположен на западной стене северного рукава, где в три ряда представлены небольшие по масштабу композиции проевангельского цикла, хорошо известные по многим домонгольским памятникам монументальной живописи. Однако здесь к ним добавлено изображение Покрова Богородицы и даже иллюстрация 12 икоса Акафиста Богоматери.

Самая большая и впечатляющая композиция в росписи собора – Успения Богоматери - расположена во всю высоту северной стены храма, напротив изображенного с южной стороны Рождества Христова. Противопоставление или вернее сопоставление двух этих композиций так же известно по росписям храмов домонгольского периода. Средняя часть композиции оказалась утрачена из-за расширенного в XVII веке окна. Слева от него сохранилась фигура Христа, держащего на руках душу Богородицы. Сверху были изображены апостолы, переносимые к одру Богоматери ангелами и вознесение Богоматери на небо.

Весь западный рукав подкупольного креста занят изображением Страшного суда, дополненного видением пророка Даниила. Изображения на южной стороне западного свода и южной стене традиционны. Здесь представлен сидящий на престоле Христос-судья, окруженный 12 апостолами и ангелами. Ниже располагались почти совершенно утраченные изображения Адама и Евы, а так же взвешивания человеческой души на суде. Хорошо сохранился нижней регистр, где представлен рай: Лона авраамово, благоразумный разбойник и шествие в рай праведников, возглавляемых апостолом петром. На западной стене был изображен ангел свивающий небо, а рядом с ним композиция, ранее известная исключительно по более поздним русским памятникам XVI-XVII веков. Здесь изображен Моисей, обличающий не уверовавших во Христа евреев.

На северной стене представлено уникальное по иконографии видение пророка Данила, многие из деталей которого впоследствии широко распространились в русской искусстве поствизантийского периода. На своде изображен Христос Ветхий денми, окруженный ангелами и лежащими на престолах открытыми книгами. Сцена расположена напротив изображений Христа и апостолов из Страшного суда и совпадает с ними по композиции. Ниже представлены трубящие ангелы и четыре зверя - символы земных царств. Все они подписаны: Персидское, Эллинское, Римское и Антихристово. Справа от них в основании подпружной арки был изображен сам Даниил (его утраченная сверху фигура узнается по характерным для него одеждам). Слева на западной стене располагаются ещё несколько изображений, связанных с видением: Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча с ангелами, несущими орудия страстей, пророки захария и Исаия.

Весьма вероятно, что появившиеся здесь впервые иконографические сюжеты видения Даниила, включенные в состав Страшного суда, в XVI веке были принесены в Москву псковскими мастерами и благодаря этому широко распространились в русской живописи XVI - XVII веков.

В адском пламене рядом с Сатаной были изображены головы многочисленных грешков, Наконец, ещё один интереснейший, самобытный по составу цикл представляют собой росписи жертвенника - северной алтарной апсиды. Здесь представлены ветхозаветные сюжеты - прообразы евхаристии, а так же добавленные к ним сцены мученичества Иоанна Предтечи. В своде изображено явление Троицы Аврааму, с характерным для Пскова изокефальным (равновеликим) изображением Трех Ангелов.

Завершает роспись храма чин преподобных отцов, изображенных в нижнем ярусе стен. Их фигуры сохранились на восточных стенах боковых ветвей креста по сторонам от алтаря

 

Ц.Успения в Мелетове -Успенская церковь построена в 1461 – 1462 г.г. Это классический образец псковского храма XV в

1465 год

 

Мелётовские росписи были созданы в период существования независимой Псковской боярской республики. В это время особенности жизни псковских земель были во многом обусловлены их территориальным расположением. Они выполняли роль своего рода буфера между Новгородской республикой и Московским княжеством, с одной стороны, и между русскими землями и их западными соседями — немцами и литовцами, с другой. Такое географическое положение втягивало псковичей во многие внешнеполитические конфликты.

Мелётовские росписи содержат ряд уникальных иконографических сюжетов, опосредованно отражающих культурно-исторические особенности жизни псковских земель, а также вкладные надписи, сообщающие имена ктиторов - заказчиков. Строительство Успенского храма, как нам удалось определить, связано также с важной страницей истории Пскова — территориальными спорами с западными соседями.

Стены и своды отведены под сюжеты христологического и богородичного циклов. Здесь же присутствует много редких и уникальных иконографических сюжетов (изображения неясыти, иллюстрация к сказанию об Анте-скоморохе и др.).

Псковские традиции в подготовке росписи сказываются в применении синопии - предварительного наброска росписи и разгранки на втором слое штукатурки, как и в снетогорском храме. Ряд черт позволяет видеть в живописи Мелетова традиции иконописи. Работавшие здесь мастера были опытными профессионалами, что проявилось в построении композиций, уверенном владении рисунком и цветом. Мелетовские фрески признаются памятником высочайшего художественного уровня

В алтаре - традиционная Служба святых отцов. Вот Василий Великий подходит к алтар, дале процесия святых отцов

Выше Троица и Богоматерь-Знамение, очень бледные образы.


В жертвеннике - узком, сходящемся острым углом, справа редкая (особенно для жертвенника) композиция Явление Христа Петру Александрийскому, слева - Василий Великий готовит гостию - в левой руке Младенец-Христос, который явился вместо евхаристического хлеба, указывая на реальность своего присутствия в святых дарах, в правой нож, которым святитель собрается обсекать просфору с четырех сторон.

 

Далее – Сретение, оплакивание Хрисьа, Прозрение Пресвитера Евстафия

 

Сюжет - Легенда об Анте скоморохе - практически диковинка для росписей. Скоморох хулил в своих выступлениях Богоматерь, она наказала его - явилась и провела рукой по его рукам и ногам - они отнялись. Покаяние, натурально, все исправило! Богоматерь милостивая. В верхней части снятого фрагмента, если сильно присмотреться, видно, что ступни и щиколотки лежащего скомороха после кары отделены от ног, как отрезаны

 

Краски нежнейшие, особенно серо-голубая и розовая. Роспись очень тонкая, изящная. И по содержанию она очень целостная и отвечающая важным богословским тенденциям 14 века, сложившимся на Афоне, Балканах и вот так, в частности, представленным на Северо-Западе Руси.

Не менее девяти мастеров настенной живописи работали над росписями мелетовской церкви. Более всего исследователей поражает мастерство написания ликов, а в них – не глаз, а взглядов, которыми пронизано все пространство храма, приведенное в движение их силой. Сможем ли мы выдержать эти взгляды с чистой совестью, сохраняя и охраняя их от воров нашего времени – вопрос к цивилизованному обществу XXI века.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет надежности модуля | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных