Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Весенние календарные праздники и обряды.

Март

– зимобор, протальник, сухый, сухий, березозол, у малорусов – березень.

Март – июнь встреча весны: прилёт птиц, капель, ледоход, увеличение дня, разрушение санного пути. Закликание птиц, солнца, весны (всего было 3 закликания: на сретение 15 февраля, равноденствие 22 марта, Благовещение 7 апреля)

9 марта – гукающие песни (агу!)

Испекание жаворонков (перепекать – создавать заново), куликов.

Березозол=березозор – от движения сока в берёзах под действием солнца («зорнить пряжу – выставлять на солнце)

 

Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса, открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение. (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с го р – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть. Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.

По церковному календарю:

Праздник, имеющий языческие корни, и проходящий на 8-ой неделе перед пасхой. Эта неделя была последней перед Великим постом, и называлась сырной или мясопустной. Неделя предназначалась для подготовки верующих к посту. Заканчивалась неделя Прощённым воскресеньнм (последний день масленицы). Готовясь к посту, верующие готовили себя к воздержанию очищению души и покаянию. Во второй половине дня они просили друг у друга прощения за все грехи и обиды. Во время поста запрещались приёмы гостей, общие гуляния, развлечения, свадьбы. Помин усопших и прошение у них прощения.

Авдотья Плющиха. 1 / 14 марта. (Авдотья Весновка, Авдотья Каплюжница, Авдотья подмочи порог, Авдотья Свистунья) «Авдотья Весновка весну снаряжает» - у неё «ключи от всех вешних вод». Подготовка сельхоз. инвентаря, высадка рассады, ткачество и беление холстов Плюшниха, плюшками называли ледяные талые коржики и сосульки под крышами. Плющать – капать, течь. С этого дня оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние.

Герасим-грачевник 4 / 17 марта. Прилетают грачи. Из теста выпекают грачей. Изгоняют заговорами из дома кикимору.

Сороки. Сорок сороков – 9 / 22 марта - весеннее равноденствие.

Комоедица. (древняя масленица)40 морозных утренников с 9 марта. Задабривание мороза хлебными колобками. Выпекание «жаворонков» и обрядовые действия с ними. Пробуждение природы, прилёт птиц. Магия по охране скота 40-ка шариками в память о 40-ка мучениках.

Рукоделие: 49 дней готовились к Пасхе. Молодухи посещали родителей, создавали праздничные пасхальные костюмы.

Сороки – Вторые заклички весны. Согласно славянским верованиям, в этот день из ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.

Апрель

- березозол, снегогон, зажги снега, заиграй овражки,

у малоруссов и поляков – кветень, цветень.

«В апреле земля преет». Сбор берёзового сока. Березозол – от движения берёзового сока в стволах берёз под действием солнца (зол, зор, зорнить)

Благовещение – 25 марта / 7 апреля

Птичий день. Выпускали на волю из клеток птиц. крестьяне обходят крестом поля, колодцы обходят кругами, освящение зерна иконой Богородицы и молитвой ей в христианстве, (а также просушить, провеять), показать солнцу – по язычески. «Гукание» весны – третьи заклички. Бог благославляет землю «на сеянье», земля «открывается». Угощение весны пирогами. Обряды охранительного и очистительного характера: в кострах сжигали старую солому из постелей, старую одежду, прыгали через костёр. Переход молодых членов семьи в холодные помещения. В тёплых домах оставались старики и дети. Пережигание «лечебной» соли. В Православии – запрет на работу "На Благовещенье Весна Зиму поборола", "Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт", "С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт", "Благовещенье - птиц на волю отпущенье".

По церковному календарю:

Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник в память события, связанном с зачатием Христа. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил, что Ей предстоит зачать от Святого Духа – Благая весть.

 

Иоанн Лествичник 30 марта / 12 апреля в этот день выпекают из теста лестнички для восхождения в будущей жизни на небо. «Именины домового» - он бесится до полуночи, его стараются задобрить

Марья – пустые щи 1 / 14 апреля у селян заканчивалась капуста, готовили пустые щи.

Вербная неделя Вербица. Верба символизирует плодородие. Сбор и поедание вербных почек, обход домов с ветками и благожелательными песнями, кормление вербой скотины (вербохлёст – бьёт до слёз). Вербу сжигали в поле и крошили в семена, игрушки из вербы продавали на вербных базарахВерба – защита от нечистой силы, от всяких зол и несчастий.

Страстная неделя

Имеет языческие корни. После весеннего равноденствия начинались обряды, посвящённые приходу весны. Длились неделю, которая называлась Перуновой.

Чистый четверг – обряды очистительного профилактического и предупредительного характера. (чистка). Границы периода покоя и возрождения природы. Оберег скота. Пение особых песен, похожих на взвывания. (воет волк – отмечает территорию). Песни – обереги (женский музыкальный инструмент из тростника воздействует на плодородие земли) исполнялись на высоком месте, возле воды. Очищение водой, умывание, баня перед началом полевых работ.

Окуривание и беление жилища, хозпостроек, создание четверговой соли, хлеба (его клали на соль).

Соль – смывание информации (перепекание) и очищение её. Приготовление праздничных блюд, крашение и роспись яиц.

По церковному календарю:

Страстная седмица, страшная неделя – последняя неделя перед Пасхой, следующая за Вербным воскресеньем и установленная в память о страданиях и мученической смерти Христа. В церковных службах каждый день вспоминается о событиях этой недели. В Великий понедельник – чудо иссохшей смоковницы, в Великий вторник – последние беседы с учениками, В Великую среду – предательство в доме Симона прокажённого, В Великий четверг – Тайную вечерю, в Великую пятницу – страдания Христовы.

Велик день

По Зеленину – древнее новогодие. Всё гуляние на улице: качели, игровые хороводы, шествия с песней, танцевальными фигурами, забавы с яйцами. Сюжеты на аграрно-любовную тематику. (у нагайбаков – качули), волочебники (волочатся из дома в дом с песнями о воскресении Христа и расцвете природы. (волочебники волочилися…). За исполнение песен просят яйца. Кукольники – разновидность волочебников.

Возжигание огней – лучин, смоляных бочек, костров = зажжённым свечам во время праздничной службы в церкви. Солнце «играет, пляшет», люди забирались на колокольни, на пригорки смотреть на восходящее солнце. В это день «отворяется светлый рай» на всю неделю.

По церковному календарю:

Пасха (Воскресение Христово) – главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Христа. Празднуется по лунному календарю, в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Воскресение Христа после Его погребения символизирует обретение спасения, т.е. жизни вечной. Христос Своей смертью и последующим Воскресением победил смерть, Он есть Жизнь.

Пасхальная неделя

Солнце не заходит = вся неделя – один «велик день», боги сходят с небес, и наделяют землю дарами плодородия.(перенесено на Христа)

– начало весеннее-летних гуляний молодёжи. Смотры невест. Магические действия девушек на приближение замужества. Смотры молодожёнов, закреплявшие их социальный статус.

По церковному:

Светлая седмица, Великая, Красная неделя – праздничная неделя, которая начиналась в Пасху, и заканчивалась в Фомино воскресенье. Православные представляли, что в день воскресения Христа, солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в Фомино воскресенье. Царские врата алтаря всё это время оставались открытыми.

Красная горка – первое воскресенье после Великого дня. Чтили родовые угодья, где обитали души предков, сытно ели – на столе горячие пироги (пар – дух предков).. В язычестве – неделя поминовения предков, когда навии (души умерших) посещают живых, дают благословение посевной. Припадали к земле с просьбой забеременеть. Огонь – жизнь, дым – дух предков. Празднование начала весны с разжиганием костров на холмах. (совпадает с языческим праздником солнца) Общение с предками благословительное на посев зерна, на урожай. Праздник молодёжи – гуляния, хороводы, свадьбы. Смотрины невест. Обряд окликания молодожёнов – вьюины. Вьюничные обходы дворов, пение парам, поженившимся в этом году на плодородие.. Вьюн – хмель – спираль – жизнь – зачатие – завить плод. Сочетание аграрной и свадебной обрядности. Завершение весеннего чествования молодых на деторождение. Чествователи получали вознаграждение. С этого дня семейная новая пара переходит в статус общинных семейных людей. Время свадеб

По церковному календарю:

Фомино воскресенье (Красная горка) – первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели. Своё название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который не верил в чудо Воскресения Христова, пока не вложил персты в Его раны. В церковной традиции это день называется Антипасха, т.к. он также радостен и весел, но после литургии по пасхальному чину закрываются царские врата.

Радоница вторник Фоминой недели (корень рад – блестящий, просветлённый, по А.А. Потебне – род, родовые связи) – радость, радение, забота, старание от всей души, праздник поминовения усопших. Считалось, что во время всеобщего пробуждения природы пробуждаются от сна и мёртвые. Перед началом весенних работ нужно было заручиться поддержкой усопших предков. Угощение нищих и прохожих на помин души. Одаривание покойных яйцами. Диалоги живых и умерших через причеты, плачи как часть древнего похоронного обряда, преодоление смерти и продолжение (утверждение) жизни. Приготовление кутьи, где семя – растение – семя есть круговорот жизни. Мёд в кутье – отношение к образу пчелы, трудолюбивой и непорочной, и символ сладкой жизни в мире ином. В это время достают пчёл для летней пасеки.

Четверг Фоминой недели – навий день, опасный, т.к. умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета.

Суббота Фоминой недели – изгнание смерти, можно ругаться, но не зло, а ритуально. Брань (не современная) – язык огня, имела защитную функцию

Май

– цветень, травник, травен, травный; чехи и словаки: кветень

Егорий Вешний 23 апреля / 6 мая – Егорий Храбрый, Юрий Зелёный, Юрьев день- выгон скота на первую зелень. Магия вербы и яйца – катание по хребту (чтобы не блуждала корова), катание по земле, угощение, окликание. (на Егория пели песни схожие с колядками), одаривание пастухов яйцами, лепёшками, салом. Обрядовое печенье в виде коровок, лошадей, козулек. Обереговая магия для защиты скота от опасности. Освящение хлевов, скота вербой. Совершение молебна над скотиной, окропление св. водой. Через воздействие на скотину – воздействие на плодородие земли. Начало полевых работ, Егорий «открывал землю» (Ярило оплодотворял Мать Сыру-Землю и выпускал росу, отчего начинается бурный рост трав.). Праздник пастухов и земледельцев. Вождение зелёного Юрия вокруг поля. С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки работ. Работники нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». В народном сознании образ святого слился с образом языческого солнечного бога, имеющего власть над природой. Св. Георгий – был олицетворением созидающих сил природы. На Юрия запахивали пашню, говорили: "С Егорья - начало сева яровых ". Все предшествующие календарные обряды были приуготовлением к реальному действию – пашне. По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов. С Егория открывался сезон хороводов. Хороводная песня = праздничный заклинательный обряд на благополучный урожай, отражение весенних и летних работ. Хоровод – брачная тематика. (с Дмитрия 8 ноября– сезон посиделок).

Еремий-запрягальник 1 / 14 мая – Еремей –запрягальник или запашник. Это третья или последняя встреча пролетья, весны. На Еремея на ранней росе иди на посев. Очистка полей и садов, пашня, посадка растений, засев. «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает»

Никола Угодник 9 / 22 ма я – выгон коней в ночное, конский праздник. Два Николы: один травный, другой – морозный. К этому дню должен быть отсеян овёс. Мужской праздник – в первый раз парни выводят коней в ночное, пируют. После захода солнца приходят девки, водят хороводы до рассвета. Николай Угодник – помощник всем во всём, покровитель вод (до Ильи) лесов, стад. Домашний дух-хранитель, покровитель стариков и детей. (Дед Мороз – Санта Клаус – св. Николай) Николин день отмечали пышно, устраивали братчины. "Не хвались на Юрьев День посевом, а хвались на Николин День травою".С этого дня «заказывали» луга (под сенокос), где не полагалось пасти скотину. В этот день просили дождя.

23 мая- Земля – именинница. На этот день приходятся именины матушки сырой земли, а потому ее большой грех копать. А кто сеет пшеницу в этот день, у того она родится как золото. Лекарственные травы и коренья, имеют в этот день большую силу.

Вознесение Поминальный день, почитание умерших. Выпекание блинов-онуч. В этот день особо внимательное отношение к нищим, (т.к. Христос 40 дней ходил в образе нищего) выпекание «лесенок», гадание на «лесенках», аграрная магия, свадебные сговоры на осенний мясоед. С этого дня переставали петь весенние песни. Конец весны. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья", "Дошла весна до Вознесенья - тут ей и конец", "Весна на Вознесение на Небо возносится - на отдых в Ирий Светлый просится", "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам (предкам), и внукам (живым их потомкам)". Начало обрядов «Похороны кукушки»

По церковному календарю:

Вознесение Господне – двунадесятый праздник, который отмечается на 40-й день после Пасхи, в четверг на шестой послепасхальной неделе. Согласно Библии, после Воскресения Христос ещё 40 дней пребывал на земле, совершая чудеса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Падшие духи, их деятельность. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных