Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и предмет общей психологии. Этапы развития психологии.




Тема 1. Психология как наука.

Понятие и предмет общей психологии. Этапы развития психологии.

Предмет, задачи и принципы психологии.

Место психологии в системе наук.

Структура и отрасли психологии.

Методы психологи.

Понятие и предмет общей психологии. Этапы развития психологии.

Название “психология” состоит из двух греческих слов: “psyche” (душа) и “logos” (учение), что в переводе на русский язык значит учение о душе.

Своим названием психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в красивую девушку Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын-небожитель хочет соединить свою судьбу с простой смертной. Она прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя пройти Психею через ряд испытаний. Боги, увидев, насколько сильна любовь Психеи, решили помочь ей. Эрот убедил Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом любви, душевных проявлений. Поэтому

Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Психологические знания помогли людям лучше познать друг друга, повлиять на отдельные действия и поступки, предупредить нежелательные, учесть индивидуальные особенности. Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души.

Эти знания накапливались, передавались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусств. Однако в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказательности и поэтому не могли быть твердой основой для работы с людьми.

- Житейские психологические знания существенно отличаются от научных прежде всего тем, что они были основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях. (Донаучная психология.)

- Научная психология в противовес житейской строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобретении существенную роль играет эксперимент.

 

Донаучная психология ограничивается лишь обнаружением фактов, научная психология – объясняет данные факты с помощью научных методов.

 

Для того чтобы психология стала самостоятельной наукой необходимо выполнение трёх условий, т.е. наука должна быть:

1. экспериментальной

2. генетической

3. прикладной.

 

1. 1879г. Вильгельм Вунд в Г.Лейпциге создал первую экспериментальную лабораторию.

2. 1859г. Ч.Дарвин создаёт эволюционную теорию, согласно которой, все существующие сейчас животные и растения произошли от одной формы жизни и представляют собой результат эволюции.

Эта теория проникает во все сферы жизни человека, включая и науки, в т.ч. и психологию. Благодаря этому она становиться генетической, т.е. все изучаемые явления рассматриваются в их развитии.

3. В конце 19 века знания психологии начинают применять на практике, т.о. психология становиться прикладной.

 

Психология — сравнительно молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад.

В настоящее время психология определяется как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими людьми, с самим собой, окружающим его миром в целом. (Психологический словарь под ред. В.П.Зинченко).

Такое понимание психологии возникло постепенно, в процессе развития идеалистических и материалистических представлений об окружающем мире. В развитии психологии как науки можно выделить несколько этапов.

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

На I этапе психология выступает как наука о душе (более двух тысяч лет назад).

Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека — ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации психических явлений.

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании.

Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др. Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Г. Дарвина (1809-1882).

III этап — психология как наука о поведении (20 век).

Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие данные поступки не учитывались.

В начале ХХ в. в мировой психологической науке возник «методологический кризис», результатом которого стало возникновение психологии в рамках которой действуют несколько авторитетных направлений и течений, по-разному понимающих предмет психологии, ее методы и научные задачи.

Среди них бихевиоризм – направление психологии, возникшее в конце ХIХ в. в США, которое отрицает наличие сознания или, по крайней мере, возможность его изучения (Э. Торндайк (1874–1949), Д. Уотсон (1878–1958) и др.). Предметом психологии здесь является поведение, т. е. то, что можно непосредственно увидеть – поступки, реакции и высказывания человека, при этом то, что вызывает эти поступки, совершенно не учитывалось. Основная формула: S > R (S – стимул, т. е. воздействие на организм; R – реакция организма). Даёт возможность предсказывать поведение. Но ведь один и тот же стимул (например, вспышка света, красный флажок и т. п.) вызовет совершенно разные реакции в зеркале, у улитки и волка, ребенка и взрослого человека как в различных отражающих системах. Поэтому данная формула (отражаемое – отраженное) должна содержать и третье промежуточное звено – отражающую систему.

Практически одновременно с бихевиоризмом возникают другие направления: в Германии – гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура), основоположниками которой были М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка;

в Австрии – психоанализ З. Фрейда;

в России – культурно-историческая теория – концепция психического развития человека, разработанная Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.

 

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Сформировалась на базе материалистического взляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

Таким образом, психология прошла длинный путь развития, при этом изменялось понимание ее объекта, предмета и целей представителями различных направлений и течений.

К.К. Платонов в «Кратком словаре системы психологических понятий» приводит такое определение: «Психология – наука, изучающая психику в ее развитии в животном мире (в филогенезе), в происхождении и развитии человечества (в антропогенезе), в развитии каждого человека (в онтогенезе) и проявлении в различных видах деятельности».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных