ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Муз. язык. Стилистика.Жанр. Создание. Опера-былина «Садко» (1895—1896) относится наряду с «Русланом» Глинки и «Князем Игорем» Бородина к самым капитальным творениям русского эпического музыкального театра XIX века Либретто самого композитора и В. И.Бельского. В либретто выдержан народный былинный и песенный стиль, широко использованы фольклорные тексты, традиционные обороты и «формулы» эпических жанров. «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей, — писал Римский-Корсаков, — заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п. Былина о Волхе Всеславьевиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями». Идея. Как и в «Снегурочке», в опере-былине изображена русская народная старина, затронуты темы единения человека и природы, искусства. В основе «Садко» лежит идея прославления Древней Руси, образ Новгорода предстает живым воплощением поэзии и красоты в их народном понимании и выражении. Он служит олицетворением духовного и художественного богатства национальной культуры в ее не только «новгородском», но и общерусском содержании. Этим объясняется необычайно красочный, праздничный колорит произведения. Отсюда — главенство темы искусства в опере, которую композитор связал с понятием общенародного идеала (отнюдь не «новгородско-купеческого»), с возвышенным стремлением человека, с проблемой жизненного назначения художника. Вся опера и образ ее главного героя проникнуты пафосом всепокоряющей силы искусства. Заложенная в самой новгородской былине, эта идея вообще типична для народного эпоса — хорошо известно, например, ее античное преломление в мифе об Орфее. Русским Орфеем можно было бы назвать новгородского гусляра, Садко — богатырь смелой и высокой мечты, но не воинских подвигов, и противопоставлен он новгородским торговым гостям в основном в плане нравственном и патриотическом. Богатство для него лишь средство к достижению заветной цели — побывать в далеких краях, прославить по всей земле Великий Новгород. Образ Садко, вдохновенного и свободного, этически возвышенного в служении искусству, выразительно оттеняется другими персонажами. Молодой киевский гусляр Нежата — это носитель отстоявшейся художественной традиции. Дуда и Сопель — представители «приспособленческого» ремесла: они служат только сильному, с равным усердием насмехаются над нищим Садко (а потом восхваляют его). Тема искусства направляет движение сюжета, с ней связана судьба героя. Своими песнями гусляр очаровывает Морскую царевну (а с ее помощью — выигрывает заклад) и покоряет морское царство. Песне он обязан и возвращению в Новгород — ведь ради служения родной земле его вызволяет Старчище из подводной стихии. Тема искусства получает патриотическое звучание в ключевых моментах оперы: в арии Садко из 1-й картины, в хоре «Высота ли, высота», в монологе Старчища, наконец, в финальном прославлении «богатырской песни» (сказ Садко о путешествиях) и покровителя Новгорода — Старчища могучего богатыря.
Драматургия.
Партитура «Садко» — один из шедевров эпического оперного симфонизма Римского-Корсакова. «Двоемирие» оперы предопределило наличие в ней, как и в других фантастико-народных произведениях композитора, интонационного контраста— между музыкой народных и волшебных сцен. Из-за их необычайно интенсивной красочности контраст этот кажется очень глубоким. Обеим образно-интонационным сферам присуще внутреннее единство, свои закономерности тематического развития. Разнообразие лейтмотивов, характерных типов интонаций — сближает «Садко» с «весенней сказкой». Драматургия здесь имеет ярко выраженный повествовательный характер. Примечательна в «Садко» предсказанность хода событий: победы Садко в споре с настоятелями, его благополучного возвращения из странствий, превращения Морской царевны в речку светлую. Всем этим снимается напряженность сценических ситуаций. С движения событий внимание автора переключается на описание образов и явлений. Повествовательность выливается в спокойное развертывание бытовых и волшебных музыкальных картин, вокально-симфонических и оркестровых. В грандиозную эпическую композицию оперы обильно введены «малые» повествования: былина и сказка Нежаты, рассказ Волховы о подводном царстве, песенные «сказы» иноземных гостей и самого Садко, «Стих о Голубиной книге». Стилистикой эпических жанров и содержанием новгородской былины обусловлена повторность тождественных или сходных сценических положений. Своеобразны драматургические «пары» — выступления двух гусляров на пиру братчины, два превращения Волховы и ее сестер (начало и конец сцены у Ильмень-озера), два «золотых чуда» в 4-й картине, отплытие, а потом возвращение кораблей. В итоге опере-былине свойственна особенная неторопливость, замедленность действия.
Композиция.
Оригинальна и двухчастная композиция «Садко» — род эпической «дилогии» или цикла из двух эпических «песен». (Это обусловлено своеобразной «двойственностью» литературной основы — использованием двух вариантов новгородской былины). Картины 1—4-я — это «песнь» первая, 5—7-я — «песнь» вторая. Каждая из них имеет свой сюжет — историю обогащения гусляра, рассказ о его странствиях — и отчасти своих действующих лиц, хотя главные герои проходят через все повествование. Двухчастность оперы выступает также в наличии как бы двух финалов (заключительные разделы 4-й и 7-й картин) и двух вступлений — повторение музыкальной картины «Океан — море синее» перед сценой на корабле служит указанием, что действие начинается «заново».
Муз. язык. Стилистика. В отличие от «Снегурочки» Римский-Корсаков лишь в малой степени воспользовался в «Садко» заимствованными из фольклора темами, избрав путь свободного претворения песенности. В основу народных сцен он положил на этот раз не календарно-обрядовые песни, а повествовательные эпические жанры с их стилистикой, что и сообщает музыке былинный отпечаток. Как известно, в «Садко» есть только три заимствования: напевы былины «Соловей Будимирович» и духовного стиха о «Голубиной книге», мелодия из «Обихода» (Старчище). Однако эпический жанр, стилистические его особенности претворены композитором и в двух других эпизодах оперы. Напомним о былине и сказке Нежаты, а также о замечательном хоре «Будет красен день» с его одиннадцатидольным размером. Особенно ярким проявлением эпичности Римский-Корсаков считал речитативы Садко, сочиненные им под впечатлением исполнения былин Т. Г. Рябининым, известным народным сказителем. «Речитатив этот, — писал композитор, — не разговорный язык, а как бы условно-уставной былинный сказ или распев, первообраз которого можно найти в декламации рябининских былин». Римский-Корсаков мастерски претворил протяжные, свадебные и хороводные, дружинные, колыбельные и плясовые песни, напевы гимнического типа и веселые «скоморошины». Партитуру «Садко» можно назвать поэтому настоящей сокровищницей, «энциклопедией» жанров русского музыкально-поэтического фольклора, превосходящей даже «Снегурочку».
Образ Садко. Главенство песенных жанров нагляднее всего выражено в музыкальной характеристике Садко. Цельный, наделенный богатырским размахом образ особенно ярко раскрывается в сценах, где гусляр является выразителем народного чувства, где он «высказывается» через жанры хоровой песни: былинно-эпической («Высота ли, высота») или дружинной («Целовальнички любимы»). Песня сопутствует Садко и в моменты поэтического одушевления: когда он в своей Величальной песне, проникнутой ощущением беспредельности океана, восторженно славит величие водяной стихии; когда заводит гусельный наигрыш, под который пускается в пляс все царство подводное. Лирическая сторона образа раскрыта в пылкой песне-арии «Пробегали б мои бусы-корабли», в обращениях Садко к «дубравушке» и «дружине верной». В целом для характеристики былинного героя типично слияние народной песенности с музыкальными образами — «звучаниями» природы. Торжественный и певучий «голос» моря, шелест ночного леса и мелодичный плеск озерной воды, чудесные «видения» подводного мира — все это слышится в песнях Садко, усиливая поэтическое обаяние его образа.
Другие новгородские персонажи представлены не личностями, а типизированными, максимально обобщенными фигурами. Эпические жанры сопутствуют Нежате, формы скоморошьего музицирования — Дуде и Сопелю. То же можно сказать и о «коллективных портретах» калик перехожих, дружины, торговых гостей, всей народной массы. Для общенародных эпизодов оперы типичны хоровые «Славы»: в честь гусляра, «богатырской песни», Старчища.
Народные сцены в «Садко» — сплошь бытовые, своими масштабами они значительно превосходят хоровые эпизоды предшествующих опер Римского-Корсакова. Изображение народа как единого целого сочетается здесь с дифференцированным, многоликим его показом. Самый новаторский, и притом типично корсаковский образец хоровой драматургии в «Садко» — это грандиозная 4-я картина. 4-я картина состоит из трех обширных частей (или разделов) г •их можно было бы назвать: «Торжище», «Чудо чудное», «Проводы Садко». Первая часть в сюжетно-драматургическом смысле является своеобразным «предыктом»: настоятели настраивают толпу против гусляра. Во второй — сосредоточены главные события: спор, чудеса, выигрыш заклада, сбор дружины. Выбор пути, прощание и отплытие составляют содержание третьей части. В рассматриваемой картине наиболее ярко проявляется столь типичная для этой оперы эпическая, «античная» трактовка роли народа (напомним, она уже наметилась в сцене суда над Мизгирем). Постоянно находясь на сцене, народ не совершает каких-либо прямых действий, как будто не становится «деятелем драмы». Однако он непрестанно выражает свой интерес к событиям и поступкам действующих лиц, дает им оценку. Тем самым наряду с Садко народ — это один из главных и активных участников происходящего. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|