ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Назовите фамилию героя приведенного текста.Демонстрационный вариант заданий заключительного этапа Олимпиады школьников СПбГУ по истории I. Хорошо известно, что существует целый ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин – особых отраслей исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определенные виды исторических источников. Они, хоть и называются вспомогательными, очень важны и интересны. А Вы знаете хотя бы некоторые вспомогательные исторические дисциплины? (количество баллов - 3)
30 ноября 1698 года Петр I учредил первый российский орден – орден Святого апостола Андрея Первозванного, считавшегося первокрестителем славян. Он давался «за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги» и представлял собой косой крест голубого цвета с изображением распятого апостола. На концах креста латинские буквы SAPR — Святой Андрей, покровитель России. На обратной стороне — девиз «За веру и верность». Первым кавалером ордена стал граф Фёдор Алексеевич Головин(1650), руководитель внешней политики России, первый российский генерал-фельдмаршал. А вторым орден получил гетман Иван Мазепа за «тридцатилетние успехи над крымцами». Петр надеялся, что гетман станет его верным союзником, но тот оказался изменником. И тогда царь лишил Мазепу награды и повелел изготовить взамен другую — «орден Иуды» с надписью: «Треклят сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится». Сам же Петр получил орден лишь шестым — в мае 1703 года — за штурм и захват в устье Невы двух шведских кораблей. Как называется вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает историю происхождения орденов, медалей и их систем? Ответ: ______________________________________
II. Ни одна наука не обходится без своего специального языка – терминологии. Не является исключением и наука история. Определите, о каком термине идет речь.
Этот термин заимствован из Византии, где он обозначал послания, указы, а также любые другие письменные документы. В России он применялся как название документа, свидетельствовавшего о даваемых правах, наградах, совершении сделок, установлении каких-либо отношений. В настоящее время этот термин по-прежнему применяется по отношению к некоторым видам документов, прежде всего в дипломатии. Ответ: ___________________________________________________
III. Еще одной вспомогательной исторической дисциплиной является историческая география. Ведь, как писал о важности географических знаний для исторических исследований русский историк XVIII в. И. Н. Болтин, «Историк без географии на каждом шагу встречает претыкание». А как обстоит дело с географическими знаниями у Вас? (максимальное количество баллов – 12) На предложенной карте Руси IX – начале XII веков: 1. Проложите маршрут пути «из варяг в греки». 2. Отметьте два главных города, написав их соответствующие названия, основных суперсоюзов восточнославянских племен – северо-западного и полянского. 3. Обозначьте сплошной линией примерное место обитания печенегов в IX – первой трети XI века.
IV. Исторические источники – свидетельства о прошлом. Работа с ними составляет суть исторического исследования. Умение извлекать и интерпретировать содержащуюся в источниках информацию, вписывать ее в существующий исторический контекст – все это черты деятельности историка-профессионала. Попробуйте себя в этом качестве! Изучите текст исторического источника. Ответьте на вопросы. (максимальное количество баллов – 18). «…Их величества <…> вследствие великих происшествий, ознаменовавшихся в Европе в течение трех последних лет, наипаче же вследствии благодеяний, которые божию провидению было угодно излиять на государства, коих правительства возложили свою надежду и упование на единого бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, что ранее установленный державами образ взаимных отношений дóлжно совершенно переменить и что крайне необходимо прилагать старания, дабы заменить его порядком, основанном единственно на высоких истинах, внушаемым вечным законом бога спасителя <…> На сем основании их величества согласились в следующих статьях: Статья I. Соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, подданные трех договаривающихся сторон пребудут соединены узами действительного братства <…> они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь. То же самое возымеет отношение и к их войскам, которые одинаково будут почитать себя не иначе, как частью одной армии, призванной охранять религию, мир и справедливость. Статья II. Единое преобладающее правило да будет как между помянутыми властями, так и подданными их <…> почитать всем себя как бы членами единого народа под именем христианской нации… <…> Статья III. Все державы, желающие торжественно признать изложенные в сем акте священные правила <…> могут всеохотно и с любовью быть приняты в сей священный союз».
Ответьте на вопросы:
V. По приведенной характеристике определите, о каком историческом лице идет речь в тексте, и ответьте на вопросы.(максимальное количество баллов – 8) Дворянин по происхождению, кадровый военный, он весной 1918 года вступил в РККА и в РКП(б). В годы Гражданской войны (1918-1920) командовал армиями в составе Восточного, Южного и Кавказского фронтов. За победу над Колчаком был награжден орденом Красного Знамени и Почетным революционным оружием. В апреле 1920 г. вступил в командование Западным фронтом. В 1933 г. получил орден Ленина, а через два года ему было присвоено высшее воинское звание — Маршал Советского Союза. Ценитель музыки, поклонник Бетховена, человек, обладавший «впечатляющей внешностью», он славится, кроме побед, уменьем четко наладить армейскую работу, что ярко проявилось в его деятельности в 1930-е гг., в том числе на посту 1-го заместителя наркома обороны. В 1937 г. был приговорен к смертной казни по обвинению в шпионаже, измене Родине и подготовке террористических актов. Спустя 20 лет реабилитирован.
Ответьте на вопросы: Назовите фамилию героя приведенного текста. 2. Служба в Красной Армии не была для нашего героя началом военной карьеры. Вспомните, когда началась его служба в российской армии? 3. В каком важном эпизоде военных действий периода Гражданской войны он принимал участие как командующий Западным фронтом? Подписанием какого документа закончился тот эпизод военных действий? Какова была суть статьи того документа, касавшаяся установления границы?
VI. Мемориальные доски являются наиболее массовой формой коммеморации (увековечивания памяти о каком-либо человеке, событии), знаком исторической памяти. Определите, какому историческому деятелю посвящена эта доска и ответьте на вопрос. (максимальное количество баллов - 4)
VII. Проанализируйте текст, содержащий историческую информацию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|