Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Муз. язык. Стилистика.




Жанр. Создание.

Опера-былина «Садко» (1895—1896) относится наряду с «Рус­ланом» Глинки и «Князем Игорем» Бородина к самым капиталь­ным творениям русского эпического музыкального театра XIX ве­ка Либретто самого композитора и В. И.Бельского.

В либретто выдержан народный былинный и песенный стиль, широко использованы фольклорные тексты, традиционные обороты и «фор­мулы» эпических жанров. «Многие речи, а также описанье деко­раций и сценических подробностей, — писал Римский-Корсаков, — заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, при­читаний и т. п. Былина о Волхе Всеславьевиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежа­щими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто зача­стую сохранен былинный стих с его характерными особенно­стями».

Идея.

Как и в «Снегурочке», в опере-былине изображена русская народная старина, затронуты темы единения человека и природы, искусства. В основе «Садко» лежит идея прославле­ния Древней Руси, образ Новгорода предстает живым воплоще­нием поэзии и красоты в их народном понимании и выражении. Он служит олицетворением духовного и художественного богат­ства национальной культуры в ее не только «новгородском», но и общерусском содержании. Этим объясняется необычайно красочный, праздничный колорит произведе­ния. Отсюда — главенство темы искусства в опере, которую ком­позитор связал с понятием общенародного идеала (отнюдь не «новгородско-купеческого»), с возвышенным стремлением челове­ка, с проблемой жизненного назначения художника.

Вся опера и образ ее главного героя проникнуты пафосом всепокоряющей силы искусства. Заложенная в самой новгородской былине, эта идея вообще типична для народного эпоса — хорошо известно, например, ее античное преломление в мифе об Орфее. Русским Орфеем можно было бы назвать новгородского гусляра,

Садко — бо­гатырь смелой и высокой мечты, но не воинских подвигов, и про­тивопоставлен он новгородским торговым гостям в основном в плане нравственном и патриотическом. Богатство для него лишь средство к достижению за­ветной цели — побывать в далеких краях, прославить по всей земле Великий Новгород. Образ Садко, вдохновен­ного и свободного, эти­чески возвышенного в служении искусству, выразительно оттеня­ется другими персонажами. Молодой киевский гусляр Нежата — это носитель отстоявшейся художест­венной традиции. Дуда и Сопель — представители «приспособ­ленческого» ремесла: они служат только сильному, с равным усер­дием насмехаются над нищим Садко (а потом восхваляют его).

Тема искусства направляет движение сюжета, с ней связана судьба героя. Своими песнями гусляр очаровывает Морскую ца­ревну (а с ее помощью — выигрывает заклад) и покоряет мор­ское царство. Песне он обязан и возвращению в Новгород — ведь ради служения родной земле его вызволяет Старчище из подвод­ной стихии. Тема искусства получает патриотическое звучание в ключевых моментах оперы: в арии Садко из 1-й картины, в хоре «Высота ли, высота», в монологе Старчища, наконец, в финальном прославлении «богатырской песни» (сказ Садко о путешествиях) и покровителя Новгорода — Старчища могучего богатыря.

 

 

Драматургия.

 

Партитура «Садко» — один из шедевров эпического опер­ного симфонизма Римского-Корсакова. «Двоемирие» оперы предопределило наличие в ней, как и в других фантастико-народных произведениях композитора, интонационного конт­раста— между музыкой народных и волшебных сцен. Из-за их необычайно интенсивной красочности контраст этот кажется очень глубоким. Обеим образно-интонационным сферам присуще внут­реннее единство, свои закономерности тематического развития. Разнообразие лейтмотивов, характерных типов интона­ций — сближает «Садко» с «весенней сказкой».

Драматургия здесь имеет ярко выраженный повествовательный характер. Примечательна в «Садко» предсказанность хода событий: победы Садко в споре с настоятелями, его благополучного воз­вращения из странствий, превращения Морской царевны в речку светлую. Всем этим снимается напряженность сценических ситуаций. С движения событий вни­мание автора переключается на описание образов и явлений. Повествовательность выливается в спокойное развертывание бытовых и волшебных музыкальных картин, вокально-симфонических и орке­стровых.

В грандиозную эпическую композицию оперы обильно введе­ны «малые» повествования: былина и сказка Нежаты, рассказ Волховы о подводном царстве, песенные «сказы» иноземных го­стей и самого Садко, «Стих о Голубиной книге». Стилистикой эпи­ческих жанров и содержанием новгородской былины обусловле­на повторность тождественных или сходных сценических положе­ний. Своеобразны драматургические «пары» — выступления двух гусляров на пи­ру братчины, два превращения Волховы и ее сестер (начало и конец сцены у Ильмень-озера), два «золотых чуда» в 4-й картине, отплытие, а потом возвращение кораблей. В итоге опере-былине свойственна особенная неторопливость, замедленность действия.

 

 

Композиция.

 

Оригинальна и двухчастная композиция «Садко» — род эпиче­ской «дилогии» или цикла из двух эпических «песен». (Это обус­ловлено своеобразной «двойственностью» литературной основы — использованием двух вариантов новгородской былины). Картины 1—4-я — это «песнь» первая, 5—7-я — «песнь» вторая. Каждая из них имеет свой сюжет — историю обогащения гусляра, рассказ о его странствиях — и отчасти своих действующих лиц, хотя глав­ные герои проходят через все повествование. Двухчастность опе­ры выступает также в наличии как бы двух финалов (заключи­тельные разделы 4-й и 7-й картин) и двух вступлений — повторе­ние музыкальной картины «Океан — море синее» перед сценой на корабле служит указанием, что действие начинается «заново».

 

Муз. язык. Стилистика.

В отличие от «Снегурочки» Римский-Корсаков лишь в малой степени воспользовался в «Садко» заимствованными из фолькло­ра темами, избрав путь свободного претворения песенности. В основу народных сцен он положил на этот раз не календарно-обрядовые песни, а повествовательные эпические жанры с их стилистикой, что и сообщает музыке былинный отпе­чаток. Как известно, в «Садко» есть только три заимствования: напевы былины «Соловей Будимирович» и духовного стиха о «Го­лубиной книге», мелодия из «Обихода» (Старчище). Однако эпи­ческий жанр, стилистические его особенности претворены компо­зитором и в двух других эпизодах оперы. Напомним о былине и сказке Нежаты, а также о замечательном хоре «Будет красен день» с его одиннадцатидольным размером. Особенно ярким проявлением эпичности Римский-Корсаков считал речитативы Садко, сочиненные им под впечатле­нием исполнения былин Т. Г. Рябининым, известным народным ска­зителем. «Речитатив этот, — писал композитор, — не разговор­ный язык, а как бы условно-уставной былинный сказ или распев, первообраз которого можно найти в декламации рябининских бы­лин». Римский-Корсаков мастерски претворил протяжные, свадеб­ные и хороводные, дружинные, колыбельные и плясовые песни, напевы гимнического типа и веселые «скоморошины». Партитуру «Садко» можно назвать поэтому настоящей сокровищницей, «эн­циклопедией» жанров русского музыкально-поэтического фолькло­ра, превосходящей даже «Снегурочку».

 

Образ Садко.

Главенство песенных жанров нагляднее всего выражено в му­зыкальной характеристике Садко. Цельный, наделенный богатыр­ским размахом образ особенно ярко раскрывается в сценах, где гусляр является выразителем народного чувства, где он «высказы­вается» через жанры хоровой песни: былинно-эпической («Высота ли, высота») или дружинной («Целовальнички любимы»). Песня сопутствует Садко и в моменты поэтического одушевления: когда он в своей Величальной песне, проникнутой ощущением беспре­дельности океана, восторженно славит величие водяной стихии; когда заводит гусельный наигрыш, под который пускается в пляс все царство подводное. Лирическая сторона образа раскрыта в пылкой песне-арии «Пробегали б мои бусы-корабли», в обраще­ниях Садко к «дубравушке» и «дружине верной». В целом для характеристики былинного героя типично слияние народной песенности с музыкальными образами — «звучаниями» природы. Торжественный и певучий «голос» моря, шелест ночного леса и мелодичный плеск озерной воды, чудесные «видения» подводного мира — все это слышится в песнях Садко, усиливая поэтическое обаяние его образа.

 

Другие новгородские персонажи представлены не лич­ностями, а типизированными, максимально обобщенными фигура­ми. Эпические жанры сопутствуют Нежате, формы скоморошьего музицирования — Дуде и Сопелю. То же можно ска­зать и о «коллективных портретах» калик перехожих, дружины, торговых гостей, всей народной массы. Для общенародных эпизо­дов оперы типичны хоровые «Славы»: в честь гусляра, «богатыр­ской песни», Старчища.

 

Народные сцены в «Садко» — сплошь бытовые, свои­ми масштабами они значительно превосходят хоровые эпизоды предшествующих опер Римского-Корсакова. Изображение народа как единого целого сочетается здесь с дифференцированным, мно­голиким его показом.

Самый новаторский, и притом типично корсаковский образец хоровой драматургии в «Садко» — это грандиозная 4-я картина. 4-я картина состоит из трех обширных частей (или разделов) г •их можно было бы назвать: «Торжище», «Чудо чудное», «Прово­ды Садко». Первая часть в сюжетно-драматургическом смысле яв­ляется своеобразным «предыктом»: настоятели настраивают толпу против гусляра. Во второй — сосредоточены главные события: спор, чудеса, выигрыш заклада, сбор дружины. Выбор пути, про­щание и отплытие составляют содержание третьей части.

В рассматриваемой картине наиболее ярко про­является столь типичная для этой оперы эпическая, «античная» трактовка роли народа (напомним, она уже наметилась в сцене суда над Мизгирем). Постоянно находясь на сцене, народ не со­вершает каких-либо прямых действий, как будто не становится «деятелем драмы». Однако он непрестанно выражает свой интерес к событиям и поступкам действующих лиц, дает им оценку. Тем самым наряду с Садко народ — это один из главных и активных участников происходящего.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных